Из всех периодов развития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным
является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую
головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам.
Этот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт
Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал
открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей
индивидуальности. Специфика развития подростка может быть объяснена с позиции
пубертата. Известно, что пубертат – это период резкого ускорения физического
развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри
подросткового возраста. Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделила
психическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития.
Первая из них, по словам Ш. Бюлер – это прелюдия к периоду психической
пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда
подростки необуздан, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а
игры более старших подростков еще непонятны. «Прелюдия» сменяется следующей,
негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14
до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная
чувствительность и раздражительность, беспокойство и легко возбудимое
состояние», «физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой,
переносимая подростками на окружающий мир.
Смена социальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятельности,
результатом которой становятся новые психологические новообразования
подросткового возраста.
Поэтому внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый
|
(10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или
7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10
классов (15-17 лет).
Первый таким моментом в этой сфере младшего подростка является появление
потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности
взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет
соответствовать не только требованиям окружающих его людей (что явилось
приобретением предшествующего возрастного этапа развития), но прежде всего,
собственным требованиям и самооценке. Это – второй новый момент в
мотивационной сфере.
Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в
окружающей его социальной среде. Таким образом, мы видим, что психологические
новообразования, приобретенные в младшем школьном возрасте, открывают перед
ребенком новые возможности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере
потребностей и мотивов поведения.
Становится очевидным, что новые потребности, изменяя социальную ситуацию
развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности. Которая могла
бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми,
расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми.
Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней
ведущей деятельности – учебной. [1. 122-123]
Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические
состояния, наиболее часто переживаемые подростками.
|
Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е.
в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости,
противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику
негативной фазы психической пубертатности.
Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость
стремлений и их неустойчивый характер (см. данные Ст. Холла). С этой чертой
связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком,
выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества
и т.п.
Наряду с реакцией эмансипацией в качестве специфически подростковой реакцию
группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону
первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-
видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.
Наконец, важно иметь в виду и особенности характера подростков, в частности,
выраженность в этом возрасте так называемых акцентуаций характера.
Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка
обусловлены так называемыми «задачами развития», наиболее четко
сформулированными Р. Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление
подростка к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное
использование своего тела; 2) достижение социально приемлемой взрослой
сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного
пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса
ценностей, в соответствии, с которыми строится поведение; 6) достижение
социально ответственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к
профессиональной деятельности; 8) достижение экономической независимости; 9)
подготовка к браку и семейной жизни. [1. 125-126]