ТЕМА 5. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
План:
1. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.
2. Функции общения.
3. Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.
4. Типы общения: вербальное и невербальное.
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки
Общение – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека.
Оказание помощи больному человеку невозможно без общения с ним. При этом процесс общения с больным значительно отличается от процесса общения со здоровым человеком.
В наши дни все больше становится людей старшего возраста. Многие из них прошли тяжелую жизнь, отягощены различными недугами, они заслужили самого внимательного к себе отношения медицинских работников, которое начинается с общения. Но такие пациенты не всегда идут на контакт, забывают выполнять назначения, нередко капризны или досаждают бесчисленными жалобами. Общение с ними требует особого такта, терпения, выдержки, умения, ибо нередко это остается единственным утешительным средством в руках у медика, который обязан проявить свое милосердие. Ни о какой доверительности не может быть и речи, когда разговор с больным ведется на ходу, спеша, когда в то же время ведется разговор по телефону.
Новорожденный и ребенок первых лет жизни не в состоянии сообщить о своих ощущениях, жалобах. Медику необходимо взять анамнез у взрослых. Главными ведущими симптомами служат объективные показатели. Медики вынуждены фиксировать внимание на «микросимптомах», их сумме или на показателях специальных методов.
|
Дети старшего возраста – боятся врачей, склонны скрывать страдания или вводить в заблуждение врача. Но они доверчивы, неопытны, при установлении контакта способны искренне верить врачу и этим помогают лечению. С белым халатом, специфическими запахами у детей связаны малоприятные ассоциации – осмотры, уколы, клизмы и др. процедуры.
Осанка, походка, цвет кожи, мимика, манера говорить, смотреть в глаза, улыбаться, отвечать на вопросы, садиться, вставать, одеваться и раздеваться во время осмотра, интонации голоса, отношение к родителям - это дает возможность не только составить представление о ребенке, но иногда сразу поставить клинический диагноз.
Переходный возраст – отрицание авторитетов, проявление самоутверждения личности, поиск собственного пути в жизни.
Медики должны найти правильные интонации, в которых будет преобладать уважение к личности подростка, его возрасту, дружественное желание помочь советом, но не поучать или наставлять.
При работе с детьми надо быть приветливым, жизнерадостным, справедливым и добрым, спокойный тон с подростками, а с маленькими детьми – прием отвлечения или переключения внимания.
Тяжело реагируют больные на операции по удалению отдельных органов (удаление желудка, молочной железы, матки и ампутация конечностей). У таких больных возникают реальные трудности социального и психологического характера. Больные с психологической структурой личности свой физический дефект рассматривают как «крах дальнейшей жизни», у них развивается депрессия с суицидальными мыслями и тенденциями. Они должны постоянно наблюдаться медперсоналом. Обо всех случаях развития у больных психопатических состояний медсестра должна немедленно сообщить лечащему или дежурному врачу и принять меры по наблюдению за больным.
|
Функции общения
Содержание общения - это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медработника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.
По содержанию можно выделить общение:
• материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:
• когнитивное - обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов):
• деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по самообследованию молочной железы);
• кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в определенное физическое или психическое состояние и тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настроение хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать);
|
• мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции пораженной конечности).
Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное
В общении выделяют три взаимосвязанные стороны.
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств.
Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (например, беседа палатной медицинской сестры с пациентом по поводу того, каким должен быть его образ жизни в период реабилитации к ломавших условиях).
Интерактивная сторона общения (от англ. interaction - взаимодействие) заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение медицинской сестрой и пациентом, перенесшим инсульт, взаимных обучающих действий в процессе становления его эффективной жизнедеятельности).
Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением определенных межличностных отношений (например, акушерка убеждает молодую супружескую пару, готовящихся стать родителями, в необходимости соблюдать здоровый образ жизни).
Также в общении выделяют пять звеньев:
1) отправитель информации, т.е. человек, начинающий общение;
2) само общение, т.е. передаваемая вербальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация;
3) используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.);
4) получатель информации, т.е. партнер по общению, или собеседник;
5) факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации, т.е. обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.
Кроме того, специфика межличностной коммуникации раскрывается в таких процессах, как обратная связь, наличие коммуникативных барьеров, феномен коммуникативною влияния, существование различных уровней передачи информации.
Необходимо отметить, что в процессе общения лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а лицо, получающее эту информацию, - реципиентом.
Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда информация лично передается от медицинской сестры пациенту.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посещения «Школы молодых мам» супругу беременной женщины).
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове).
Опосредованное общение рассматривается как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).