Тема 4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ТАРИФНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ (1 часть)
Необходимость государственного регулирования внешней торговли
Тарифные методы регулирования международной торговли
Эффективный тариф и тарифная эскалация
Аргументы против и в защиту тарифов
1. Роль государства в международной торговле ограничивалась преимущественно разработкой и осуществлением мер торговой политики, направленной на достижение определенных приоритетов. Государственное регулирование международной торговли может быть:
· Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
· Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
· Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран—членов Европейского союза (ЕС), которые рассматриваются в соответствующих главах второй части учебника.
|
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм.
Аргументация фритредерства базируется на том общетеоретическом тезисе, что благодаря свободной торговле, основанной на сравнении национальных издержек производства продукции, мировая экономика может достичь более рационального размещения ресурсов и более высокого уровня жизни. Структура ресурсов и технология производства в каждой стране различны, что определяет различия в национальных затратах производства разных ресурсов и продуктов, вызывая их специализацию в системе международного разделения труда на тех из них, которые является менее дорогостоящими и более качественными. Отсюда представляется экономически вредным любое вмешательство в стихийно складывающийся товарообмен между государствами.
|
Кроме того, в пользу свободной торговли выдвигают следующие доводы:
· она усиливает конкуренцию на внутреннем рынке каждой страны за счет внешних поставщиков и соответственно ограничивает монополизм национальных производителей;
· она стимулирует экономическую активность и НТП национальных производителей, вынужденных бороться за потребителей с иностранными конкурентами;
· она расширяет выбор покупателей, получающих возможность сравнивать качество и цены отечественных и зарубежных продуктов.
Аргументация протекционизма содержит следующие положения:
· интересы национальной безопасности требуют известной самообеспеченности экономики по стратегическим отраслям, не допускающей чрезмерной ресурсной и продовольственной зависимости от других стран посредством защиты национальных производств от захвата отечественного рынка зарубежными поставщиками;
· потребность сохранения и увеличения рабочих мест;
· необходимость поддержки внутренним спросом прежде всего национальных производителей, а не их зарубежных конкурентов;
· необходимость обеспечения большей стабильности экономики за счет ее диверсификации, так как узкая специализация национального хозяйства делает его более подверженным опасностям экономических колебаний мирового хозяйства;
· необходимость защиты новых отраслей национальной экономики, которые без поддержки не могут конкурировать с аналогичными производителями в тех государствах, где они начали развиваться раньше;
|
· потребность в создании условий для модернизации определенных отраслей за счет прибыли, получаемой вследствие роста цен на базе введения таможенных пошлин;
· вынужденность противодействия демпингу, т.е. временной продажи иностранной продукции по искусственно заниженным ценам с целью захвата рынка и вытеснения с него национальных производителей.
В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные —все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
Основными целями таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности РК, согласно Закону Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» являются:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на территорию Республики Казахстан;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на территорию Республики Казахстан;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Казахстан;
4) защита экономики Республики Казахстан от неблагоприятного воздействия импортируемых товаров;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;
6) обеспечение продовольственной безопасности страны.
2. На пути свободной торговли стоит большое количество барьеров. Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф в форме импортных и в меньшей мере экспортных пошлин.
Тарифные методы являются исторически более старыми методами регулирования международной торговли.
Таможенный тариф – наиболее старый и важный вид торговых ограничений. Он представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
· свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
· конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
В прошлом таможенный тариф был абсолютно доминирующей формой государственного регулирования международной торговли и важной статьей доходов бюджета. Он взимался не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых, а также следующих транзитом через территорию той или иной страны.
Страны, подписавшие сразу после окончания второй мировой войны Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), отказались от экспортного тарифа. Он используется в настоящее время в торговой практике некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. С помощью экспортного тарифа развивающиеся страны стремятся повысить цены на вывозимую продукцию и увеличить свой доход. Крайне редко встречается сейчас транзитный тариф, к которому прибегают порой как к средству ведения торговой войны. В целом значение таможенного тарифа в настоящее время снижается, поскольку правительства большинства стран предпочитают прибегать к нетарифным ограничениям международной торговли.
Существуют различные способы установления таможенных пошлин.
Классификации таможенных пошлин:
1) по способу взимания:
· адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
· специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
· комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл.за \т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу
и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой
12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных
цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
2) по объекту обложения:
· импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
· экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
· транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
3) по характеру:
· сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
· антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
· компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия,
ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.
Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
4) по происхождению:
· автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
· конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
· преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.
5) по типам ставок:
· постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
· переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).
Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
6) по способу вычисления:
· номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.
· эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
3. Эффективная ставка тарифа (effective tariff rate) — реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.
Следовательно:
· если в производстве конечной продукции не используются импортные компоненты, эффективный уровень таможенной защиты равен номинальному;
· если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию и на импортные компоненты одинаковая, то эффективный уровень таможенной защиты опять-таки равен номинальному;
· если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию больше, чем ставка тарифа на импортные компоненты, тогда эффективная ставка на конечный товар больше номинальной;
· ставка эффективного уровня таможенного тарифа возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции;
· ставка эффективного уровня таможенного тарифа падает по мере роста тарифа на импортные компоненты верно и обратное;
· номинальная ставка тарифа может быть только положительной, эффективная ставка может быть как положительной, так и отрицательной в случае, если тариф на импортные компоненты значительно превосходит тариф на конечную продукцию.
На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.
НАПРИМЕР:
1/ Если товар стоит на внутреннем рынке 7 тыс. дол., А на мировом - 5 тыс. дол., То эффективным барьером на пути его ввоз будет ставка пошлины на уровне 40-50%, поскольку она повысит цену товара до уровня внутреннего рынка и сделает для конкурента экспорт экономически нецелесообразным. Со временем, например, цена товара на внутреннем рынке снизится до 5,5 тыс. дол., а мировая останется на том же уровне. В данном случае уровень эффективной ставки пошлины составит уже только 6-10% стоимости товара.
2/ Определим фактический уровень защитной пошлины на конкретном примере телевизоров. Предполагаем, что телевизор на мировом рынке продается по цене 100 $, с которой комплектующие стоят 80 $. Страна стремится развивать отрасль по составлению телевизоров. Для поддержки национального производителя телевизоров она вводит адвалорная пошлина на импортные телевизоры, ставка которого равна 25%. Таким образом, страна расширяет ценовой диапазон для национальных производителей до 125 долл. вместо 100 долл. первоначальных. Но утверждать, что уровень защиты национального производителя равна 25%, неправомерно из-за того, что до введения таможенного тарифа сборка телевизоров внутри страны было выгодно только в том случае, если он равнялся 20 долл. или меньше (т.е. разница между 100 дол. за телевизор и 80 дол. за комплектующие). После введения тарифа сборки можно осуществлять даже, если расходы составляли бы 45 дол. (Разница между ценой 125 долл. И стоимостью комплектующих). Таким образом, пошлина в 25% обеспечивает сборщикам телевизоров фактический уровень защитной пошлины в 125%.
Теперь предположим, что для стимулирования производства комплектующих для телевизоров страна вводит 10%-ную пошлину на импортные комплектующие, повышая их стоимость с 80 дол. До 88 долл. до введения пошлины телевизоры в стране целесообразно было сдавать за 10 дол. (100-80 долл.)., После введения пошлины сборки можно осуществлять, если это будет стоить не дороже 12 долл. (100-88).
Собственно 25-процентный импортный тариф на телевизоры повысит цену и добавленную стоимость каждого телевизора на 25 $. 10-процентный тариф на комплектующие для этой области увеличит их внутренние цены на 8 $ за каждый телевизор. Всего оба тарифы увеличат добавленную стоимость одного телевизора только на 17 $, это уровень защиты добавленной стоимости (следовательно и доходов) области размером 85% ее величины (А не 5% или даже меньше, как можно было ожидать, если принимать во внимание только номинальный уровень защитного тарифа).
Данный пример иллюстрирует два основных принципа, на которых основываются концепции совокупного эффекта протекционизма, - доходы отрасли или ее добавленная стоимость находятся под влиянием торговых барьеров, которые становятся не только на пути конкурирующей импортной продукции, но и материалов, используемых в процессе производства данной продукции. И если конечная продукция отрасли защищается более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический уровень защитного тарифа превышает его номинальный уровень. Поэтому необходимо рассматривать не защита отдельного субъекта, а хозяйственной системы в целом в контексте затраты-производство.
По нашему мнению, расчет фактического уровня таможенного тарифа необходимо осуществлять не только при таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности, но и при выработке эффективной торговой политики. Так, в случае защиты отечественных производителей национальной продукции ставка импортной пошлины на готовые изделия должна значительно превышать ставку пошлины при импорте полуфабрикатов. Если же необходимо защитить сектора экономики, производящих промежуточную продукцию и при этом стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то устанавливается высокое импортная пошлина на полуфабрикаты, вследствие чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет иметь более низкий, а иногда и отрицательный уровень действующего тарифного защиты, о чем свидетельствует зарубежный опыт. Так, номинальный и фактический уровень таможенного тарифа на продукты питания составляют в США 4,7% и 10,6% соответственно, в Японии - 25,4% и 50,3%, в странах ЕС - 10,1% и 17,8%. Практически двукратное превышение фактического уровня таможенного тарифа за продуктами питания над номинальным уровнем таможенного тарифа достигнуто за счет таможенного обложения пищевых продуктов, из которых они изготавливаются. Поэтому фактический уровень таможенного тарифа, а не номинальный уровень таможенного тарифа и является предметом переговоров при возникновении торговых конфликтов между странами.
Тарифная эскалация
Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.
Тарифная эскалация (tariff escalation) — повышение уровня таможенного обложения
товаров по мере роста степени их обработки.
Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.
Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.
Итак, таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления. Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.
4. Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонникам и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах, и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.
Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:
• Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общегоравновесия показывает, что экономическоеблагосостояние малой страныснижается от введения импортного тарифав любом случае. Экономическоеблагосостояние большой страны такжеснижается во всех случаях, кроме одного,когда эффект улучшения условийторговли перекрывает экономическиепотери, возникающие от введения тарифа.
Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.
• Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильностьмеждународной торговли и международнойэкономики в целом. Торговыепартнеры страны, применившей в одностороннемпорядке импортный тарифдля защиты своих производителей от наплываболее дешевых товаров из-за рубежа,рискуют испытать на себе ответныетарифные санкции, которые чащевсего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.
• Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.
• Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости.
• Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочиеместа на местных предприятиях,производящих товары, конкурирующиес импортом, импортный тариф в то жевремя приводит к сокращению занятостив экспортном и других связанных сним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказатьсянастолько значительным, что положительноевлияние от введения тарифана уровень занятости в отраслях, конкурирующихс импортом, может быть перекрытоотрицательным влиянием на занятостьв экспортных отраслях. Болеетого, занятые в отраслях, конкурирующихс импортом, из-за растущих издержекпроизводства будут требовать повышениясвоей зарплаты. Чтобы недопустить оттока рабочей силы в эти отрасли,экспортные секторы тоже поднимутзарплату, что скажется на ростеиздержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.
Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. На современном этапе актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов
• Тариф — защита молодых отраслей. Новыеотрасли промышленности, которыееще только нарождаются в одних странах,но уже достаточно сильно развитыв других, нуждаются во временной таможеннойзащите со стороны государства.Без такой защиты, хотя бы напериод становления, наплыв дешевыхиностранных товаров погубит новую отрасль,не дав ей развиться.
Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийсяразвивающимися странами,был несколько позже подхвачен и постсоветских странах.Поскольку местная промышленностьне в состоянии конкурировать сболее дешевыми товарами, производимымиза рубежом с помощью более совершеннойтехнологии, постольку онануждается в защите с помощью импортноготарифа. Более того, его отсутствиеможет привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства,что наложит дополнительное бремя набюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.
• Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользувведения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируетсяразвивающимися странами и странами спереходной экономикой, включая Казахстан.
Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разрядувнеэкономических аргументов,периодически возникающих в защитутарифа у тех или иных заинтересованныхполитических сил и групп. Аргументытакого типа обычно высказываютсягруппировками, лоббирующими зате отрасли, которые либо неконкурентнына мировом рынке, либо производятпродукцию, находящуюся на позднихстадиях своего жизненного цикла.Очень часто подобные аргументы выдвигаютсяполитически весомыми монопольнымипроизводителями неконкурентнойпродукции, которые собираютсяполучить весь экономический выигрыш от введения тарифа.
Итак, таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.