с помощью регулирования цен




Установившиеся равновесные цены в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Такие фиксированные цены могут быть двух типов:

государство может устанавливать цены «потолка», когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими;

государство может устанавливать цены «пола», когда равновесная цена представляется слишком низкой.

Цены «пола» и «потолка» понимаются в противоположном от их прямого содержания смысле. Имеется в виду, что цена «пола» это высокая цена, а цена «потолка» – низкая, хотя в обыденном сознании мы связываем потолок с высотой, а пол – это то, что находится снизу.

Дело в том, что цена «пола» – это нижний предел цены, ниже которого цена снижаться не может, поэтому цены «пола» являются высокими. Цена «потолка» имеет такой же предел, только в сторону их повышения. Поскольку устанавливается верхний предел цены, она оказывается ценой, устанавливаемой ниже равновесной, а, следовательно, в целом она низкая.

Решая с той или иной степенью поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:

если фиксированная цена ниже равновесной цены, возникает дефицит товара;

если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния.

На рис. 4. 6 дана подробная графическая интерпретация случая установления цен «потолка», т.е. показан механизм и последствия принудительного установления государством максимальной верхней границы цены РГ, в целях защиты интересов малоимущих потребителей данного продукта. Такое вмешательство внешне выглядит справедливым. Однако вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит – при такой цене величина спроса QD превысит величину предложения QS. Поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, кривая предложения тем самым искусственно «обрубается» до отрезка S/ЕГ.

Таким образом, устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять, например, хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине.

Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Очевидно, что возникающее в точке ЕГ, равновесие не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара QS определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса РD в каждом данном конкретном случае. Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ и т.п.

С другой стороны, среди продавцов неудовлетворенных низкой государственной ценой найдутся такие которые, готовых пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей (подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и т.д.).

В результате возникает теневая экономика, или «черный рынок». На графике это может быть поворотом (или сдвигом) кривой предложения вокруг точки ЕГ (максимального объема предложения по официальной регулируемой цене), учитывающим рост издержек.

Пересечение получившейся ломаной линии предложения S1 с кривой спроса D в точке ЕЧ покажет характеристики равновесия на «черном рынке». Можно видеть, что цена черного рынка всегда будет выше равновесной цены свободного рынка.

Государство может попытаться снизить остроту этих проблем и уровнять на определенный период объемы спроса и предложения, увеличив предложение путем использования своих резервов в размере товарного дефицита .

 

Выводы

Кривые спроса и предложения разделяют все рыночное пространство на четыре сектора, среди которых только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов покупателя и продавца.

Устойчивое состояние рынка возможно только в одном случае – когда при данном количестве товара максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели, совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов, что будет означать установление на данном рынке равновесной цены, по которой и будет продаваться и покупатьсяравновесное количество товара.

Возможны следующие варианты изменения равновесной цены:

увеличение спроса вызывает рост равновесной цены, и равновесного количества товаров;

уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

увеличение предложения влечёт за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

сокращение предложения влечёт за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Исходная модель спроса и предложения может использоваться для анализа государственного регулирования рыночных процессов. Самым мягким и орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Существуют два метода государственного влияния на рынок через регулирование цен: установление цен «потолка» и «пола», что затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Решая с той или иной степенью поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к нарушениям рыночного равновесия и возникновению теневой экономики, или «черного рынка»


Литература

Основная учебная литература:

1. Экономика: учебник / 3-е изд., перераб. и доп., Шимко П.Д.-М.: Издательство «Юрайт», 2013. – 605 с.

Дополнительная литература:

1. Экономика: учебное пособие / Е.Ф. Борисов –М.: Издательство «Юрайт». 2015. – 399 с.

2. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 686 с.

3. Макроэкономика: учебник / А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегина [и др.]; под ред. С. Ф. Сереги- ной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.

4. Микроэкономика. Учебник / под ред. А.С. Булатова – М.: Издательство «Юрайт». 2014. – 439 с.

5. Микроэкономика: учебник и практикум / Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 281 с.

6. Экономика: учебник / Л.С. Гребнев –М.: Логос, 2011. – 408 с. – (Новая университетская библиотека).

7. Дубровская Е.С. Экономика: Учебник. – М.: РИОР, Инфра-М, 2012. – 256 с. – (Высшее образование).

8. Экономика: Учебник /Е.В. Колбачев, В.Е. Федорчук, Т.А. Колбачева, Е.В. Бесфамильная. – М.: Инфра-М, АкадемЦентр, 2011. – 352 с. – (Высшее образование).

9. Пястолов С.М. Экономика. –М.: Академия, 2012. – 288 с. – (Бакалавриат).

Электронные ресурсы:

1. Федеральная служба государственной статистики, ФСГС (бывший Госкомстат России). - URL https:// www.fsgs.ru - (дата обращения 23.06.16).

2.Министерство финансов РФ. URL https:// www.minfin.ru (дата обращения 23.06.16).

3. Центральный банк РФ URL https:// www.cbr.ru (дата обращения 23.06.16).

4. Министерство по налогам и сборам РФ. - URL https:// www.nalog.ru - (дата обращения 23.06.16).

5. Данные о бюджетах всех уровней власти, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и другие нормативные акты и документы.URL https:// www.budgetrf.ru - (дата обращения 23.06.16).

6. Экономический портал URL https:// https://economicus.ru (дата обращения 23.06.16).

7. Национальное бюро экономических исследований США - URL https:// www.nber.org - (дата обращения 23.06.16).

8. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL https:// www.oecd.org - (дата обращения 23.06.16).

9. Сайт по истории экономической мысли. URL https:// www.cepa.newschool.edu/het (дата обращения 23.06.16).

10. Всемирный банк. URL https:// www.worldbank.org - (дата обращения 23.06.16).

11. Международный валютный фонд URL https:// www.imf.org - (дата обращения 23.06.16).

12. Федеральная резервная система США. URL https:// www.federalreserv.gov - (дата обращения 23.06.16).

13. Институт экономики переходного периода (Россия). - URL https:// www.iet.ru (дата обращения 23.06.16).

14. Государственный университет - Высшая школа экономики (Россия). URL https:// www.hse.ru - (дата обращения 23.06.16).

15. Коллекция текстов российских ученых по пробле­мам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов. URL https://www.libertarium.ru - (дата обращения 23.06.16).

16. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК) (Россия) URL https://. www.rbc.ru - (дата обращения 23.06.16).

17. Информационное агентство «АК&М» (Россия). - URL https:// www.akm.ru -

www.k2kapital.ru - финансовые рынки, новости, аналитика, котировки (Рос­сия). (дата обращения 23.06.16).

18. Фондовая биржа РТС URL https:// www.rts.ru - (дата обращения 23.06.16).

19. Федеральная антимонопольная служба РФ - URL https:// www.fas.gov.ru - (дата обращения 23.06.16).

20. Справочно-правовая система Консультант Плюс URL https:// www.cons-plus.ru - (дата обращения 23.06.16).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: