Раздел 2. Психодиагностика речи дошкольников




Методика Д. Векслера

 

В 1949 году Дэвидом Векслером была предложена шкала измерения интеллекта для детей (WISC) в возрасте от 5 до 16 лет. В 1955 вышла усовершенствованная шкала для взрослых.

Методика "ИМАТОН" основана на адаптированной и стандартизированной версии А. Ю. Панасюка, дополненной и исправленной Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым. Методика позволяет измерить уровень развития общего интеллекта, продуктивности вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, провести диагностику уровня развития частных интеллектуальных способностей и потенциала обучаемости.

В ходе исследования была разработана и апробирована развивающая программа "потенциал, ориентированная на развитие мыслительных операций в практических умений планировать и комбинировать. В основе программы лежит система взглядов А.З. Зака. В качестве показателя эффективности этой программы были использованы результаты тестирования.

Детей обследовали с помощью методики Векслер в адаптации Панасюка. С помощью этой методики определили: общий интеллектуальный показатель (ОИП), вербальный интеллектуальный показатель (ВИП), невербальный интеллектуальный показатель (НИП).

Эта методика состоит из двенадцати субтестов:

Осведомленность - эрудиция, любознательность.

Понятливость - социальная зрелость, хорошая ориентация в сфере социально значимых отношений, знания правил поведения.

Арифметический тест - хорошая концентрация внимания, легкость выполнения, операция в уме.

Сходство - уровень мышления и гибкость мышления.

Словарь - развитие речи, умение выражать свои мысли.

Запоминание цифр - память и способность к собранной работе.

Недостающие детали - концентрация внимания, восприятия, наблюдательность.

Последовательные картинки - способность к планированию.

Кубики Косса - развитие пространственных представлений.

Складывание объекта - развитие наглядно образного мышления.

Кодирование - ловкость, внимание, настойчивость.

Лабиринт - планирование и ориентация на инструкции.

Анализ результатов показал, что 1 ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития образной памяти, 4 ребенка обнаружили средний уровень и 5 высокий (см. приложение).

Подготовка исследования. Подобрать 6 карточек размером 7,5х7,5 см, например, с изображением матрешки, ботинок, собаки, яблока, машины, корабля, петуха; 6 карточек 6х6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура (круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник, пятиугольник), листы бумаги, 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально и включает 2 задания, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала (картинки, геометрические фигуры).

Материал для эксперимента расположен хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 сек. Ребенка просят: "Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови". Время воспроизведения не более 5 секунд. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и карандаши. Если ребенок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: "Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?"

Обработка. Подсчитывают число воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты заносят в таблицу.

Для повышения уровня развития речи рекомендуется использовать следующие упражнения:

) Слова можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать.

Вспомни шмеля, его можно видеть, слышать. Слышишь, жужжит?

А теперь сам постарайся услышать слова: колокольчик, машина, ваза.

Слово можно потрогать: подушка мягкая. Потрогай колесо, стакан, шарф.

Слова можно попробовать, нюхать: лимон - кисло, роза - пахнет.

Пахнет даже книга, понюхай.

Понюхай и попробуй на вкус слова: слоеный огурчик, лес, печенье, дождь. А теперь вспомни все слова, можешь их нарисовать.

) Одно и то же слово можно потрогать и услышать.

Послушай, как шлепнется апельсин, если упадет на пол.

Послушай эти слова и попытайся представить их также как апельсин (мяч, лев, орех, букет, ножницы, вишня, карты). Делай, как нравится, но не забывай, как отметил каждое слово.

А теперь вспомни все слова, можешь их нарисовать.

Испытуемым предлагались рисунки, на которых изображены люди и различные предметы. В течении некоторого времени, примерно 3 - 4 минут, дети как можно подробнее рассказывали, что изображено и что происходит на данной ему картинке.

Результаты эксперимента

 

Речь ребенка фиксировалась в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице №1, и затем анализировалась.

 


Таблица №1. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

Фиксируемые признаки речи испытуемых Частота употребления этих признаков различными испытуемыми
                     
Существительное                    
Глагол                    
Причастия                    
Деепричастия                    
Прилагательные в начальной форме                    
Прилагательные в сравнительной степени                    
Прилагательные в превосходной степени                    
Наречия                    
Местоимения                    
Союзы                    
Предлоги                    
Сложные предложения и конструкции                    

 

Для определения ригидности словарного запаса испытуемых, мы взяли тексты речевых образцов, т.е. сочинения на определенную тему.

Затем мы подсчитали:

Общее количество слов в речевом образце.

Количество слов, которые были употреблены только один раз.

После этого определили ригидность словарного запаса (вокабулятора) испытуемых, т.е. установили индекс вокабулярной ригидности (ВР)

При проведении исследования определения понятий вышеописанной методике получили следующие результаты, занесенные в таблицу №2.

 

Таблица №2. Результаты исследования определения понятий

№ определения Испытуемые ученики (количество баллов за каждое определение)
                     
                     
                     
                     
                     
            0,5        
  0,5       0,5          
  0,5 0,5     0,5 0,5   0,5   0,5
        0,5         0,5  
                     
                     
ВСЕГО   9,5   8,5       8,5 9,5 9,5

 

В итоге эксперимента мы подсчитали сумму баллов полученных испытуемыми за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Следует отметить, что результаты 9,5 - 10 баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития речи, 8 - 9 баллов - о высоком уровне развития речи и 4 - 7 баллов - о среднем уровне.

Таким образом по данным таблицы можно сделать вывод, что у 50% опрошенных (т.е. 5-ти человек) очень высокий уровень развития речи, у 40% - высокий и только у 10% (т.е. 1 человека) - средний.

В ходе данного исследования замечено, что некоторые затруднения вызвали определения таких слов, как герой, качаться, соединяться, вертеться, спотыкаться, некоторые из участников исследование вообще не смогли точно охарактеризовать эти слова.

В общем с заданием учащиеся справились легко, быстро и правильно, определение данных понятий не вызвало особых затруднений.

Результаты исследования пассивного запаса дошкольников занесены в таблицу № 3.

 

Таблица №3. Результаты исследования пассивного словарного запаса

№ слова Испытуемые ученики (количество правильно подобранных понятия к данному слову)
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
ВСЕГО                    
Баллы           6,5        

 

Оценка результатов происходила по следующей системе: если испытуемый находил правильно значения

от 40 до 50 слов, то в итоге получает 10 баллов;

от 30 до 40 слов - 8 - 9 баллов;

от 20 до 30 слов - 6 - 7 баллов;

от 10 до 20 слов - 4 - 5 баллов;

меньше 10 слов - не более 3 баллов.

Результаты 9,5 - 10 баллов свидетельствуют об очень высоком уровне развития пассивного словарного запаса, 8 - 9 баллов - о высоком уровне развития и 4 - 7 баллов - о среднем уровне.

По данным сводной таблицы можно сделать следующие выводы: у 40% опрошенных (т.е. 4 человек) очень хорошо развит пассивный словарный запас, у 50% - словарный запас развит хорошо и лишь у 1-го испытуемого пассивный словарный запас развит средне.

Следует отметить, что в начале исследования некоторые учащиеся испытывали трудности, этим можно объяснить нулевое количество ответов на первое слово. Кроме этого некоторые трудности у отдельных испытуемых вызвали такие группы слов как:

Велосипед, самолет, автомобиль, автобус, мотоцикл;

Гвоздь, кнопка, шуруп, скрепка, прищепка;

Мех, перья, чешуя, пух, шкура;

Герой, друг, трус, ябеда, враг;

Острый, тупой, колючий, режущий, шершавый.

Данное исследование вызвало у испытуемых участников некоторые трудности, однако при более подробном объяснении, при повторах некоторых рядов слов, учащиеся поняли и справились с заданием, что нам дает право судить о их высоком уровне развития речи.

Результаты фиксирования устной речи испытуемых, во время их рассказа по картинке, занесли в таблицу № 4. Из которой хорошо видно, наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкции предложений.

 

Таблица №4. Протокол оценки активного словарного запаса испытуемых

Фиксируемые признаки речи испытуемых Частота употребления этих признаков различными испытуемыми
                     
1. Существительное                    
2. Глагол                    
3. Причастия                    
4. Деепричастия                    
5. Прилагательные в начальной форме                    
6. Прилагательные в сравнительной степени                    
7. Прилагательные в превосходной степени                    
8. Наречия                    
9. Местоимения                    
10. Союзы                    
11. Предлоги                    
12. Числительные                    
13. Сложные предложения и конструкции                    
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ                    
Баллы                    

 

Далее тестируется результат в таблице, где отмечается оценка результатов: 10 баллов - В речи ребенка встречаются не менее десяти приведенных в таблице фрагментов речи;

-9 баллов - 8-9 фрагментов речи;

-7 баллов - 6-7 фрагментов речи;

-5 баллов - 4-5 фрагментов речи;

-3 баллов - 2-3 фрагмента речи;

-1 балла - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития

баллов - Очень высокий уровень развития речи;

-9 баллов - высокий уровень;

-7 баллов - средний уровень;

-3 баллов - низкий уровень;

-1 балла - очень низкий уровень.

Проанализировав данные протокола оценки исследования активного словарного запаса испытуемых пришли к следующим выводам:

% испытуемых (т.е. 2 человека) с очень высоким уровнем развития речи. 60% - (т.е. 6 человек) - с высоким уровнем развития речи.

% - (т.е. 2 человека) со средним уровнем развития речи.

В речи дошкольников преобладают существительные и глаголы (ребята, мальчики, велосипед, лепили, сломался и т.д.), они составляют больше половины всех слов. Кроме того встречаются прилагательные в начальной форме (снежная, большой, маленький и др.), местоимения (он, они, она и т.д.) употребляются учащимися довольно часто. В речи мы заметили много предлогов (к, у, на, и др.) и союзов, особенно часто употребляется соединительный союз и.

Реже встречаются наречия (дружно, весело, хорошо и т.д.), числительные (один, двое, трое) и прилагательные в сравнительной степени (больше, меньше, лучше). В речи абсолютно нет причастий, деепричастий и прилагательных в превосходной степени. Лишь у трех испытуемых присутствовали сложные предложения и конструкции, а также был упомянут один фразеологический оборот (протянул руку помощи).

Таким образом дошкольники справились с данным заданием,


Рекомендации

 

Учитывая все вышесказанное, следует дать практические рекомендации педагогам:

· найти индивидуальный подход к каждому ребенку;

· путем игры как основной формы развития развивать память, внимание, речь;

· делать акцент не на учебные занятия, а на развивающее воспитание ребенка;

· использовать в работе передовые методики отечественных и зарубежных педагогов;

· тесно сотрудничать с родителями ребенка.

Таким образом, именно образование должно стать гарантом экологии детства, она обязанная помочь справиться со значительной погрузкой, дискомфортом, которые их ждут после вступления в школу.

Приспособление шестилеток к новым условиям школьной жизни осуществляется на основе формирования в них готовности к обучению. Большинство учителей склоняется к мысли, что успех адаптации зависит от уровня психологической готовности дошкольника к обучению в школе.

Готовность к обучению в школе, как считают психологи, формируется к концу дошкольного детства и оказывает содействие улучшению адаптации к условиям и требованиям школьной среды, психологического самочувствия.

 


Заключение

 

В своей работе я осветила сущность и особенности развития устной речи дошкольников. Раскрыла те требования, которые предъявляются к речи на современном этапе. Описала методику работы над словарем, словосочетанием и предложением. Ознакомилась со взглядами известных психологов, ученых, методистов по данной проблеме.

Вся проделанная работа, в очередной раз доказывает важность и актуальность вопросов развития связной речи. Каждый из нас знает, что в жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, статьи, отчеты, составляет акты и протоколы и многое другое.

Развивать связную речь дошкольников - значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии связной речи недопустима.

Детские высказывания эмоциональны. Нужно учить детей рассказывать на заданную тему, не отклоняясь, доводить рассказ до конца, строить правильно предложения, выбирать слова.

Доведение речевых умений детей до нужного минимума - сложная задача, от успешного решения которой зависит дальнейшая судьба произносительной культуры молодого поколения.

 


Список литературы

 

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Книга для учителей и родителей. - Екатеринбург, 2000

2. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов / Отв. ред. В.В. Кукшанов.- Екатеринбург, 2000. - С. 3 - 10

. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся училищ. - М.: Просвещение, 1988

. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Уч. Пособие. - Ростов н/Д: Издат. Центр "МарТ", 2002

. Малетина Н.С. Воспитание словесной вежливости в детском саду. - Шадринск, 1990

. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: "Академия", 1999

. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш заведений в 3кн. Т1. - М.: ВЛАДОС, 1995

. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. Пособие для студентов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000

. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. - М.: Педагогика, 1991

. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1959. -№1

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995

. Столбова Н.В. Конспект познавательного занятия в старшей группе. - МДОУ "Радуга", 2004

. Урунтаева Г.А. практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов. - М.: ВЛАДОС, 1995

14. Фохт - Бабушкин Ю.У. Об активности художественного воспитания. // Искусство и школа: Кн. Для учителя / Сост. А.К. Василевский. - М., 1991

15. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Уч. Пособие для студентов /Сост. М.М. Алексеева. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999

16. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2000



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: