Тема 4 Классификация логистических рисков




 

Риск − это повсеместное явление, неотъемлемое свойство и атрибут предпринимательской деятельности, норма существования любой экономической системы, в том числе логистической.

Риск в логистической системе — это неблагоприятное событие, которое может привести в ходе логистической деятельности к отклонению фактических параметров логистических потоков на выходе от запланированных.

Основные причины возникновения неопределенности и риска в логистических процессах:

1.Случайность, т. е. будущее событие, которое в сходных условиях происходит неодинаково (выход нового оборудования из строя, сбои при использовании ноу-хау или новой технологии, неожиданный срыв сбыта продукции, прекращение или перебои в снабжении — все это относится к случайной причине). Противоположность случайности − достоверное событие, которое всегда происходит.

2.«Информационный разрыв» — незнание или неполное знание (неизвестность, недостоверность, недостаточность, расплывчатость знаний) сведений об окружающей внешней среде, связанных с ее нестабильностью. И как следствие − отсутствие информации о будущем событии или ожидаемом результате предполагаемых или предпринимаемых действий, необходимых для принятия решений. Связанная с этой группой факторов неопределенность может быть вызвана также отсутствием времени на получение необходимой информации. Получение дополнительной информации обо всех имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решений, приводит к снижению данного вида неопределенности.

3.«Разрыв в компетенции» — влияние субъективных факторов на результаты проводимых анализов:

- отсутствие полных знаний ситуации экономическими субъектами;

- наличие квалификационных и методологических ограничений по методам принятия управленческих решений;

- наличие ошибок анализа и моделирования для выработки оптимального решения;

- отсутствие вычислительных средств достаточной мощности и инструментария учета всей доступной информации и др.

4. Противодействие, т. е. несовпадение интересов сторон (трудовые конфликты, нарушения договорных обязательств, конфликты между подрядчиком и заказчиком), аварии техники, неопределенность спроса на нововведения (продукцию инновационного типа) и трудности ее сбыта, обусловленные действиями конкурентов, недобросовестная конкуренция и др.

Классификация рисков — распределение рисков на конкретные группы на основании определенных признаков и критериев в целях достижения поставленных целей.

По фактору возникновения все виды рисков делятся на внешние и внутренние. Фактором возникновения внешних рисков является внешняя по отношению к ЛС среда, т. е. это риски, непосредственно не связанные с деятельностью ЛС, однако уменьшить степень воздействия которых система имеет возможность. Примерами данных рисков являются влияния экономических, демографических, политических, социальных, географических, технических, техногенных, экологических и других факторов. Факторы внутренних рисков — производственно-коммерческая деятельность звеньев ЛС и их взаимодействие друг с другом.

На уровень внутренних рисков оказывают влияние:

- маркетинговая стратегия,

- действия руководства предприятия,

- определение политики и тактики компании,

- производственный потенциал,

- техническое оснащение,

- уровень эффективности труда,

- соблюдение и организация техники безопасности,

- противопожарной устойчивости,

- дисциплина выполнения норм технической эксплуатации оборудования и др.

По длительности воздействия выделяют две группы риска: постоянный и временный. Постоянный риск характерен для всего периода осуществления логистической деятельности системы. Сюда относятся риски, которые непрерывно угрожают деятельности ЛС в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой. С временным риском ЛС сталкивается лишь на отдельных этапах осуществления логистической деятельности. Временные риски, в свою очередь, можно разбить на кратковременные, долговременные и бессрочные. К группе кратковременных относятся риски, воздействующие на принимаемые решения в течение конечного известного отрезка времени, например транспортный риск, обусловливающий убытки во время перевозки груза. К долговременным относится, например, инфляционный риск. К бессрочным относится риск потери права собственности и др.

В зависимости от возможного результата различают чистые (простые или статические) и спекулятивные (динамические) риски. Чистые риски характеризуются тем, что они несут в себе, как правило, потери для ЛС (организационный, ресурсный, торговый, производственный, посреднический, имущественный риски и т. д.). Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата, причинами которых могут стать изменения конъюнктуры рынка, курса валют, налогового законодательства и др.

По роду потерь риски классифицируются на:

- риски материальных потерь,

- трудовых потерь (риск потери рабочего времени),

- финансовых потерь,

- риски потери времени,

- риски специальных видов потерь.

Риски материальных потерь связаны с непредусмотренными дополнительными затратами или прямыми потерями оборудования, имущества, продукции, сырья и материалов.

Риски трудовых потерь вызваны случайными непредвиденными обстоятельствами, которые ведут к потерям рабочего времени.

Риски финансовых потерь — вероятность потерь денежных средств, связанных с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг, неоплатой покупателем поставленной ему продукции.

Риски потери времени возникают в том случае, если процесс деятельности идет медленнее, чем планировалось.

Риски специальных видов потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий.

По степени влияния выделяют нулевой, минимальный, допустимый, критический и катастрофический риск. Нулевой риск характеризуется отсутствием неопределенности в функционировании предприятия, он не несет в себе какую-либо угрозу стабильной деятельности организации. Минимальный риск не оказывает существенного влияния на различные действия компании. Допустимый риск предполагает угрозу частичной потери ожидаемой прибыли от логистической деятельности компании, с которой компания принимает решение примириться, чтобы на выходе получить максимальную прибыль. В случае критического риска возможны потери рынка сбыта и реорганизация (трансформация) ЛС. Катастрофический риск, как правило, приводит к ликвидации (распаду) ЛС.

В зависимости от возможности страхования риска выделяют риски, которые можно застраховать (страхуемые), и риски, которые невозможно застраховать (нестрахуемые). Наибольшую группу составляют риски, которые возможно застраховать. Страховой риск должен быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количественных размеров возможного ущерба и принят на страхование организациями, берущими на себя риск страхователя. Оценить уровень нестрахуемых, или форс-мажорных, рисков невозможно. К ним относятся также масштабные риски, которые никто не готов принять на себя.

По характеру прогнозирования риски разделяются на следующие две группы: предсказуемые (прогнозируемые) риски, которые можно предугадать на основе имеющейся информации о развитии отрасли или основываясь на возникающих ранее аналогичных ситуациях; и непредсказуемые (непрогнозируемые) риски, по которым не накоплено никакой информации и невозможно оценить их влияние на деятельность компании.

По характеру управленческих решений риски могут быть принимаемые, разделяемые и передаваемые. Принимаемые риски берутся на ответственность руководства компании, оно должно отвечать за возможные убытки. Разделяемые риски пропорционально договоренностям делятся между компанией и ее партнерами при принятии решения о ведении совместной деятельности. Передаваемые риски переносятся на другие сотрудничающие компании, например на транспортные компании, которые берут на себя полную ответственность за сохранность груза во время его перевозки.

В зависимости от возможности диверсификации риска используется укрупненное деление рисков на систематические и специфические. Систематический риск свойствен ЛС и обусловлен общим состоянием экономики, т. е. связан с такими факторами, как: изменение внешнеэкономической политики, таможенной политики, денежной политики и т.д. Специфический риск связан с результатами функционирования конкретной логистической системы. Его величина зависит от специфики экономической ситуации в отдельной подсистеме или отдельном звене ЛС. Специфический риск устраняется путем диверсификации.

По характеру взаимодействия с другими рисками существует разделение рисков на массовые, системные и индивидуальные.

Массовые риски проявляют себя в однотипных объектах (например, транспортные риски, риски хищения). Несмотря на то, что риск небольшой по своей значимости, с ним можно сталкиваться довольно часто и в совокупности получать большие убытки.

Системные риски представляют собой взаимосвязанную группу рисков, в которой связь выражается в том, что возникновение одного риска повлечет за собой появление другого. Причем чаще всего размер ущерба увеличивается в геометрической прогрессии, т. е. происходит так называемая «цепная реакция» в системе рисков.

Системный риск отличается глобальными по величине последствиями, не имеет накопленных статистических данных и не может быть рассчитан с достаточно высокой точностью. Это не однородный перечень рисков, а уникальная комбинация технических отказов и человеческих ошибок.

Индивидуальные риски встречаются только у отдельных объектов, например риски опасных объектов или ядерные риски. Как правило, это значительные риски.

По объекту влияния риски делятся на риск отдельного звена ЛС (например, риски отдела сбыта, риски отдела материально-технического снабжения, риски логистического посредника, риски производственного предприятия, риски оптового предприятия, риски торгового предприятия и др.) и риски ЛС в целом.

По виду логистической системы можно выделить риски макрологистической системы и риски микрологистической системы.

По функциональным подсистемам ЛС выделяют следующие группы рисков:

- риски базисных подсистем (снабжение, производство, распределение);

- риски вспомогательных или поддерживающих подсистем (транспортировка, складирование, информационная поддержка, финансовое обслуживание, сервисная поддержка и т. д.).

Риски базисных подсистем присущи практически любому товаропроизводителю:

- риск несбалансированности поставок материальных ресурсов,

- риск несоответствия материальных ресурсов по качеству,

- риск возникновения дефицита,

- риск формирования неликвидов и сверхнормативных запасов,

- риск нереализации продукции,

- риск недополучения дохода,

- риск снижения конкурентоспособности,

- риск нарушения производственного ритма.

Особенность рисков поддерживающих подсистем заключается в оптимизационной форме их согласования на общесистемном уровне:

- риск потери информации и срыва работы информационных логистических систем,

- риск увеличения транспортных расходов,

- риск нарушения графика поставки,

- риск утраты имущества,

- риск потери товаров,

- риск затоваривания.

К наиболее часто встречающемуся в практике работы логистических систем является финансовый риск. К нему относятся:

- риск изменения валютных курсов при реализации экспортных (импортных) контрактов,

- экономический риск,

- кредитный риск

- прочие риски недополучения прибыли в силу изменения условий внешней среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: