Сущность и основные типы партийных систем




Специфика партийной системы современной России

 


Содержание

 

Введение

1. Сущность и основные типы партийных систем

2. Партийная система современной России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность исследования

Исследование процесса формирования партийной системы России актуализируется кардинальными изменениями политической системы страны на рубеже XX-XXI вв. Изменение политического режима обусловило поиск нового формата партийной системы, который бы минимизировал нестабильность политической системы и стал эффективным механизмом поддержания статус-кво. В представлении политической элиты современной России моноцентричная партийная система создает долгосрочные основания для стабильности и преемственности сложившегося политического режима. Несмотря на предпринятые российскими исследователями попытки определения оптимального формата партийной системы России, постепенно становится очевидным несоответствие между нормативными представлениями экспертов об идеальной партийной системе и реальной отечественной политической практикой. Процесс складывания российской партийной системы обладает собственной логикой, которая проявляется в последовательной реализации прагматических интересов политической элиты, в ослаблении влияния гражданского общества на власть.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения процесса институционального оформления и трендов развития партийной системы современной России в контексте особенностей российского политического режима, электорального пространства, а также норм избирательного и партийного законодательства.

Доминирует в партийной системе так называемая «партия власти». В России противоречие между политической системой с сильной президентской властью и неоформившейся партийной системой разрешается в пользу исполнительной власти. Президентская власть объективно заинтересована в крупной политической партии, которая обеспечила бы поддержку и среди избирателей, и в парламенте. Это и является проблемой современной партийной системы России.

Исследованию процесса становления и развития российской партийной системы на современном этапе посвящены работы Л.Н. Алисовой, В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, С.Е. Заславского, И.М. Клямкина, Ю.Г. Коргунюка, Б.И. Макаренко, С.А. Попова, Н.Н. Седых, А.И. Соловьева, Р.Х. Усманова, С.В. Устименко, В.Е. Федоринова, К.Г. Холодковского, Т.В. Шмачковой и др.

Объект исследования:

Объектом исследования выступает партийная система современной России.

Предмет исследования:

Предметом исследования являются факторы, обусловившие формирование партийной системы современной России.

Цель исследования: изучение партийной системы современной

России.

Задачи исследования:

- определить сущность и основные типы партийных систем;

- специфика современной партийной системы.

 


Сущность и основные типы партийных систем

 

Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии.

В демократическом обществе постоянную связь между народом и властью обеспечивают политические партии. Благодаря выборам этот важнейший инструмент получил сегодня наибольшие возможности для развития. Без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства.

Являясь необходимым элементом демократического общества, политические партии необходимы и для государства, называющего себя демократическим. Проблематика демократичности политических партий, партийной системы в целом вытекает из особенностей ее формирования в посткоммунистической России и в значительной степени связана с отношениями "власть - оппозиция".

Партийная система представляет собой некую целостность, образуемую деятельностью всех (конкурирующих и сотрудничающих между собой) партий данной страны, которая характеризуется, во-первых, общим количеством партий, во-вторых, условиями, в которых они действуют, и, в-третьих, реальными возможностями, имеющимися у каких-либо партий для того, чтобы стать правящей (правящими), т.е. сформировать правительство.

Как отмечают Голик Ю.В. и Карапетян Л.М. партийная система - это комплекс устойчивых связей партий между собой, а также их отношение с государством и другими политическими институтами[1].

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О политических партиях"[2] (далее Закон) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политические партии в современном понимании стали возникать в России в 80 - 90-е гг. XIX в. (на том этапе нелегально). Бум партийного строительства наблюдался в ходе революции 1905 - 1907 гг. Партии активно участвовали в выборах в Государственную Думу и избираемую часть (по куриям) Государственного Совета. В революционный период были созданы десятки партий, однако значительная их часть, не обладая кадровыми, организационными и финансовыми ресурсами, прекратила свое существование после спада революционного движения. И все же наиболее авторитетные партии остались и активно действовали. Продолжилось создание и переформирование партий в 1917 - 1918 гг. Фактически на партийной основе формировались временные правительства в период с февраля по октябрь 1917 г.

Для стран с демократическим режимом характерно наличие нескольких политических партий и соответственно определенной партийной системы.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институциализированных групп с противоречащими друг другу интересами. Каждая социальная или иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями[3].

Партийные системы отличаются значительным разнообразием, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями каждого государства.

Исходя из определения партийной системы, представляется возможным классифицировать партийные системы следующим образом[4].

Выделяются свободно складывающиеся и принудительные партийные системы. Функционирование и тех и других регулируется правом. Однако свободно складывающиеся партийные системы существуют в том случае, если законодательство допускает легальную деятельность практически любых партий, за исключением тех, которые выступают за насильственное ниспровержение конституционного строя. Принудительные системы, наоборот, существуют в том случае, если законодательство допускает легальную деятельность только четко обозначенных партий. Чаще всего в принудительных партийных системах бывает только одна легальная партия, хотя бывает и несколько.

Для определения характера свободно складывающейся партийной системы требуется время (чаще всего более десяти лет). Имеются следующие виды свободно складывающихся партийных систем.

Во-первых, собственно многопартийные системы. В странах с такими партийными системами действует значительное количество партий, среди которых, правда, выделяется несколько (4 - 7) наиболее влиятельных партий, которые оказывают реальное воздействие на деятельность различных органов государства, на формирование и реализацию политического курса государства как внутри страны, так и на международной арене. В таких условиях партии из числа наиболее влиятельных время от времени сменяют друг друга на посту правящей (но четкой последовательности не наблюдается) либо самостоятельно, либо в коалиции, однако устойчивых коалиций нет. Некоторые из наиболее влиятельных партий не участвуют в формировании правительства, но представляют собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики. Стран с такими партийными системами сравнительно немного. В качестве примера можно привести Италию после 1963 г. (когда Христианско-демократическая партия утратила монопольно господствующее положение) по настоящее время, Португалию с 1974 г. до 90-х гг. XX столетия, когда проявилась тенденция к складыванию двухпартийной системы, Бразилию с 1979 г. по настоящее время.

Во-вторых, многопартийные системы с одной доминирующей партией. В рамках свободно складывающихся партийных систем могут создаться условия, когда доминирует в парламенте и формулирует правительство одна партия. А другие при этом выступают как сотрудничающие или оппозиционные. Но такое положение, естественно, складывается в результате преобладающего влияния одной партии без законодательного закрепления ее монопольного господства и может изменяться, если партия перестанет отвечать требованиям, предъявляемым к правящей партии, или изменятся обстоятельства, что требует прихода к власти других партий, или усилятся позиции других партий. Например, в Италии со второй половины 40-х гг. до 1963 г. господствующей партией была Христианско-демократическая партия. Затем она утратила свое монопольное господство, хотя остается одной из крупнейших и влиятельнейших партий, занимая видное положение в правительственных коалициях.

В-третьих, двухпартийные системы. Такие системы характеризуются наличием двух крупнейших партий, которые по очереди сменяют друг друга у власти, причем, когда у власти находится одна партия, вторая является ведущей партией оппозиции. Вместе с тем кроме этих двух существуют и другие партии. С течением времени на смену одной из крупнейших партий может прийти какая-либо еще. Например, в Великобритании в XIX в. и в начале XX столетия двумя крупнейшими партиями являлись Консервативная и Либеральная. В XX в. Либеральную партию сменила Лейбористская, однако двухпартийная система сохранилась. Другим примером двухпартийной системы является партийная система США, основу которой составляют Республиканская и Демократическая партии, представляющие собой в настоящее время единственных реальных претендентов на власть.

В-четвертых, двухблоковые партийные системы. Они во многом сходны с двухпартийными системами по своим характерным чертам. Главным отличием является то, что противоборствующими силами оказываются не крупнейшие партии, а партийные коалиции. Это вызвано тем, что ни одна партия самостоятельно не в состоянии добиться достаточной поддержки избирателей, чтобы самостоятельно сформировать правительство, поэтому партии в соответствии со своей политической ориентацией и идеологическими установками объединяются для того, чтобы совместными усилиями увеличить свое влияние. При этом такие конкурирующие коалиции сохраняются почти в неизменном составе на протяжении довольно длительного времени. Вместе с тем тот факт, что на политической арене выступают не отдельные партии, а партийные союзы, накладывает существенный отпечаток на партийную систему, поскольку здесь важны не только действия соперничающих блоков, но и взаимоотношения между партиями внутри коалиций. Ряд партий действует вне блоков. Такая партийная система сложилась, например, в Нидерландах. Встречаются и такие партийные системы, в которых двумя основными соперничающими силами выступают, с одной стороны, партия, а с другой - партийный блок (учитывая, что помимо этих двух основных сил имеются и другие партии). В результате этого партийная система приобретает черты двухпартийной и двухблоковой. Так, в Австралии Национальная (в течение длительного времени она именовалась Сельской) и Либеральная партии составляют относительно постоянный союз, противостоящий Лейбористской партии.

политический партия демократичный

В мировой практике известны так называемые двух-с-половиной-партийные системы. Эти системы характеризуются тем, что в них ни одна из двух крупнейших соперничающих партий не может прийти к власти, если не вступит в коалицию с третьей, сравнительно небольшой партией, без союза с которой ни одна из них не располагает необходимым большинством. В ФРГ, в частности, после Второй мировой войны до настоящего времени крупнейшими политическими силами являются Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС), а небольшая партия, союз с которой с 1969 г. до начала 90-х гг. XX столетия обеспечивал приход к власти одной из крупнейших сил, - это Свободная демократическая партия (СвДП). Двух-с-половиной-партийная система в ФРГ существовала с 1969 г. до начала 1990-х гг. С 1969 по 1982 г. у власти находилась коалиция СДПГ и СвДП. Выход из коалиции СвДП привел к смене правительства.

В-пятых, свободно складывающаяся однопартийная система. Следует отметить, что такие системы встречаются крайне редко, да и в основном в развивающихся странах, где неразвитость современных социальных общностей ведет к отсутствию активного создания различных партий даже при формальном разрешении многопартийности. Примером служит Кот-д'Ивуар. Конституция этой страны практически дословно воспроизводит ст. 4 Конституции Франции 1958 г., в которой провозглашается свобода создания и деятельности партий и партийных группировок. Вместе с тем в отличие от Франции в Кот-д'Ивуаре в течение длительного времени существовала только одна легальная партия (она же являлась правящей).

Принудительные партийные системы бывают следующих видов. Во-первых, однопартийные системы. Довольно распространенный вид принудительных партийных систем, хотя на рубеже XX и XXI вв. от однопартийности отказались многие страны. В рамках такой системы обычно запрещается деятельность всех, кроме одной, политических партий. Правда, иногда формального запрета может и не быть, но на практике государство не допускает существования других партий. В такой партийной системе единственная легальная партия (она же правящая) постепенно сращивается с государством. В некоторых странах партия превращается в придаток государства. В Гане, например, в феврале 1990 г. был издан правительственный Декрет о роспуске правящей партии и о создании новой.

Во-вторых, многопартийные системы с одной господствующей партией без легальной оппозиции. Такие партийные системы во многом сходны с однопартийными системами, поскольку, несмотря на многопартийность, законодательно закрепляется руководящая роль единственной партии. Тем не менее наличие нескольких партий создает условия для определенного плюрализма, хотя от партий требуется признание руководящей роли одной правящей партии. Такие партийные системы существовали, например, во всех странах, именовавших себя социалистическими, где сохранилось в свое время более одной партии. Однако в 1989 - 1990 гг. в ряде социалистических стран положение изменилось. Так, в Чехословакии, Польше и других странах принудительные системы были заменены свободно складывающимися, а затем страны Восточной Европы и вовсе перестали называть себя социалистическими. В некоторых государствах (Китайской Народной Республике, Корейской Народно-Демократической Республике [КНДР]) принудительные партийные системы сохраняются и в настоящее время. При этом, конечно, возможности плюрализма основательнее в тех странах, где негосподствующие партии пользуются самостоятельностью. В КНДР, например, две негосподствующие партии (Социал-демократическая и Чхондоге-Ченудан) существуют лишь номинально в лице своих руководящих органов и под жестким контролем государства. В данных условиях плюрализм не может существовать даже в малой степени.

В-третьих, многопартийные системы с допуском легальной оппозиции. Такие партийные системы включают не только правящую и поддерживающие ее партии, но и некоторые оппозиционные легальные партии, хотя оппозиция, как правило, ставится в жесткие рамки с ограниченными возможностями. Однако разрешение деятельности оппозиции, хотя и с ограничениями, создает некоторые условия для плюрализма. Но, естественно, здесь наблюдаются ограничения демократии. Так, в Бразилии в период с 1968 по 1979 г. существовала принудительная двухпартийная система. Законодательно была разрешена деятельность только двух партий - Альянс национального обновления и Бразильское демократическое движение. Первая из них была проправительственная, и ее представители занимали большинство мест в парламенте. Правящей в полном смысле этого слова ее нельзя было назвать, поскольку на избрание Президента, которому принадлежала исполнительная власть, в то время больше влияния оказывали военные, а не какая-либо партия. Однако указанная партия поддерживала правительство и его основные мероприятия. Бразильское демократическое движение выступало в качестве легальной оппозиционной партии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: