Глава I.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте.




Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным

является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую

головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам.

Этот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт

 

Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал

открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей

индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции

пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического

развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри

подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила

психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.

Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической

пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда

подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а

игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей,

негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14

до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная

чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое

состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой,

переносимая подростками на окружающий мир.

Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности,

результатом которой становятся новые психологические новообразования

подросткового возраста.

Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый

(10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или

7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10

классов (15-17 лет).

Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление

потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности

взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет

соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось

приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего,

собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в

мотивационной сфере.

Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в

окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические

новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед

ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере

потребностей и мотивов поведения.

Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию

развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Которая могла

бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми,

расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми.

Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней

ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические

состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е.

в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости,

противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику

негативной фазы психической пубертатности.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость

стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст. Холла). С этой чертой

связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком,

выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества

и т.п.

Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию

группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону

первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-

видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности,

выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка

обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко

сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление

подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное

использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой

сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного

пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса

ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение

социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к

профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9)

подготовка к браку и семейной жизни. [1. 125-126]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: