Искусство первой половины 19 века.




1.Романтический портрет

Романтизм – явление европейской культуры в 18-19 вв, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Орест Адамович Кипренский. Родился крепостным, внебрачный сын помещика. Окончил Воспитательное училище при Академии Художеств. Жил в Москве и Петербурге, затем в Риме и Неаполе. После женитьбы принял католичество.

Самые известные работы:

· Портрет А.С.Пушкина - В нем дан романтически-обобщенный, почти символический образ гениального поэта. Творческое начало представлено здесь как некое наивысшее проявление человеческой природы. Поэт находится в творческом поиске и уже думает над очередным произведением. Поэт выглядит задумчивым, его мысли тревожны и печальны. Взор несколько насторожен, сомкнутые губы говорят о невеселой ситуации в его жизни.

· Портрет мальчика Челищева - портретист рисует портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Кипренский – первый художник, решившийся создать полноценный детский портрет. Изображает Кипренский портрет Челищева, который только начинает взрослеть. В его голову только начинают проскальзывать взрослые мысли, он даже не догадывается об уготованных судьбой испытаниях. Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие, темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке, в которой все еще можно не досчитаться нескольких зубов. Главная особенность – изображение перехода из детства во взрослую жизнь.

· Портрет В.А.Жуковского – самый известный портрет поэта.

· Портрет гусара Давыдова – парадный портрет, умное отважное лицо, воин, «упоенный в бою». В нем отразился во всей поэтической мощи культ героической личности, храброго и сильного воина. Фигура лейб-гусарского офицера, стоящего в небрежной картинной позе, полна мужественной грации. Цветовой ряд портрета, построенный на сочетании звучных пятен красного, белого, темно-коричневого цветов, активен и мажорен. Главное внимание он уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость.

Сравнение Пушкина Кипренского и Пушкина Тропинина. У Кипренского Пушкин боле романтичный, одухотворенный, окрыленной музой, а может быть в мечтах о даме либо о новом произведении. У Тропинина Пушкин более реалистичный, изображен в домашнем одеянии, простой и раскованный человек.

 

2. Романтический пейзаж

Традиционный романтический пейзаж подразумевает вместо идиллических сельских просторов — рощ, дубрав, полей (горизонталь) — появляются горы и море — высота и глубина, вечно враждующие «волна и камень».

Щедрин Сильвестр Феодосиевич - живописец. Из семьи художников Щедриных. оздавая романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто»), первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру - живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Картины:

· «Большая гавань на острове Капри»

· «Веранда, обвитая виноградом»

· «Малая гавань в Сорренто»

· «Вид Сорренто близ Неаполя»

Айвазовский Иван Константинович - художник-маринист. Картины:

· «9 вал» - Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Всё говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены

· «Черное море» - другое название картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». На данной картине написано штормящее Чёрное море. Вдали еле просматривается корабль. Картине присущи только тёмные краски.

· «Радуга» - в сюжете картины - бушующее море с гибнущим кораблем у скалистого берега. Сквозь вихрь едва заметны очерки скалистого берега и силуэта тонущего корабля. Мачты целы, паруса не спущены, возможно, причиной крушения стала вовсе не буря, а подводный риф. Корабль постепенно спускается на дно. Моряки пытаются спастись на шлюпках, скользящих по воде. Уныние моряков сменяется оживлением. На небе появляется радуга обещающая спасение. Она как мираж, то исчезает, то мерцает - чарующая, призрачная. Волны утихают и уже не несут особой опасности.

 

3.Формирование реалистического творческого метода.

В 20-е годы 19 века еще в рамках романтизма в русской живописи осуществляется переход от романтизма к реализму. Романтизм – идеализация персонажей, реализм – изображение повседневной жизни обычных людей.

Василий Андреевич Тропинин – художник-самоучка, был крепостным графа, вольнослушателем Академии художеств. Тропинин стоял у истоков будущей московской живописной школы с ее интересом к бытовому жанру и изображению бытовой жизни обычных людей. В отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Картины:

· «Кружевница» - Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.

· «Золотошвейка» - Тропинин мастерски выписывает детали одежды девушки, предмет ее труда. Впечатляюще выглядит наброшенный на плечи ярко-красный платок и золотой орнамент на ткани. Художник точно передает орудия труда мастерицы. Вместе с тем, реалистическая передача предметного мира Тропининым сочетается с идеализацией женского облика.

· Портрет Булахова - эскизная манера живописи, небрежность и артистизм письма соответствуют мягкому характеру изображенного человека. Он представлен в домашнем облике частного человека, что подчеркивает одежда - халат на беличьем меху.

· Портрет сына - золотистые его волосы беспорядочны, карие живые глаза отведены в сторону. В искусстве XVIII века дети изображались как маленькие взрослые с деревянными фигурками и кукольными личиками.

· Портрет Пушкина - портрет был за­казан художнику самим Александром Сергеевичем и подарен в качестве неожиданного подарка своему другу С.А. Соболевскому. В этот портрет Тропинин вложил много собственного чувства. Творчество и свобо­да — идеи, которые лежат в основе руководящей идеи портрета Пушкина, были сокровенными для са­мого художника, невероятным трудом одолевшего всю сословную лестницу иерархического российско­го общества.

Алексей Гаврилович Венецианов – художник, увлекался карикатурой. Венецианов вошел в историю как и педагог. В своем имении открыл частную художественную школу, где обучал по собственной программе живописи детей крепостных бесплатно. В последствии программа Венецианова была принята за основу в московской школе живописи и ваяния. Картины:

· «На пашне. Весна» - на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка. На переднем плане картины справа сидит младенец, спокойно забавляясь какими-то своими игрушками. Художник изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу.

· «Гумно» -мизансцены, выстроенные живописцем на полотне, представляют зрителю виды ежедневного крестьянского труда, но в них нет и намека на тяжесть и рутинность жизни в деревне. Действия, запечатленные художником не столь динамичными, носят будто внесюжетный, созерцательный характер, тем самым возвышая тему труда до ее эпического прочтения. Каждый житель деревни вносит свою маленькую лепту в благо возделывания общей земли и сбора урожая. Тема земледелия и плодородия в творчестве Венецианова приобретает сакральное звучание.

 

 

4.Творчество Карла Брюллова

Родился в Петербурге, в художественной семье. Рос слабым ребенком, воспитывался в строгости, был глух на левое ухо. Учился в Академии Художеств, пользовался популярностью среди сверстников. Закончил Академию с золотой медалью.

В 1819 году Брюллов пишет картину "Нарцисс, смотрящий в воду". Она показывает его пристрастие рисование с натуры. С 1821 по 1823 годы Брюллов бриобщается к идеям классицизма. Особый инетрес у него к портретному жанру, хотя в Академии он считался низким родом живописи. Рисует он с натуры своих близких и родственников: чета актеров Рамазановых, своего покровителя статс-секретаря П.А. Кикина, своей старой бабушки.

Потом уезжает в Италию, где за год пребывания написал более 120 картин. рюллов так же обращеался в своих работах к жизни детской и юношеской души. Брюллов пишет свою знаменитую "Всадницу". Эта блестящая картина сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Она вызвала сенсацию в Риме. Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова (появляются «Итальянское утро» и «Итальянский полдень»).

Настоящий триумф Брюллова постиг после картины «Последний день Помпеи».

В это время произошли две встречи, которые оказали большое влияние на творчество и на жизнь Брюллова. Это встречи с С.Пушкиным и Тропининым В.А. Теперь он полностью отдается портретному жанру и именно оусского портрета. В этом его просвящал Тропинин. С Пушкиным они сразу сошлись и полюбились друг другу. Дружба их продолжалась вплоть до смерти поэта.

По возвращении в Петербург Брюллов начинает работатьв качестве профессора исторического класса в Академии.

С 1836 года Брюллов начинает работать по заказу Николая I над огромной картиной "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", которая никак не соответсвует реальным историческим событиям. Все эти нажимы, опека были ненавистно Брюллову.В 1843 году он больше никогда не прикоснется к картине, оставив ее незавершенной. Это положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем и Карлом Брюлловым.

В 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Он разочаровался в своем творчестве, увидев, сколько всего не успел сделать. Четыре года он работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картонам работу закончит другой художник.

27 апреля 1849 года Брюллов отправляется за границу, чтобы восстановиться после болезни. В путешествии он не перестает работать, пишет портреты - зятя Николая I герцога М. Лейхтенбергского и тех русских, что составляли свиту герцога. Но удовлетворения от работы не получает.

23 июня 1852 года Брюллова не стало в местечке Марчиано близ Рима. Он так и не сумел вернуться на родину. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов Тестаччо.

Картины Брюллова:

· «Последний день Помпеи» - отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

· «Всадница» - на картине изображена сцена прогулки. Воспитанница Ю. Самойловой Джованнина подъезжает к подъезду дома своей приёмной матери, восседая на вороной лошади. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгорячённый ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака (на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы — «Samoylova») лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зелёные туфельки, выбегает встречать её и восхищённо смотрит на свою старшую подругу.

· «Итальянское утро» - на картине молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца. Большую роль играет освещение картины.

· «Итальянский полдень» - на картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

 

 

5.Творчество Александра Иванова

Иванов Александр Андреевич – великий русский художник. Родился в Санкт-Петербурге в семье живописца А.И.Иванова. В своём творчестве был приверженцем романтической школы живописи. Искусство самых известных мастеров романтизма произвело очень большое влияние на всё его творчество.

С 1831 года и до конца своей жизни художник провёл в Италии. Здесь он стал одним из самых влиятельных фигур романтизма. Кроме того, что он создавал великолепные полотна, он дал подробное истолкование этому направлению классической живописи. В его картинах видна тщательная, скрупулезная работа с натурой и философско-религиозными темами. Главное значение для него играет искусство итальянского Возрождения. Ярким примером и доказательством этому является его картина - Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением. Особое место во всём творчестве занимают библейско-евангельские темы - Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина, Явление Христа Марии Магдалине, Явление Христа народу и др.

«Явление Христа Народу» - эту картину Иванов писал всю свою жизнь.

Иванов изобразил ту самую минуту, когда народ впервые увидел Иисуса Христа. В центре картины - святой человек по имени Иоанн. Он давно обещал людям, что придет тот, кто избавит их от всех бед. И теперь Иоанн показывает на идущего вдали Христа - вот он принесет всем счастье.

Но народ - не один человек. Среди тех, кто собрался на берегу реки, чтобы встретить Христа, есть люди богатые и бедные, знатные и униженные, сильные и убогие, цветущие юноши и дряхлые старики. Здесь люди добрые и злые, горячие и спокойные, мудрые и простодушные. Одни верят тому, что говорит Иоанн, другие сомневаются, третьи задумались над его словами. И не всем хочется, чтобы в мире победили добро и справедливость. Богачам жалко расставаться со своим богатством, а господа боятся потерять власть. Иванов написал картину не из жизни Христа, а из жизни народа. Он хотел показать, как историческое событие отзывается в душах людей, как много разных мыслей и чувств оно вызывает.

Иванов поместил раба в середине картины. Раб присел на корточки возле своего господина. Лица господина не видно: художник написал его спиной к зрителям. Но полная спина, ухоженная седина прически, движение холеной руки сразу выдают человека властного и состоятельного. Раб собирался одевать господина. Он потянулся за его одеждой. Но в эту минуту услышал слова Иоанна. Показался тот, кто защитит людей от зла. "Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада",- писал Иванов о лице своего раба. Для головы раба художник сделал огромное количество этюдов. Он написал умного, гордого человека и жалкого одноглазого старика, обнаруженного в нищей лачуге на окраине Рима, натурщицу Мариуччу и арестанта с клеймом на лбу и толстой веревкой на шее. Ни у кого на картине лицо не выражает такого сложного чувства. Радость, недоверие, надежда, насмешка - и добрая улыбка, впервые озарившая это некрасивое, измученное лицо.

«Библейские эскизы». Это в основном малоизвестные творения художника:

· Первый день творения: свет

· Бог приводит Еву к Адаму

· Грехопадение

· Бог карающий

· Призвание Авраама

· Борьба Иакова с Богом

· Фараон просит Моисея и Аарона вывести народ еврейский из Египта и др.

 

6.Формирование школы критического реализма

В 40-е годы 19 века русская живопись вслед за литературой вступает на путь критического реализма, т.е. художественного осмысления острейших социальных противоречий современной российской действительности. Основатель критического реализма в России – Павел Федотов.

Павел Федотов (1815 – 1852 гг)

Учился в кадетском корпусе, обладал незаурядными творческими способностями, увлекался карикатурами и портретами. После отставки поступил в Академию художеств. После ухода в отставку посвящает себя живописи.

Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах. Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись.

Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. В его творчестве преобладают два направления. В первом направлении преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.

«Вдовушка» отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. Этим, казалось бы, исчерпывается сюжет картины. Но, как всегда у Федотова, вещи в картине расположены так, что, внимательно рассматривая их, зритель узнает многое, и притом весьма существенное о настоящем, прошлом и даже будущем изображенной художником молодой женщины. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире – покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит-забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее – она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней. Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи.

«Сватовство майора». В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом. Намерение невесты убежать в другую комнату при появлении сватов, истолковывается автором как напускная скромность девушки, жеманность ее характера, ведь по ее наряду понятно, что к приезду и встрече жениха она подготовлена наилучшим образом. В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость. Несмотря на иронию и легкий сарказм, которые заложил автор в свое творение, нельзя не отметить общую теплую атмосферу, присущее ему. Федотов высмеивал в своих работах не конкретные случаи невежества и расчетливости людей, а черты российского общества в целом. Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Ведь они не виновны в падении нравов современности.

«Свежий кавалер». Это полотно П.А. Федотова «Свежий кавалер» передает зрителю эпизод из жизни чиновника. Чиновник получил свою первую награду – орден – и представляется нам как главный герой картины. Его гордость и надменность притягивает взгляд.

 

Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Ведь полученный чиновником орден – это самая низкая награда, которую мог получить чиновник тех времен. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. Он мечтает о другой жизни. Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. На халат одета награда. Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Скорее всего, ему больше некому показать свою награду. Взгляд служанки снисходительный. Она не перестала выполнять свои ежедневные дела, и стоит рядом с кавалером, держа в руках сапог.

«Анкор, еще анкор!». В слабом свете догорающей свечи едва различается унылая мрачная комната с низким потолком. Горячие желто-красные отсветы, пробегая, высвечивают то груду одежды на стене, то остатки ужина, то протянутую руку лежащего полураздетого офицера, то его задранную вверх ногу в светлом носке. Живопись картины непохожа на миниатюрную технику более ранних работ художника, где он предстает блестящим мастером занимательного рассказа. Широкая свободная кисть живописца призвана здесь не столько описывать, сколько выражать чувства. «Анкор, еще анкор!»— это трагическая исповедь русского художника середины прошлого столетня. До такой силы драматизма и обличения не поднималась прежде русская живопись.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: