Выпуск подготовлен педагогом-психологом Украинец Аленой Викторовной
Тема выпуска «Эмоциональное благополучие ребенка младшего дошкольного возраста»
Эмоциональные переживания детей раннего возраста сохраняют ряд особенностей: они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. В ожидании праздника и после него становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, долго не могут заснуть. В этом возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», так как каждая из них чему-то учит ребенка.
Причины, вызывающие
Отрицательные эмоции
- Нарушение режима дня;
- Неправильные воспитательные приемы кормления и укладывания на сон;
- Недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым;
- Отсутствие единства требований к ребенку;
- Рассогласование в приемах его воспитания.
Причины агрессивности:
- Болезненное состояние ребенка;
- Травмирующая домашняя обстановка;
- Недостаток внимания и ласки;
- Избыток внимания и т.д.
Развитие эмоциональной сферы и произвольности поведения ребенка трех лет:
1. Замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев):
• Радуется, когда взрослый ласково разговаривает, сверстник улыбается, дает игрушку;
• Печалится, перестает играть, плачет, когда взрослый сердится, сверстник толкает, отнимает игрушку.
2. Нуждается в положительной оценке взрослых:
• Радуется, когда взрослый хвалит его;
• Болезненно переживает неодобрение
(плачет, замыкается в себе).
|
3. Ярко проявляет потребность в самостоятельности
(«Я сам!»).
4. Знает элементарные нормы и правила поведения:
• Можно поменяться, поделиться игрушкой;
• Пожалеть другого человека, утешить;
• Нельзя драться, говорить плохие слова, отбирать игрушки.
5. Стремится соответствовать требованиям близких взрослых:
• Помочь в ответ на просьбу;
• Выполнить поручение взрослого.
Какой должна быть стратегия поведения
взрослого с ребенком в период кризиса трех лет?
Трехлетний ребенок не только забавный и смешной карапуз, но и самостоятельная, зрелая личность. Он начинает общаться с большим количеством людей. Его детская непосредственность может обернуться и агрессивностью.
• Донести до ребенка: «Никого нельзя обижать!»
• При проступке научить искренне просить прощения («Извините»).
• В три года у ребенка обостряется чувство собственности. Не торопитесь обозвать
его жадиной. Научите его делиться с другими, предлагать меняться своими игрушками.
• В три года ребенок должен знать, что у мамы и папы есть своя территория и своя
собственность:
А) время, которое он может потратить только на себя;
Б) вещи, которыми он не захочет делиться никогда и ни при каких условиях.
• Ребенок должен помнить определенный свод правил, нарушать которые нельзя нигде и никогда:
А) подходить к горячим предметам;
Б) разговаривать с посторонними.
• В общении с трехлетними детьми следует вести себя очень корректно, уважая их мнение и выбор.
• Планируя игру с ребенком, надо ставить перед ним лишь посильные задачи. Иначе появятся обида, неуверенность («У меня все равно ничего не получится»).
|