Задания и указания по выполнению и оформлению контрольной работы по дисциплине «Теория и практика массовой информации»




Общие организационно-методические указания

Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

В современном обществе информация является стратегическим фактором, который оказывает влияние на все сферы жизни общества.

Понимание сути информационных процессов – это задача, которая предполагает систематическую работу в области мировоззренческих, методологических и социально-политических вопросов. Решение этой сложнейшей проблемы является целью подготовки бакалавров по рекламе и связям с общественностью.

Целью освоения дисциплины «Теория и практика массовой информации» является создание у студентов целостного представления о природе системы средств массовой информации и ее функционировании, а также показать роль и место массовой информации в системе современной коммуникации, практике связей с общественностью, эволюцию концепций, приемов и методов коммуникации.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

- дать определение понятия массовой информации как социального явления;

- показать роль информации в процессе развития личности и общества;

- выявить сущность массовых информационных процессов в обществе;

- изучить содержание, структуру и механизмы взаимодействия масс-медиа и массовой аудитории;

- проанализировать функции и принципы деятельности СМИ в современных условиях;

- вооружить будущих специалистов практическими навыками подготовки журналистских текстов в процессе практической деятельности в области связей с общественностью, оценки качества таких текстов;

- привить им навыки по созданию информационных, информационно-аналитических, аналитических и художественно-публицистических произведений журналистики, коммуникативных процессов, содержании и каналах распространения коммуникативного сообщения, месте, роли и функциях средств массовой коммуникации в области экономики, политики и социальной сфере.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Обучающиеся должны:

- иметь представление о методологических аспектах теории массовой информации, сущности массовых информационных процессов, закономерностях функционирования массовой информации и системы масс-медиа в обществе;

- знать сущность, структуру и механизм информационного взаимодействия масс-медиа и массовой аудитории, основные противоречия информационных отношений между ними, функции и принципы деятельности СМИ;

- уметь применять на практике теоретические основы массово-информационной деятельности.

Дисциплина «Теория и практика массовой информации» изучается на 4 и 5 курсах заочной формы обучения. Лекции – 14 часов, семинары – 20 часов, самостоятельная работа – 169 часов. Общая трудоемкость составляет 216 часов (6 ЗЕТ).

Контрольная работа для студентов заочного обучения направления «Реклама и связи с общественностью» по дисциплине «Теория и практика массовой информации» предусмотрена на 4 курсе.

Зачет сдается на 4 курсе.

Экзамен сдается на 5 курсе.

Курсовая работа выполняется и защищается на 5 курсе.

 

Примерный тематический план занятий по дисциплине

«Теория и практика массовой информации»

Модуль 1

Раздел 1 История развития массовой информации

Тема 1. Понятие массовой информации

Тема 2. Пражурналистские явления

Тема 3. Появление и развитие массовой информации

Раздел 2. Система СМИ

Тема 4. Принципы, функции, типология СМИ

Тема 5. Аудитория СМИ

Тема 6. Тенденции развития современных СМИ

Модуль 2.

Раздел 3. Жанры журналистики

Тема 7. Понятие жанра

Тема 8. Информационные жанры

Тема 9. Аналитические жанры

Тема 10. Художественно-публицистические жанры

Модуль 3

Раздел 3. Правовые основы СМИ

Тема 11. Нормативно-правовые основы деятельности СМИ

Тема 12. Свобода массовой информации

Раздел 4. Этические принципы журналистики

Тема 13. Профессиональная этика журналиста

Тема 14. Свобода массовой информации и этика журналиста

Раздел 5. Журналистика как творчество

Тема 15.Журналистика как творческая профессия

Тема 16. Творческий потенциал журналиста

Модуль 4.

Раздел 6. Печатные СМИ

Тема 17. Типология печатных СМИ

Тема 18. Современные тенденции развития печатных СМИ

Раздел 7. Радио

Тема 19. Этапы развития и типология радио

Тема 20. Современное радиовещание

Раздел 8. Телевидение

Тема 21. Этапы развития и типология телевидения

Тема 22. Современное телевидение

Раздел 9. Интернет

Тема 22. Этапы развития и типология интернет

Тема 23. Современный интернет как СМИ и среда для СМИ

Раздел 10. Информационные агентства

Тема 24. Мировые информационные агентства

Тема 25. Российские информационные агентства

Модуль 5.

Раздел 10. СМИ как предприятие

Тема 26. Экономика СМИ

Тема 27. Информационный рынок

Тема 28. Формы организации медиабизнеса

Раздел 11. Работа редакции

Тема 29. Планирование работы редакции

Тема 30. Деловая политика редакции

Тема 31. Организация нового издания

Раздел 12. Технические средства СМИ

Тема 32. Полиграфическая техника

Тема 33. Технические средства электронных СМИ

Тема 34. Современные ИКТ в СМИ

 

 

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1 История развития массовой информации

Тема 1. Понятие массовой информации

Массовая информация и ее роль в современном мире. Информация как социальный и экономический ресурс. Массовая информация на ранних этапах развития массовой коммуникации. Коммуникативная природа журналистики. Основные причины возникновения журналистики.

Тема 2. Пражурналистские явления

Развитие обмена информацией в древности. Возникновение письма. Виды письма. Пражурналистские явления и раннежурналистские явления в обществе. Древнерусская письменность. Ранние этапы развития прессы. Первые рукописные и печатные издания. Изобретение книгопечатания. История отечественных средств массовой информации.

Тема 3. Появление и развитие массовой информации

Развитие журналистики в России и мире. Влияние исторических событий XX века на развитие журналистики. Журналистика как социальный институт. Социально-политические реформы общества и журналистика.

Раздел 2. Система СМИ

Тема 4. Принципы, функции, типология СМИ

Знание об объективном законе, подходы к пониманию и оценке явлений жизни. Принципы журналистики. Разнообразие функций СМИ. Информационная, аналитическая, развлекательная функции. Функция формирования повестки дня (adenda setting). Классификация предметов и явления по общности признаков. Параметры типологии. СМИ.

Тема 5. Аудитория СМИ

Аудитория – субъект массового информационного процесса. Формы результатов деятельности СМИ в отношении аудитории. Аудитория, как составная часть функционирующей системы журналистики. Характеристики аудитории СМИ. Первичная аудитория и вторичная аудитория. Реальная, расчетная и потенциальная аудитории. Эффективная политика СМИ в отношении аудитории. Изучение аудитории. Три этапа, связанные с аудиторными потребностями. Потребности аудитории и интересы аудитории.

Тема 6. Тенденции развития современных СМИ

Информационное общество: понятие и признаки. Теории информационного общества (Ю.Хаяши, Й.Масуда, О.Тоффлер, Д.Белл, М.Кастельс, П.Дракер). Международный опыт перехода к информационному обществу. Россия и информационное общество: проблемы и перспективы. Глобализация и СМИ. От традиционных СМИ – к конвергенции масс-медиа. Влияние глобализации и развития новых технологий на СМИ. Трансграничное вещание на рубеже XX–XXI вв. «Демассификация» и «дерегулирование» в СМИ. СМИ и проблемы мирового сообщества. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности. СМИ как фактор интеграции современного общества. СМИ как институт современной демократии.

Раздел 3. Жанры журналистики

Тема 7. Понятие жанра

Понятие жанра: элементы содержания и формы, взаимоотношения. Элементы содержания и формы, взаимоотношения содержания и формы. Основы дифференциации жанров. Три основные группы жанров – информационные, аналитические, художественно-публицистические. Историчность развития жанров. Тенденции развития жанров.

Тема 8. Информационные жанры Отличие группы информационных жанров. Понятие «новость». Двойная природа новости. Оценка информационной ценности в социальном аспекте. Новость в СМИ. Структура новости. Принцип пирамиды. Скорость как конкурентное свойство новостей. Манипулирование новостями. Оценка информационной ценности в журналистском аспекте: релевантность и плотность информации. Современные формы подачи новости: инфотеймент, эвент экшн, финишинг и т. д. Заметка, репортаж, интервью, отчет.

Тема 9. Аналитические жанры

Аналитические методы в журналистике. Аналитическая журналистика как научная дисциплина. Интервью как метод и как жанр. Система жанров массовой информации. Репортаж. Создание публицистического сценария. Типы конфликтов в драматургии. Композиционные приемы построения журналистского текста. Комментарий, реплика, колонка, корреспонденция, статья, обзор. Обозрение, журналистское расследование. Исповедь, версия, письмо, пресс-релиз. Рецензия.

Тема 10. Художественно-публицистические жанры

Жанры художественной публицистики, их особенности. Виды очерка – путевой, портретный. Художественно-публицистические жанры в российской прессе. Очерки российских авторов. Эссе в российской прессе. Сатирические жанры: фельетон, карикатура, шарж, памфлет, эпиграмма, анекдот, басня.

Раздел 4. Правовые основы СМИ

Тема 11. Нормативно-правовые основы деятельности СМИ

Закон о печати 1991 и 1995 г. Государственная политика в области СМИ. Конституционные нормы. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Закон «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах». «Гражданский кодекс». Регулирование внутрижурналистских отношений: учредитель – главный редактор – журналисты. Регулирование отношений СМИ – источники информации. Права журналистов на распространение информации. Регулирование отношений СМИ – аудитория. Адекватная информированность всех участников массово-информационных процессов.

Тема 12. Свобода массовой информации

Проблемы свободы информации и деятельности журналиста. Свобода слова. Правовой и этический аспекты свободы массовой информации. Правовое определение журналиста. Социальный статус журналиста. Цензура.

Раздел 5. Этические принципы журналистики

Тема 13. Профессиональная этика журналиста

Культура профессионального мышления журналиста. Источники информации и правила работы с ними. Журналист и его герои. Редакционный коллектив и нормы служебной этики. Важность профессиональной этики журналиста. Журналистские контакты. Журналист и адресат информации. Журналист и источник информации. Журналист и действующие лица публикаций. Отношения с коллегами. Журналистика и политика.

Тема 14. Свобода массовой информации и этика журналиста

Этические кодексы журналистов: Кодекс профессиональной этики журналиста и Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Стандарты и нормы профессионального поведения в журналистике. Проблема выбора. Истина. Принципы гласности. Социальная обусловленность позиции журналиста. Должностные функции журналиста.

Раздел 6. Журналистика как творчество

Тема 15. Журналистика как творческая профессия

Научный, художественный и публицистический виды творчества и их презентация СМИ в повседневной практике. Журналистика как творческая профессия. Творческая личность. Креативность. Организация диалоговых отношений журналиста с аудиторией СМИ. Творчество и свобода. Ограничения творчества. Содержание и форма в публицистическом творчестве.

Тема 16. Творческий потенциал журналиста

Творческая активность журналиста. Ретроспективный, прогностический, альтернативный, кумулятивный варианты. Склонность к творчеству. Творческий кризис. Внешние и внутренние условия для раскрытия творческого потенциала журналиста.

Раздел 7. Печатные СМИ

Тема 17. Типология печатных СМИ

Журналистский текст и социальная действительность. Понятия «текст», «жанр», «публицистика». Взаимодействие устной и письменной, вербальной и невербальной информации. Виды прессы.

Тема 18. Современные тенденции развития печатных СМИ

Аудиторный фактор трансформации печатных СМИ. Региональные особенности печатных СМИ. Рынок печатных СМИ. Районные, городские, республиканские, федеральные газеты и журналы. Рекламная пресса.

Раздел 8. Радио

Тема 19. Этапы развития и типология радио

История развития радио. Жанровая структура радиожурналистики. Устная речь, рисующие шумы, музыка, монтаж - основные выразительные средства радио. Позывные радиостанции, музыкальные заставки и их роль. Организационные принципы радиовещания.

Тема 20. Современное радиовещание

Технология подготовки и ведения студийных и внестудийных радиопередач. Источники формирования радиопрограмм. Разработка сценария. Выбор технических средств для радиопередачи. Производство радиопрограммы. Верстка программы дня и недели. Основные радиостанции России. Особенности регионального радио.

Раздел 9. Телевидение

Тема 21. Этапы развития и типология телевидения

История телевидения. Жанровая структура телевизионной публицистики. Изобразительно-выразительные средства телевидения. Роль ведущего. Основные стадии производства телевизионных программ.

Тема 22. Современное телевидение

Технические основы телевидения. Цифровое телевидение. Телевидение высокой четкости. Спутниковое телевизионное вещание и системы кабельного телевидения. Перспективы развития телевидения. Особенности регионального телевидения.

 

Раздел 10. Интернет

Тема 23. Этапы развития и типология интернет

Глобальные изменения в практике СМИ с развитием телекоммуникационных компьютерных сетей. Интернет и электронные информационно-поисковые системы. Глобальная сеть Интернет: от общего к частному. Компьютерные сети. Электронная почта. Рассылка новостей. IP-телефония.

Тема 24. Современный интернет как СМИ и среда для СМИ

Интернет-сайты: виды и функции. Автоматизированные электронные информационно-поисковые системы. Журналистика и Интернет. Сетевые газеты и публикации. Сетевые информационные источники. Аудиовизуальные СМИ в Интернете. Проблемы, вставшие перед средствами массовой информации с активным применением Интернета.

Раздел 11. Информационные агентства

Тема 25. Мировые информационные агентства

Ведущие мировые информационные агентства. Новости – главный товар информационных агентств. Задачи и функции информационных агентств. Роль информационных агентств в системе средств массовой информации. Из истории возникновения информационных агентств. Современное положение информационных агентств на мировом рынке новостей.

Тема 26. Российские информационные агентства Развитие новостных агентств в России до 1917 года. ТАСС как центральный информационный орган СССР. Особенности функционирования государственных и негосударственных информационных агентств России с начала 1990-х годов. Ведущие информационные агентства страны. Государственная информационная политика в отношении «информационной ленты» последних лет.

Раздел 12. СМИ как предприятие

Тема 27. Экономика СМИ

Журналистская информация как товар, редакция как производственное учреждение. Правовые и экономические формы организации информационного бизнеса. Финансовый капитал на информационном рынке России. Основы редакционно-издательского маркетинга и финансовая политика редакции. Медиапланирование. Современная газетная индустрия: этапы и тенденции развития.

Тема 28. Информационный рынок Изучение информационного рынка. Служба маркетинга в редакции. Структура информационного рынка. Ключевые понятия медиаэкономики. СМИ – сдвоенный рынок товаров и услуг. Конкуренция СМИ на рынках содержания, свободного времени, рекламы. «Парадокс разнообразия» в СМИ.

Тема 29. Формы организации медиабизнеса Крупнейшие мировые медиакорпорации. Особенности телевизионной индустрии. Источники доходов в телеиндустрии. Модели организации и финансирования ТВ. Коммерческое и общественное ТВ на современном медиарынке. Принципы общественного вещания. Особенности радиоиндустрии. Модели организации и финансирования радиовещания. Форматы современных коммерческих радиостанций.

Раздел 13. Работа редакции

Тема 30. Планирование работы редакции

Структура редакции. Редакция газеты как производственно-творческая структура. Научная организация труда в редакции. Инструментарий современного журналиста. Штатное расписание. Достоверность, полнота и достаточность журналистской информации.

Тема 31. Деловая политика редакции

Издательская деятельность. Коммерческая деятельность. Направления деловой политики редакции. Аспекты деловой политики редакции. Регуляторы политики редакции. Рыночная конъюнктура. Особенности политики редакции в условиях рынка.

Тема 32. Организация нового издания

Изучение информационного рынка. Определение потребности рынка, конкурентов, анализ потребительского рынка. Определение потенциальной аудитории. Структура редакционного отдела. Основы формирования редакционного коллектива. Аутсорсинг. Выпуск издания. Бизнес-планирование.

Раздел 14. Технические средства СМИ

Тема 33. Полиграфическая техника

Основы современного полиграфического производства, средства полиграфического воспроизведения текста. Шрифты и их классификация. Компьютерная технология в полиграфическом производстве.

Тема 34. Технические средства электронных СМИ

Полиграфическая техника и полиграфические процессы; верстка и печать; дизайн полиграфических изданий; основные технологические схемы выпуска газетно-журнальной продукции. Фотография, техника фотосъемки. Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение. Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций. Электронные версии современных газет.

Задания и указания по выполнению и оформлению контрольной работы по дисциплине «Теория и практика массовой информации»

Контрольная работа является одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов.

Целью контрольных работ является выработка у студента навыков самостоятельной работы; формирование навыков работы со специальной литературой и умения применять свои знания к конкретным ситуациям.

Контрольная работа состоит из теоретической части и заданий (задач) по тем или иным вопросам (темам, разделам) изучаемой дисциплины.

При подготовке к написанию работы необходимо ознакомиться с литературой из предлагаемого списка, изучить нужный материал, чтобы выработать наиболее полную картину по данному вопросу.

Студенты самостоятельно решают задания контрольных работ. Ответы должны быть аргументированными, обоснованными, полными, сопровождаться необходимыми ссылками на источники литературы.

На вопросы необходимо отвечать конкретно, логично, по теме, с выводами и обобщением.

Изложение должно носить творческий характер. Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения вопросов, степени самостоятельности в их изложении, полноты использования имеющейся по данной теме литературы, умения связать теоретические вопросы с практической деятельностью по специальности.

В конце работы приводится список прочитанной и изученной литературы, оформленный в соответствии с библиографическими правилами. Если используются интернет-ресурсы, то дается ссылка на сайт.

Работа, взятая из интернета без самостоятельной переработки, считается неудовлетворительной и не засчитывается.

По итогам проверки контрольных работ может быть организован семинар, групповые или индивидуальные консультации (собеседование) с разбором наиболее трудных заданий и типичных ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: