Экономическое чудо — рост экономического благосостояния страны. Большинство таких процессов произошло после окончания Второй мировой войны, в период «государства всеобщего благосостояния».
Колоссальный экономический рост был ведущим фактором развития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе проживало 9 % населения мира, производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма мировой торговли.
Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких протекционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных экономик.
Относительно способа реализации экономической политики «государства благоденствия» можно выделить две группы стран. В первой группе огромная роль в руководстве экономикой принадлежала государству (Франция, Италия, Великобритания), а во второй ставка была сделана на частную инициативу, рыночные механизмы (ФРГ, США, Япония).
Западная Германия (ФРГ, Федеративная Республика Германия) после Второй мировой войны представляла самый яркий пример рыночной модели хозяйства. Государственная политика здесь опиралась на теорию, согласно которой главной задачей правительства является обеспечение свободной игры рыночных сил. Основными принципами политики отца «немецкого экономического чуда» Людвига Эрхарда были: устранение картелей, поощрение предпринимательства, активная социальная политика.
Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформация крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. После денежной реформы с 1948 г. в стране стала проводиться жёсткая монетаристскаяполитика — регулирование денег в обращении. Тем не менее, в период экономического чуда государственный сектор занимал значительное место в экономике ФРГ: 40 % добычи угля и руды, 62 % производства электроэнергии, 72 % производства алюминия, 62 % банковских учреждений.
|
В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное производство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.
Причины необыкновенно высокого роста в период «немецкого экономического чуда» заключались не только в либеральной рыночной политике Эрхарда, но и в самих немцах, которые стремились возродить свою страну и смогли сделать это гораздо быстрее, чем другие страны.
Вследствие этого немецкое правительство решило направить избыток средств на расширение системы социальной защиты и создание общественных служб. В числе мер соцзащиты было беспрецедентное повышение пенсий (пенсионеры в ФРГ по доходам стали частью среднего класса).
Для восстановления и ускорения подъёма экономики Италии после Второй мировой войны использовались государственное финансирование и кредитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима. В целом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосударствления, сохранившейся ещё с фашистских времён. Под государственным контролем оказались все ведущие банки страны.
|
Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсивно, в 1959—1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впечатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печатных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 — 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм — лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.
Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.
Со временем из-за чрезмерной «заорганизованности» и трудности принятия оперативных решений эти структуры стали тормозить развитие подконтрольных им предприятий, поскольку все вопросы нужно было согласовывать в многочисленных государственных инстанциях
Огромную проблему для Италии представляла отсталость южных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-летний план развития народного хозяйства юга, финансируемый государством. В том же годупроведена долгожданная земельная реформа, которая предусматривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных минимальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государством, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы получили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.
|
К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг страны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от северных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.
Япония после Второй мировой войны сделала упор на рыночную систему экономики (как ФРГ и США) и достигла огромных успехов в развитии страны. С завершением в 1957 г. восстановительных процессов в промышленности стало очевидно, что дальнейшее ее развитие невозможно без проведения коренной технической реконструкции. Со второй половины 50-х годов в Японии начался интенсивный процесс обновления основного капитала в старых отраслях (черной металлургии, нефтепереработке, электромашиностроении, судостроении, в текстильной и пищевой промышленности, химических производствах). Одновременно с этим шло бурное строительство предприятий новых отраслей и производств, таких как радиоэлектроника, нефтехимия, производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон и т.д. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые страны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. — 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвычайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на постепенное сворачивание устаревших производств.
Причины Японского экономического чуда. Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:
- технологическая помощь США;
- надёжная и стабильная валюта;
- низкие налогообложение и бюджетные затраты;
- преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);
- ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;
- особенно благоприятная система трудовых отношений;
- высокий уровень образования населения.