Регулировка муфт сцепления тракторов ДТ-75М, МТЗ-80, Т-150К, Т-4А, Т-40М.
Цель. Изучить основные операции технического обслуживания муфт сцепления и коробок передач; научится регулировать муфты сцепления, механизмы управления муфтами и механизмы блокировки.
Инструмент и приспособления. Ключи: плоские 9, 10, 11, 12, 14, 17, 19, 22, 27 и 32 мм, торцовые со сменной головкой 14, 17, 19, 22 мм; молоток, плоскогубцы, отвертка, бородок, линейка металлическая 500 мм, ломик, штангенциркуль 150 мм, тиски.
Последовательность выполнения задания
| Технические условия и указания к выполнению
|
| Повторить основные правила техники безопасности при техническом обслуживании и пуске тракторов, главных муфт сцепления механизмов управления главной муфтой сцепления и механизмов блокировки. Изучить последовательность их операций по регулировкам. Очистить тракторы от пыли и грязи.
| |
Регулировка главной муфты сцепления трактора ДТ-75М
| |
1.
| Отвернуть болты и снять крышку люка картера муфты сцепления, расшплинтовать регулировочные гайки отжимных болтов (проворачивать коленчатый вал двигателя, устанавливая поочередно регулировочные гайки против люка).
| Муфту сцепления регулировать во включенном состоянии. Зазор между концами отжимных рычагов и торцом выжимного подшипника должен быть 2,5...3,5 мм. Поверхности рычагов, упирающихся в выжимной подшипник, должны находиться в одной плоскости. Отклонение допускается до 0,3 мм. Винт упора промежуточного диска регулировать при включенной муфте сцепления (завернуть до упора, а затем отвернуть на два оборота). Тормозок регулировать при выключенной муфте (регулировочным болтом тормозка прижать тормозную колодку к шкиву). Выключить муфту сцепления, повернуть регулировочный болт на 2...2,5 оборота и законтрить гайкой. При этом расстояние между упором пружины и заплечиком расточки рычага колодки должно быть 4...5 мм.
|
2.
| Поворачивая регулировочные гайки, добиться нормального зазора между отжимными рычажками и торцом выжимного подшипника.
| |
3.
| Отрегулировать зазор между средним диском муфты и упорными болтами (регулировочные винты с контргайками), а также тормозок муфты сцепления.
| |
4.
| Смазать подшипники муфты сцепления, снятую крышку люка поставить на место.
| |
Регулировка механизма управления муфтой и блокировкой коробки передач.
| Добиться, чтобы при выключенной муфте сцепления сработал тормозок и разблокировался механизм переключения коробки передач.
|
1.
| Отрегулировать привод управления главной муфтой сцепления, для чего установить рычаг отводки главной муфты сцепления в заднее положение с наклоном по отношению к вертикальной оси.
| Угол наклона рычага муфты сцепления должен быть 30...40° от вертикали.
|
2.
| Изменить длину тяги главной муфты сцепления, чтобы можно было соединить ее с рычагом муфты сцепления, когда он будет находиться в заднем положении от вертикали (регулировать вращением стяжки тяги).
| |
3.
| Снять крышку люка корпуса главной муфты сцепления и передвинуть ее рычаг (расположен в кабине) в крайнее переднее положение. Проверить ход отводки муфты и при необходимости изменить длину тяги рычага главной муфты сцепления.
| Величина хода отводки муфты должна быть 22±1 мм.
|
4.
| Отсоединить тягу от двухплечего рычага сервомеханизма и перевести его в крайнее переднее положение.
| |
5.
| Установить рычаг муфты сцепления в крайнее заднее положение. Изменить длину тяги сервомеханизма, присоединить ее к рычагу.
| Изменить длину тяги при помощи резьбовых стяжек.
|
6.
| Отрегулировать натяжение пружины сервомеханизма регулировочным винтом удлинителя сервопружины, проверяя устойчивое положение рычага муфты сцепления поочередным переключением его в переднее и заднее крайние положения.
| Показателем правильной регулировки является надежное удержание рычага в переднем и заднем положениях, включение и выключение муфты сцепления без особого усилия.
|
| Регулировка блокировочного механизма коробки передач. Регулировать изменением длины тяги. Палец заднего блокировочного валика при включенной главной муфте сцепления не должен доходить до упора на 2...5 мм.
| Механизм блокировки передач регулировать, в случае, когда самопроизвольно включаются и выключаются передачи.
|
Регулировка главной муфты сцепления трактора МТЗ-80
| |
1.
| Отвернуть болты крепления крышки люка внизу картера муфты сцепления и снять его.
| |
2.
| Измерить расстояние от внутренних концов отжимных рычагов до фланца ступицы кожуха муфты сцепления. Указанное расстояние получают регулировкой упорными винтами отжимных рычагов во время сборки трактора и установки муфты сцепления.
| Расстояние от внутренних концов выключающих рычагов до фланца кожуха муфты сцепления должно быть 12±0,5 мм (допустимое отклонение для отдельных рычагов - не более 0,3 мм).
|
3.
| Отрегулировать зазор между концами отжимных рычагов и плоскостью выжимного подшипника. Отсоединить вилку тяги от педали и поднять педаль вверх до упора в полик. Изменить длину тяги рычага выключающей вилки и получить нормальный свободный ход педали.
| Зазор между концами рычагов и плоскостью выжимного подшипника должен быть 4 мм; свободный ход педали - 40...45 мм.
|
4.
| Отрегулировать возврат педали в исходное положение. Отвернуть упорный болт кронштейна сервопружины до полного ее сжатия. Завернуть болт на четыре оборота и, если педаль не возвращается, отвернуть болты крепления кронштейна и опустить его вниз. Завернуть болты и проверить работу сервоустройства педали муфты сцепления.
| |
5.
| Отрегулировать работу тормозка муфты сцепления. Отсоединить регулировочную тягу тормозка и повернуть рычаг его валика против часовой стрелки до упора. Вращая вилку регулировочной тяги, совместить отверстия вилки тяги и рычага. Завернуть вилку, укоротив ее при этом на 7 мм, а затем соединить с рычагом.
| |
Регулировка главной муфты сцепления трактора Т-150К
| |
1.
| Отвернуть болты крепления люка к картеру муфты сцепления и снять его.
| |
2.
| Отрегулировать зазор между концами выключающих рычагов и плоскостью выжимного подшипника. Изменить длину следящей тяги и добиться получения нормального свободного хода педали. Для этого отпустить контргайку на двух резьбовых концах тяги (при ввертывании зазор увеличивается, а при вывертывании - уменьшается). После регулировки контргайки тяги необходимо затянуть.
| Зазор между концами выключающих рычагов и плоскостью выжимного подшипника должен быть 3,5...4, а свободный ход педали муфты сцепления - 40...45 мм.
|
3.
| Восстановить первоначальное положение отжимных рычагов. Отвернуть болты и снять крышку люка корпуса муфты сцепления. Проворачивая коленчатый вал двигателя, отпустить болты крепления стопорных пластин и отвернуть каждую регулировочную гайку отжимного рычага на полтора оборота (равномерно все гайки), чтобы концы рычагов оставались в одной плоскости.
| Операции выполняются в том случае, если накладки ведомых дисков изношены и корпус стакана выключения упирается в торец направляющей втулки. При повороте регулировочной гайки на одну грань нажимное кольцо рычагов выключения перемещается на 1,1 мм.
|
4.
| Установить нормальный зазор между кольцом отжимных рычагов и выжимной муфтой, увеличивая или уменьшая длину следящей тяги. Проверить ход муфты выключения и отрегулировать его изменением длины штока воздушной камеры.
| Нормальный зазор должен быть 3,5...4, а свободный ход педали - 40...45 мм. Ход муфты выключения равен 21...22, а при полном ходе педали муфты сцепления - 150...160 мм.
|
5.
| Отрегулировать тормозок муфты сцепления. Выключить муфту и замерить зазор между регулировочной гайкой и торцом колодки. При необходимости отрегулировать зазор, навинчивая или свинчивая регулировочную гайку.
| Зазор между регулировочной гайкой серьги и торцом колодки должен быть 3...4 мм.
|
6.
| Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между клапаном и плунжером следящего устройства. Отсоединив вилки плунжера и тяги рычагов, снять следящее устройство с трактора. Отсоединить шланги следящего устройства, отвернуть переходную гайку и вынуть клапан с пружиной, отворачивая или заворачивая регулировочную гайку, произвести регулировку и завинтить регулировочную гайку контргайкой.
| Расстояние от торца плунжера до посадочного торца под клапан в корпусе равно 1,7...1,9 мм.
|
Примечание: Содержание задания по подготовке и регулировке муфт сцепления тракторов Т-4А, Т-40М и выполнение регулировки аналогично содержанию задания, описанного в данной инструкционной карте.
| |