Все на качели
I. Анализ общего содержания.
1.
Кальюсте Хейно Константинович (р. 18 XI 1925, Нарва) - современный хоровой дирижёр и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1975). В 1955 окончил Таллинскую консерваторию у Ю. Варисте. В 1951 основал при таллинском Дворце пионеров детский хор (ныне Хор "Эллерхейн"), который был награждён золотой медалью и удостоен 1-й пр. на конкурсе молодёжных хоров (1977, Югославия). К. разработал систему музыкального воспитания с применением относительной сольмизации ("Jo-le-mi"), основанной на системе З. Кодая. Руководитель детских хоров на Певческих праздниках республики (с 1960). С 1955 преподаёт в Таллинской консерватории (с 1977 профессор). Автор множество зоровых песен.
Юрий (Георгий) Дмитриевич Шумаков (1914—1997)
Поэт, переводчик с эстонского языка, литературовед. Член Союза писателей.Родился в Петербурге. В 1917 году семья переехала в Эстонию. В 1937 году окончил юридический факультет Юрьевского университета (г. Тарту). Юрий Шумаков был мальчиком-иконодержцем на венчании Игоря Северянина с Фелиссой Круут в тартуском православном Успенском соборе.В 1938 году сопровождал И. Бунина в поездке по Прибалтике. Со стихами выступал с 1930 года в русской эмигрантской печати. После освобождения Таллина от немецких захватчиков был арестован и восемь лет работал на лесоповале в Архангельской области. В 1956 году окончил Ярославский педагогический институт, работал преподавателем немецкого языка в Рыбинске.В конце 50-х годов вернулся в Эстонию. Преподавал в Тартусском университете, исследовал
творчество Достоевского, Северянина, Бунина, переводил с эстонского Марию Ундер, Густава Суйтса,Семпера и многих других, с которыми его связывала личная дружба и творческое единство. Уже в 1938 году впервые перевел на эстонский язык роман Ф.М. Достоевского «Вечный муж». Был в переписке с Н. П. Смирновым, переводил на эстонский его новеллы, исследовательские труды (особенно в области буниноведения).
Автор книг: «Пристать бы мне к родному берегу: Игорь Северянин и его окружение в Эстонии» (1992), «Последнее свидание: материалы о посещении И. А. Буниным прибалтийских государств в 1938 году» (1992), нескольких поэтических сборников.
2.
Это произведение выражает состояние детей, катающихся на качелях, она описывает их восторженность, радость, ликование. Вначале дети зазывают всех пойти покачаться, а потом описывают то, что видят с высоты своего полета. Образ взмывания качелей выражен с помощью комплекса музыкально – выразительных средств: разнообразной мелодии (и напевной, и ритмически заостренной, широкой) и ритма. Произведение простое, весь смысл лежит на поверхности.
«Это свежий ветер веет:
Эй, быстрее! Эй, быстрее!»
Здесь создается образ единства и детской дружбы.
II. Музыкально – теоретический анализ
1. Форма произведения куплетная, со вступлением и кодой. Кода и вступление (4+4 такта) строятся на одном музыкальном материале, с незначительными изменениями, выраженными гармоническим языком: кода заканчивается на тонике, а вступление на доминанте. Куплет состоит из запева и припева(8+8 тактов). Запев – это период из двух предложений повторного строения. Особенностью припева является изменение фактуры и появление подголоска в партии альтов.
Кульминация произведения – кода. В 24 такте на снимаемой фермате-кульминация. Плавный и постепенный подход к кульминации. Кода звучит после 3 куплета контрастно по сравнению с предыдущим материалом. В то же самое время в развитии самого куплета можно выделить несколько ярких фрагментов, которые, не являясь кульминацией, драматургически расцвечивают музыкальную форму. Это окончание запева и первое предложение припева.
Подход к этим фрагментам осуществляется средствами динамики (от p к f) и за счет скачков (м6,б6.)
2. Тональность соль мажор. Отклонения отсутствуют – это говорит нам о том, что все произведение - единый образ радости и ликования. Гармонический язык прост и понятен. Он достаточно выразителен при отсутствии отклонений.
3. Мелодия в произведении выразительная и разнообразная. В ней заложено ритмичное движение качелей; присутствуют малообъемные интонации, скачки, опевания, движение по звукам трезвучия.
Основной ритмический рисунок:
1.
2.
4. Здесь использованы основные ступени и их обращения.Наиболее часто встречаются аккорды: II64,VI53,VI2, III6, II6,D7. Вертикальный состав аккордов – двух и трехголосие. Разночтения в хоровых партиях. Голоса то расходятся больше октавы то сходятся до терции. Подобный фактурный образ символично отображает образ дружбы: голоса расходятся и вновь сходятся.
5. Склад изложения – гомофонно-гармонический в запеве и с элементами подголосочности в припеве. Встречаются движения параллельными созвучиями, гармония с секундовым фонизмом, который возникает благодаря задержаниям.
С1– движение мелодии скачкообразное (скачки на ч8 1-2 такты, на ч4, поступенно 7-8 такты. В основном движение волнообразное.
С2 – движение мелодии поступенное иногда со скачками на 3 (скачки на ч5 15-16 такты). В основном движение плавное.
А - движение мелодии поступенное иногда со скачками на 3 (скачки на ч4 3 такт, 16 такт) В основном движение плавное.
Темп песни «allegro», что дословно переводится как «скоро, весело», но удобнее будет исполнять в темпе «allegretto mosso» ♩ = 96-112. Все произведение исполняется в одном темпе за исключением снимаемых фермат. Песня построена на контрасте f и p. Вступление исполняется в нюансе f. Запев на mf. Припев начинается с p, но идет cresc. к f. Затем вновь вторая строкакуплета исполняется на p, но cresc. идет уже не к f, а к mf, а затем dim. А кода, также как и вступление исполняется в нюансе f.