Составные звенья и элементы финансового механизма.




Структура финансового механизма: 1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование); 2.Финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.); 3.Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы); 4.Нормативное обеспечение (инструкции, методические указания); 5.Информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация). 1.4 Финансовая деятельность государства

Финансовый механизм - это совокупность согласованных между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития. Таким образом, основополагающим условием формирования финансового механизма является его эффективность, которая может быть достигнута только при полной согласованности составляющих его частей. Финансы, опосредованные экономическими отношениями по поводу формирования и использования фондов денежных средств, выступают одновременно инструментом воздействия на воспроизводственный процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, являющийся частью хозяйственного мезанизма. Финансовый механизм государства представляет систему управления финансами. Эта система включает в себя ряд групп финансового механизма и методов. Функционирование финансового механизма государства происходит в процессе распределения (формирования, использования) централизованных денежных фондов, государственного регулирования децентрализованных финансов и осуществления контроля за этим процессом. В его основе лежит главная цель: стабилизация финансов за счет достижения высокой марки товаропроизводителей, максимизации их прибыли, и обеспечения высокой эффективности производства. Разнообразие состава финансового мехзанизма и финансовых отношений позволяет выделить ряд групп, исходя из важнейших критериев. Финансовый механизм государства направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления финансовыми отношениями и улучшение финансового законодательства, а также укрепление внешнеэкономических связей. Финансовый механизм местных органов власти - направлен на финансовое обеспечение потребностей территорий. Бюджетный механизм характерен наличием системы налогов, формирующих доход бюджета, а также выбором всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования. Механизм внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ. На предприятиях и в организациях материального производства финансовый механизм направлен в первую очередь на формирование и использование собственного капитала и отдельных его составляющих (уставного, резервного и т.д.).

Финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственного звена связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью. На финансовом рынке финансовой механизм обслуживает работу временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Инструменты, рычаги представляют определенные элементы распределения дохода. Они способствуют управлению движением денежных средств и связаны с финансированием капитальных вложений, использованием оборотных средств и фондов различного назначения (налоги, прибыль, цена, аморт. отчисления и т.д.) По своим функциям инструменты (рычаги) подразделяются на стимулы, санкции, нормы, нормативы. Методы финансового механизма: финансовое управление, финансовое планирование, финансовый контроль, финансовый анализ) Финансовый механизм - это совокупность согласованных между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития. Таким образом, основополагающим условием формирования финансового механизма является его эффективность, которая может быть достигнута только при полной согласованности составляющих его частей. Если этого не сделать, что наблюдается в финансовой политике, то будет создан не финансовый механизм, а некая совокупность частей, бесполезная и бесплодная в практической деятельности.Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов. Финансовый рычаг - это форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта. Но для того чтобы формы финансовых отношений фактически выполняли роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок организации указанных форм, а также методы их организации. Различают два основных метода организации форм финансовых отношений. Первый - наделение форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Второй метод - наделение форм финансовых отношений нормативами. Финансовые нормативы - это весомость, размеры финансового рычага. Таким образом, финансовые нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов. Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. По своему содержанию процесс управление финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения.Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляется такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. Стадии управления финансами образует звенья управление финансами. К ним относятся: 1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование; 2) практическое применение форм финансовых отношений; 3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования. Важнейшим звеном управления финансами является выработка (создание) форм финансовых отношений. Дело в том, что этот процесс должен быть направлен не на выработку отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание определенного финансового механизма. Субъективная деятельность в области организации форм и методов финансовых отношений может приводить к различным последствием. В одних случаях организованные формы и методы финансовых отношений отвечают требованиям объективных экономических законов, в других случаях этого не происходит. В результате независимо от воли и создания людей в экономической жизни общества появляется положительные или отрицательные последствия. Очень важно своевременно обнаружить как положительные, так и отрицательные последствия в экономике, вызванные применением выработанных форм и методов финансовых отношений. Если этого не сделать, то положительные явления на локальных участках деятельности не найдут своего всеобщего расположения, а отрицательные явления не прекратят своего существования, что приведет к снижению эффективности финансового механизма и, следовательно, невосполнимым потерям в народном хозяйстве. Существенным звеном управления финансами является реализация форм финансовых отношений. Этот процесс состоит в том, что выработанные формы финансовых отношений, или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами, используются для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов. В процессе финансового планирования и прогнозирования решаются следующие задачи:

1) определение источников и объемов денежных доходов; 2) распределение денежных доходов и их использование;

3) изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов. В финансовом планировании и прогнозировании как звене управления финансами имеется несколько этапов: анализ производственных и финансовых показателей за прошлый период, который дает возможность рассчитать исходные позиции на будущее; оценка исполнения текущих финансовых планов и прогнозов; производство расчетов по всем видам денежных доходов и расходов на предстоящий период; объединение отдельных расчетов в единый документ. В финансовом планировании могут применятся несколько методов. До настоящего времени все еще находит применение метод планирования от достигнутого уровня. При всей простоте этот метод в современных условиях обладает существенным недостатком, т.к. не способствует национальному использованию финансовых ресурсов. Более прогрессивным методом в финансовом планировании является нормативный. Этот метод состоит в расчете показателей финансового планирования на основе научно-обоснованных финансовых нормативов, устанавливаемых на несколько лет. Преимущества этого метода состоит в том, что он позволяет устранить недостатки метода экстраполяции.

Завершающим звеном в управлении финансами является финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: