Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста
Мюнхенская функциональная диагностика развития
Оценка общего психомоторного развития детей раннего возраста
3-4 года
Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н. Л.)
Исследование интеллекта и поведения
6 лет - 60 лет
Тест «Прогрессивные матрицы Равена»
Уровень невербального интеллектуального развития
6-60 лет
Тест интеллекта Векслера WISG(адаптация Ю. А. Панасюка)
Уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей; потенциал обучаемости; уровня сохранности интеллекта
6-7 лет
Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной.
Уровень интеллектуальных способностей: общая осведомленность, понимание количественных и качественных соотношений, уровень логического мышления, уровень математических способностей
3-12 лет
Комплект диагностических материалов «Лилия» О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»
Диагностика нарушений психического развития у детей
3-12 лет
Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер
Уровень развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей
6-7 лет
Тест школьной зрелости П. Кеэса в адаптации А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова
Уровень развития восприятия, логического и пространственного мышления
4,5 - 8 лет
Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений)
Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание
причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов
6-17 лет
Тест Тулуз-Пьерона
Исследование особенностей внимания, психомоторного темпа
5-9 лет
Методика Пьерона-Рузера
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
с 5 лет
Таблицы Шульте
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
с 5 лет
Красно-черные таблицы Горбова
Исследование особенностей внимания и характера работоспособности ребенка
с 6 лет
Методика диагностики уровня саморегуляции ребенка в интеллектуальной деятельности. У. В. Ульенкова
Изучение индивидуально-типических особенностей общей обучаемости
4-11 лет
Методика для исследования уровнясформированности понятийного мышления Выготского-Сахарова
Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака
6,5 - 7 лет
«Перцептивное моделирование» Л. А. Венгер
Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями
Дошкольник и
Методика «Последовательность событий» (модифицированная методика А. Н. Берштейна)
Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению
5-18 лет
Тест Е. Торренса
Уровень развития творческого (креативного) мышления, отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность
от 5 до 17 лет
Креативные тесты Вильямса
Предназначены для комплексной диагностики креативности у детей и подростков и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики
5-10 лет
Методика «Карта одаренности» Хаанаи Каффа
Диагностика одаренности
от 2,5 до 12 лет
Диагностический комплект Н. Я. Семаго, М. М. Семаго
Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик
деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дошкольник и и младшие школьники
Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности Л. И. Переслени
Позволяет определить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение в уровне развития познавательных и регуляторных функций, степень готовности к школьному обучению
с 6,5-10 лете
трудностями
усвоения
программы
общеобразов
ательной
школы
Методика исследования прогностической деятельности («Угадайка») Л. И. Переслени и В. Л. Подопед
Диагностика отклонений в умственном развитии, выявление психологической структуры интеллектуального дефекта
3-7 лет
«Эксперсс-диагностика в детском саду». Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко
Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы
Старший
дошкольный
имладший
школьный
возраст
Сапожки. Н. И. Гуткина
Исследует обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения
Старший
дошкольный
и младший
школьный
возраст
Методика «Домик». Н. И. Гуткина
Позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Старший
дошкольный
и младший
школьный
.возраст
Аналогии. Н. И. Гуткина
Предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления
Старшие
дошкольники
и учащиеся
1-2 кл.
Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л. А. Ясюковой. Часть 1
Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе
Дошкольный
и младший
школьный
возраст
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека
Исследование готовности детей к обучению в школе
6-7 лет
Диагностическая программа по
Позволяет определить степень
определению психологической готовности детей к школьному обучению. Н. И. Гуткина
готовности ребенка к школьному обучению
с 5 лет
Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи). А. Л. Венгер
Позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностировать психические заболевания.
3-8 лет
Методика «Исключение предметов (4-й лишний)». Белопольская Н. Л.
Изучение особенностей мышления детей и взрослых, уровня развития и качественных характеристик процессов обобщения наглядного материала
3-8 лет
Методика образного мышления (MOM). Белопольская Н. Л.
Диагностика интеллектуальной деятельности ребенка
3-8 лет
Методика «Понимание смысла сюжетных картинок». Белопольская Н. Л.
Для исследования процесса понимания детьми дошкольного возраста явного и скрытого смысла сюжета
3-8 лет
Методика «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л.
Исследование целостного восприятия, возможности создавать и узнавать предметы
6-7 лет
Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета и письма при поступлении в школу. Н. Л. Белопольская
Исследование навыков чтения, письма и счета
6-7 лет
Графический диктант. Д. Б. Эльконин
Исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого
Особенности личностного развития
3,5 - 7 лет
Тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен
Изучение тревожности в типичных для ребенка жизненных ситуациях
дошкольники, младшие школьники
Карта наблюдения Д. Стотта
Изучение эмоциональной и поведенческой сферы
6-10 лет
Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен, в адаптац. Л. П. Пономаренко
Изучение самооценки дошкольников и младших школьников
6 — 7 лет
«Лесенка» В. Г. Щур (модиф. А. М.- Прихожан)
Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой
с 6,5 лет
Определение эмоционального
Выявление эмоционального уровня
уровнясамооценки (А. В. Захарова)
самооценки,социальнойзаинтересованности, сложности Я-концепции
6,5 - 7 лет
Методика выявления характера атрибуции успеха /неуспеха (индивидуальная беседа)
Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности
5-12 лет
Тест Рене Жиля в адаптации
И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой
Изучение личности ребенка и особенностей отношения его к близким людям
с 6 лет
Моральные дилеммы (задачи Пиаже)
Исследование развития действий нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации норм
от 2,5 до 12 лет
Контурный CATM. М. Семаго
Определение динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома
от 2,5 до 12 лет
Метаморфозы. Н. Я. Семаго
Выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, позволяет опредметить проблемные зоны, выявить специфичный для ребенка тип аффективного реагирования (экстра- или интропунитивный), особенности межличностных отношений, представить характер и специфику психологических защит
от 2,5 до 12
лет
Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
Исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий
5-7 лет
Методика диагностики мотивации учения у детей (Т. А. Нежнова, модификация А. М. Прихожан)
Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
6-7 лет
Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина)
Выявление сформированностивнутренней позиции школьника, его мотивации учения
Старший
дошкольный
и младший
школьный
возраст
Гуткина Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Исследование мотивационной сферы
от 4 до 11 лет
Цветовая диагностика эмоций ребенка. О. А. Орехова
Диагностика личностных отношений, социальньж эмоций и ценностньж ориентации
Дошкольный возраст
Методика Ореховой О. А. «Домики»
Диагностика степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы;
духовных ценностей; деятельностньк ориентации, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития.
Дошкольный возраст
Тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)
Выявление страхов у детей и определение их характер. В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
4- 12 лет
Методика исследования детского самосознания. Н. Л. Белопольская
Исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста
3-7 лет
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина
Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Дошкольный возраст
«Тест конфликтов» (Г. А. Волкова, А. Ю. Панасюк)
Исследование эмоционального благополучия в дошкольном учреждении
16-30 мес.
Модифицированный скрининговыйтест на аутизм для детей раннего возрастаМ-СНАТ
М-СНАТ создан для проведения скринингового обследования на нарушения аутистического спектра (НАС)
Речевое развитие
6-7 лет
Методика Т. А. Фотековой «Пересказ прослушанного текста»
Определение уровня речевого развития детей
5-6 лет
Лексико-грамматические конструкции. А. В. Семенович
Комплексная диагностика и коррекции психоречевых нарушений у дошкольников со сложной структурой дефекта (общее недоразвитие речи, осложненное гиперактивностью)
2-4 года
Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. Громова О. Е., Соломатина Г. Н.
Предназначен для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза
Старший
дошкольный
и младший
школьный
возраст
Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О. Б.
Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
Старший
дошкольный
имладший
школьный
возраст
Диагностический комплекс для обследования речи. Иншакова О. Б.
Позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка
5-6 и 6-7 лет
Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет Р. А. Кирьянова
Обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, исследования речевых и неречевых функций.
«Методика обследования нарушений речи у детей». Г. А. Волкова
Позволяет исследовать различные стороны речевой деятельности /фонетическую, лексическую, грамматическую, фонематические процессы, понимание речи/, а также неречевые расстройства в структуре дефекта
5 лет 3 мес. -7лет 2 мес.
Диагностико-коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен
Исследование речевого развития детей
Школьники
Познавательное развитие, развитие основных психических функций
Младшие школьники
Выбор по аналогии. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
Выявление способности ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления.
Младшие школьники
Повороты фигур. Классификация. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
Определение сформированности у ребёнка умения производить мысленные операции поворота с простыми геометрическими элементами. Методика выявляет образный компонент в структуре системного мышления.
Младшие школьники
Дополни набор. Н. И. Поливанова, И. В.Ривина
Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления, как умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов
С 7 лет
Методика «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия)
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов,
возможности и объема отсроченного их воспроизведения
8 - 11 лет
Нейропсихологическая батарея Лурия - Небраска
Исследование неиропсихологическогофункционирования, включая моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект
7-14 лет
Методика совмещение признаков Когана
Исследование умственной работоспособности.Диагностикаустойчивости, переключения, распределения и объема внимания
Младшие школьники
«Полянки». А. Л. Венгер
Диагностика уровня сформированности наглядно-образного мышления
Младший
школьный
возраст
Изучение словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене
Исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций
5-18 лет
Рисуночный тест Р. Силвер
Проверка уровня понимания пространственных горизонтально-вертикальных и перспективных отношений, отношений формы и расстояния между объектами.
С 7 лет
Фигура Тейлора, Рея-Остеррица
Исследование сформированности пространственных представлений, моторной координации
7-9 лет
Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене Э. Ф.
Определение уровня умственного развития детей
10-11 лет
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ). (адапт. М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой)
Уровень интеллектуального развития учащихся
13-16 лет
Школьный тест умственного развития (ШТУР) М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова и др.
Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу
16-17 лет
АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К. М. Гуревич, М. К. Акимова и др.
Уровень умственного развития школьников и абитуриентов, соответствие социально-психологическому нормативу
13-60 лет
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Уровень развития вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного
мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации
от 15 до 60
лет
(имеющих
образование
не ниже
среднего)
Оценка интеллектуальных способностей, нестандартности мышления, типа мышления, оценка памяти, уровня развития, внимания.
Подростки
Тест «Креативность» Н. Вишнякова
Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль
8-11 кл.
Опросник кретивностиРензулли
Для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению
8-10кл.
Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М).
Предназначен для измерения интеллекта старшеклассников
12-15 лет
Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ
Определение уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), и структурных особенностей интеллекта.
7-11 кл.
Методика изучения физико-математических способностей. Самойлова-Ясюкова
Изучение физико-математических способностей старшеклассников
Младший
школьный
возраст
Стандартизированная методика исследования навыков чтения СМИНЧ А. Н. Корнев
Установление уровня сформированности навыка чтения, вычисляются коэффициенты техники чтения (КТЧ) и определяется их соответствие интеллектуальному развитию обследуемого ребенка
Младшие подростки
Тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф
Измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков
7-8 лет
Диагностико-прогностический скрининг на начальных этапах обучения (Е. А. Екжанова)
Диагностика уровня развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированность навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе иих возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью
3-6 классы
Психологическая технология оптимизации обучения и развития
Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе
школьников (ТООР) Методика Л. А. Ясюковой. Часть 2.
Особенности личностного развития
С 8 лет
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
Диагностика особенностей личности человека
7-14 лет
Тест школьной тревожности Филлипса
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
6-9 лет
Прихожан А. М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (на основании методики AmenE.W., RenisonN.)
Для диагностики школьной тревожности
7-12 лет
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А. М. Прихожан)
Изучение тревожности как относительно устойчивого образования
с 1 кл.
Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бук
Изучение аффективной сферы личности, ее потребностей, уровень психосексуального развития
8-10 лет
Методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.)
Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
6,5 - 8 лет
Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
Выявление уровня сформированностидействий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества
8-17 лет
Изучение уровня притязаний и самооценки школьников
с 9 лет
Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда
Диагностика способностей в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения
10- 16 лет
Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч. Д. Спилбергера, выполненный А. Д. Андреевой)
Изучение эмоционального отношения к учению
4-11 кл.
Методика изучения отношения к учебным предметам Г. Н. Казанцевой
Изучение отношения к учебным предметам, выявление предпочитаемых учебных предметов, причин предпочтительного отношения к ним, изучение мотивов учения
Школьный возраст
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой)
Изучение мотивов: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха
7-12 лет
Сказочный проективный тест (К. Колакоглоу)
Оценка личностной динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи
9-11 лет
Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н. В.)
Тест позволяет получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности
С 10 лет
Цветовой тест отношений. А. М. Эткинд
Изучение эмоциональных компонентов отношений личности, выявление эмоционального отношения школьников к учителю, одноклассникам
12 лети старше
Шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерс, Р. Даймондом, адапт. Т. В. Снегиревой
Диагностика состояний школьной адаптации-дезадаптации, особенностей представления школьника о себе
1-11 кл.
Опросник «Саморегуляция» для педагогов А. К. Осницкий
Определение уровня сформированное™ регуляции у школьников
с 10 лет
Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена
Изучение структуры мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего
5-11 кл.
Тест аксиологической направленности школьников А. В. Капцов
Диагностика ценностной сферы
с 16 лет
Многошкальная опросная методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)
Диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля: показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности
с 14 лет
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести)
12- 16 лет
Шкала «Я-концепции»Е. Пирс, Д. Харрис адаптация А. М. Прихожан
Изучение общего уровня самоотношения подростка, отношения к себе в следующих сферах: поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе
10-16 лет
Шкала личностной тревожности
Определение уровня личностной
А. М. Прихожан
тревожности
4-13 лет
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н. В. Тарабриной)
Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
с 15 лет
Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н. В. Тарабриной)
Определения степени агрессивности подростка и взрослого человека, как тенденции враждебно реагировать на большинство высказываний, действий, поступков. Также методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности и удовлетворению потребностей личности.
Подростки и взрослые
«Тест юмористических фраз» (ТЮФ) А. Г. Шмелев.
Определение наиболее напряженных и фрустрированных потребностей человека - источник его нервно-психического неблагополучия
7- 17 лет
Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург)
Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива
16 до 55 лет
«Личностный опросник MMPI»
Для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей.
Старшие школьники
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Ильин Е. П., Ковалев П. А.
Выявление в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности
Подростки
(младшие и
старшие)
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н. В. Гришиной)
Методика предназначена для определения способов реагированияна конфликтные ситуации
Подростки
(младшие и
старшие)
Патохарактерологический диагностический опросник по А. Е. Личко (ПДО)
Изучение акцентуированное™ (заострённости) некоторых черт характера
Подростки
(младшие и
старшие)
«Уровень субъективного контроля» Д. Роттера (в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М.Эткинда)
Изучение сформированного у испытуемого уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями
Подростки
(младшие и
старшие)
Тест «Субъективное время» — классическая психофизиологическая проба
исследование субъективного восприятия времени человеком
9-11 кл.
«Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков» (МПДО) С. И. Подмазина
Применяется с целью выявления личностных особенностей подростков
7-15 лет
«Подростковый личностный опросник» (JuniorEPQ) Г. Айзенк
Предназначен для определения типа личности (экстраверт, интроверт, амбиверт)
Подростки
Методика диагностики склонности к
Позволяет оценить склонность
отклоняющемуся поведению А. Н. Орел
подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии
5-11 кл.
Выявление суицидального риска у детей. А. А. Кучер, В. П. Костюкевич
Выявление признаков суицидального поведения
старше 10
лети взрослыми
Тест Сонди. Диагностика эмоционального состояния, влечений и потребностей
Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений
Средний и
старший
школьный
возраст
Модифицированная анкета мотивации «Анкета для определения школьной мотивации» Н. Г. Лускановой
Диагностика школьной мотивации для учащихся среднего старшего звена. Модифицированный текст анкеты содержит вопрос об отношении ребёнка к классному руководителю.
Данная анкета может быть использована для скрининговой оценки уровня школьной мотивации
Графическая методика «Кактус». М. А. Панфилова
Изучение состояния эмоциональной сферы, наличия агрессивности, ее направленности, интенсивности
Графическая методика «Человек под дождем». Е. Романова и Т. Сытько
Диагностика способности человека преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, диагностика личностных резервов и особенностей защитных механизмов
7-11 лет
Тест «Рука». Э. Вагнер
Диагностика агрессивности. В варианте теста для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории: Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность).
Подростки, взрослые
Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ). Н. Л. Белопольская
Метод позволяет диагностировать нарушения формирования самосознания
Школьный возраст
Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Методика Л. А.Ясюковой. Часть 2.
Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников
Межличностные отношения
4-11кл.
Социометрия
Изучение особенностей социометрической (эмоциональной)
структуры малой социальной группы
3-10 лет
Детский Апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак);
Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.
подростки
«Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера)
Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте
с 12 лет
Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре)
Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации
с 12 лет
Тест интеллектуального потенциала (ТИП)
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.
Школьный возраст
Незаконченные предложения (диагностический комплекс проективного интервью В. Михала)
Диагностика отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.
Профессиональная направленность
9-11 кл.
Активизирующий опросник «Перекресток» Н. С. Пряжников
Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих проф