Роль развития устной речи дошкольников




Содержание

 

Раздел 1. Задачи и пути развития устной речи детей

Роль развития устной речи дошкольников

Основные требования к устной речи и мышлению дошкольников

Виды речи. Развитие мышления - основа речевых упражнений

Раздел 2. Психодиагностика речи дошкольников

Методика Д. Векслера

Результаты эксперимента

Рекомендации

Заключение

дошкольник психологический речь наблюдение


Введение

 

Цель работы: изучить психодиагностику развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

. Рассмотреть общую характеристику дошкольного возраста;

. Изучить специфику психодиагностической работы с дошкольниками;

3. Раскрыть использование метода наблюдения для определения психологических особенностей детей;

. Исследование речи как познавательной сферы ребенка дошкольника.

Объект исследования: познавательная сфера детей дошкольников.

Предмет исследования: психодиагностика речи как познавательной сферы детей дошкольников.

На наш взгляд, исследованием психодиагностики познавательной сферы детей дошкольников должен заниматься специализированный детский психолог, как в системе образования так и в системе психологической службы. Работа психолога в основном направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются родители и воспитатели. Главная цель психодиагностики познавательной сферы детей - содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии.

Именно системность работы детского психолога, по нашему мнению, обеспечивается, с одной стороны, рассмотрением личности ребенка как сложной системы, имеющей разную направленность своего проявления, начиная от собственной внутренней активности, до включения в различные группы, оказывающие на него самое разное влияние, а с другой стороны, тем, что используемый педагогами методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ребенка с тем, чтобы помочь его развитию.

Поэтому, мы предлагаем основные уровни, на которых необходимо осуществлять диагностическую, консультативную и коррекционную работу с детьми дошкольного возраста являются следующие:

1. Психофизиологический, показывающий сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.

2. Индивидуально-психологический, определяющий развитое основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т. д.) субъекта.

3. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития

. Микрогрупповой, показывающий особенности, взаимодействия развивающегося субъекта, как целостной системы, с другими субъектами и их объединениями.

5. Социальный, определяющий формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

 


Раздел 1. Задачи и пути развития устной речи детей

Роль развития устной речи дошкольников

 

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время педагог тщательно изучает каждого ребёнка: устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи детей. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения каждого ученика в обучении. Такая характеристика поможет учителю в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности детей.

Параллельно идёт подготовка детей к обучению грамоте.

В период добукварных занятий решаются следующие задачи:

. развитие интереса детей к учению.

Уточнение, расширение их представлений и речи.

Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы. Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.

Ребенок приходит в сад с довольно большим запасом сведений об окружающей действительности, но эти сведения обычно поверхностны, то есть ребенок не понимает настоящего значения многих слов, которые употребляет в своей речи. Позднее, организуя наблюдения детьми окружающей природы и жизни, включая детей в посильную трудовую деятельности взрослых и детского коллектива, учитель помогает им при помощи вопросов и заданий увидеть в предметах и явлениях те стороны, которых они раньше не замечали, обеспечивая тем самым образование более точных или совсем новых представлений, понятий, суждений. Речь, возникшая как социальное явление, как средство общения, становиться уже и средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается его словарь, усваивается фразеология, закономерности словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразные синтаксические конструкции.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Значит, детям нужно дать образцы речи или создать речевуюсреду. Это второе условие. Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагогов и др. работников сада, речь, звучащая на занятиях. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материалдолжен бытьзначимым. Это третье условие речевого развития детей.

Хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка. Материал объемный и нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая его - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связной речи.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека.

В развитии речи выделяется три линии:

· работа над словом;

· работа над словосочетанием и предложением;

· работа над связной речью.

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения: это, значит, определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.

Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Кроме того, речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии связной речи (как результат развития речи вообще) нужна долгая, кропотливая работа детей и воспитателя.

Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Попробуем сформулировать общие задачи в развитии речи детей:

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для детей;

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечивать речевую практику для детей;

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: