Специальность: 060301 «Фармация»
Предмет: Аналитическая химия
Раздел 3: Количественный анализ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО САМОПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №5
Тема 3.4.: «МЕТОДЫОСАЖДЕНИЯ»
МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:
Данное занятие важно для студентов тем, что все методы (Мора, Фольгарда, Фаянса), которые разбираются на семинаре используются в фармацевтическом анализе.
Метод Мора является фармакопейным методом для количественного определения хлоридов и бромидов (натрия хлорид, калия хлорид, натрия бромид, калия бромид).
Для определения иодидов (калия иодид, натрия иодид) ГФ рекомендует использовать метод Фаянса.
Поэтому, знания, приобретенные в процессе изучения данной темы, помогут в освоении модуля ПМ 02: «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля».
Цель самоподготовки:
Систематизировать и обобщить знания студентов по предложенной теме.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения: кабинет химии.
К занятию студенты должны ЗНАТЬ:
Аргентометрия
- вариант Мора - титрант, среда, индикатор, переход окраски, основное уравнение реакции, применение в фармацевтическом анализе;
- вариант Фаянса – основное уравнение, условия титрования, использование адсорбционных индикаторов: бромфенолового синего, эозината натрия для определения галогенидов, титрант, среда, индикатор, уравнения реакции, определение точки эквивалентности.
- вариант Фольгарда –уравнение метода, условия титрования, индикатор.
2. Тиоцианометрия - титрант, среда, индикатор, переход окраски, основное уравнение реакции, применение в фармацевтическом анализе;
|
С№5 – 2 –
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Какие методы называются методами осаждения?
2. Какие требования предъявляются к реакциям в методах осаждения?
3. Какой метод называется методом аргентометрии?
4. Что лежит в основе классификации аргентометрических методов?
5. Как классифицируются аргентометрические методы?
6. В какой среде ведут титрование по методу Мора?
7. Какие вещества по ГФ определяют метод Мора?
8. Почему методом Мора нельзя определять иодиды?
9. Почему титрование методом Мора нельзя проводить в кислой среде?
10. Почему титрование методом Мора нельзя проводить в щелочной среде?
11. Почему титрование методом Мора нельзя проводить в аммиачной среде?
12. Какой индикатор применяют в методе Мора?
13. Как фиксируется точка эквивалентности в методе Мора?
14. При каких условиях выполняют работу методом Мора?
15. Какой метод называют методом Фаянса?
16. При каких условиях выполняют титрование методом Фаянса?
17. Какие индикаторы используются в методе Фаянса?
18. Как фиксируется точка эквивалентности при титровании
19. с бромфеноловым синим?
20. Как фиксируется точка эквивалентности при титровании с эозинатом натрия?
21. Какое вспомогательное вещество используют в методе Фаянса?
22. Какой метод среди аргентометрических методов является методом обратного титрования?
23. В чем сущность обратного способа титрования?
24. Какие рабочие растворы используют в методе Фольгарда?
25. Какие вещества определят этим методом?
26. Какой индикатор используется в методе Фольгарда?
|
27. В какой среде ведут титрование по методу Фольгарда?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА:
В тетрадях по самоподготовке выполнить задания:
1. Напишите уравнение реакции, лежащее в точке эквивалентности метода Мора.
2. Напишите уравнение реакции, лежащее в точке эквивалентности метода Фольгарда.
С№5 – 3 –
3. Решите задачи:
а) Определите точную концентрацию рабочего раствора нитрата серебра по стандартному раствору натрия хлорида, если на титрование 10 мл раствора натрия хлорида с молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л и поправочным коэффициентом 1,01 потребовалось 9,9 мл раствора нитрата серебра.
б) Опишите полный химический анализ раствора калия бромида. Определите массовую долю калия бромида в растворе, если приготовлено разведение 5 – 100 и на титрование 10 мл разбавленного раствора калия
бромида потребовалось 10 мл раствора нитрата серебра с молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л и поправочным коэффициентом 0,98.
в) Определите массовую долю иодида калия в растворе, если из него было приготовлено разведение 5 – 100.
В колбу для титрования было помещено 10 мл приготовленного разведения, добавлено 10 мл раствора нитрата серебра (отмеренного мерной пипеткой) с молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л и поправочным коэффициентом равном 1,02, добавлено достаточное количество 6М раствора азотной кислоты. Титровали 0,05 моль/л раствором тиоцианата аммония, которого было израсходовано 4,5 мл, поправочный коэффициент данного раствора 0,98.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫСТУДЕНТЫДОЛЖНЫЗНАТЬ:
|
- теоретические основы аналитической химии;
- методы количественного анализа;
- требования к реакциям, исходным веществам, титрованным растворам;
- вычисления в титриметрическом анализе.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫСТУДЕНТЫДОЛЖНЫУМЕТЬ:
- уметь по химическим свойствам веществ, в том числе лекарственных, подбирать методы качественного и количественного анализа;
- выбирать необходимые методы анализа;
- применять методы количественного анализа при контроле различных исследуемых веществ.
С№5 – 4 –
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Основные источники:
1. А.А.Ищенко «Аналитическая химия» М. «Академия».2012 г.
стр.189 – 193
2. Полеес М.Э., Душечкина И.Н. «Аналитическая химия. М.: Медицина,
2010. стр. 217-225.
3.Конспекты лекций № 8 и № 9.
4.Конспекты практических занятий.
Дополнительные источники:
1. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 2008.
2. Харитонов Ю.Я., «Аналитическая химия». Москва «Высшая школа», 2007.
3. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. «Аналитическая химия», М., Химия, 2007.
4. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. "Аналитическая химия" в 2-х книгах.
М., Химия, 2008.