ИСТОКИ АНАРХИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ




КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Русский анархизм»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса факультета гуманитарных и социальных наук направления «Философия», группа ГФБ-31 Антонова Наталия Борисовна
Научный руководитель: доктор философских наук Аль-Джанаби Матем Мухаммед

 

 





Оглавление

Введение. 3

1. Истоки анархистского движения. 5

2. Русский анархизм. 10

2.1................................................................. Концепция анархизма М. А. Бакунина. 10

2.2. Концепция анархизма П. А. Кропоткина. 16

3. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ АНАРХИЗМ.. 22

3.1. Анархо-коммунизм. 22

3.2. Платформисты. 23

3.3. Анархо-капитализм. 24

3.4. Анархо-примитивизм. 25

3.5. Национал-анархизм. 26

3.6. Анархо-феминизм. 27

Заключение. 32

Список используемых источников. 34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под анархистами в современном общественном сознании обозначают массу антигосударственных элементов, по сути, представляющих собой разные политические течения. Состояние современного анархизма неразрывно связано с его прошлым, поскольку его образ берет свои истоки именно оттуда. Первым анархистом принято считать Пьера-Жозефа Прудона. Однако древнейшим видом анархии в действительности является «первобытный коммунизм», когда не существовало никакого «механизма подавления»[1]. Безусловно, подобные древнейшие анархисты появились за сотни лет до Петра Алексеевича Кропоткина, Михаила Александровича Бакунина и обретшего благодаря советской киноиндустрии популярность «батьки» Нестора Ивановича Махно и «сибирского деда» Нестора Александровича Каландаришвили – в одно время с зарождением зачатков государственности стали возникать первые её противники. Однако, как идеология, анархизм тогда ещё, конечно, не оформился. Владимир Аристович Энгельсон усматривал зарождение анархизма даже в учении Иисуса Христа: «Если читаешь их писания, не держась мертвой буквы, а вникая в дух, нельзя не увидеть, что действительно мы теперь разрабатываем то самое учение, которое древние начинали усматривать по указанию Христа»,[2] – таким образом, анархизм – это социально-философское направление, оформившееся два столетия назад и представленное целым созвездием теоретических мыслителей и деятельностных практиков.

Актуальность: Данное направление в свое время оказало сильнейшее влияние на историю России. «Historia est magistra vitae»,[3] – и во избежание повторения мировоззренческого кризиса, постигшего Россию в начале XX-го столетия, необходимо изучение ведущих философских течений того времени.

Цель исследования: проанализировать теорию русского анархизма.

Предмет исследования: русский анархизм.

Объект исследования: философские концепции анархизма П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина.

Задачи:

- исследовать истоки русского анархизма;

- изучить философские концепции русского анархизма П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина;

- проанализировать современные течения русского анархизма на предмет их связи с философскими концепциями прошлого.

 

 

ИСТОКИ АНАРХИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Современное политическое течение берёт истоки из сочинений франкмасона и философа-мютюэлиста Прудона, писавшего: «В республике каждое мнение и каждая деятельность свободны; и именно благодаря разнообразию мнений и деятельностей народ мыслит и действует, как отдельный человек. В республике каждый гражданин делает только то, что он хочет, и подобно тому, как он принимает участие в производстве и обращении товаров, он участвует и в законодательстве и управлении. В ней каждый гражданин — король, ибо он имеет полную власть: он господствует и управляет. Республика — это позитивная анархия. В ней порядок не является господином свободы, как в конституционной монархии, ни тюрьмой для свободы, как при временном правительстве. В ней со свободы сняты все оковы, суеверия, предрассудки, ложные умозаключения, всякое воровство и насилие; свобода взаимна и безгранична; свобода не дочь, но мать порядка»,[4] – на основании судьбы данной цитаты, трансформировавшейся впоследствии на русской почве в известный лозунг о генеалогической связи порядка и анархии, можно иллюстрировать нисхождение философского течения анархизма.

Прудоном идеализировался патриархальный уклад и этика аграрного мировоззрения: «Община, в сущности, подобно человеку, всякой разумной и моральной индивидуальности или коллективности, есть существо самодержавное»,[5] – подобный взгляд, адаптированный для России Бакуниным, был воспринят и русскими народниками, и петрашевцевами, и ишутинцами, и долгушинцами, и чайковцами. Среди вдохновителей организации «Народная воля» были переводчики и личные знакомые Прудона, «ортодоксальные прудонисты»: Николай Дмитриевич Ножин, Варфоломей Александрович Зайцев и Николай Васильевич Соколов) а социалисты-революционеры, такие как Мария Александровна Спиридонова рассматривали мютюэлизм как этическую основу своего мировоззрения.

Программный памфлет Прудона «Что такое собственность?» стал источником ещё одного популярного на первых ступенях посвящения в анархизм выражения: «Что такое собственность? – я не мог бы ответить просто, не боясь быть непонятым: Это кража»,[6] – это утверждение перекликается как с гомилиями Гейстербахского Цезария, так и с высказыванием деятеля французской революции Жака Пьера Бриссо.

Таким образом, элементы философских идеи протоанархического плана имеют глубокие историко-философские корни. Эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле, русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С.Марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм. Эта тенденция прослеживается у античных софистов и киников, китайских даосов, средневековых западноевропейскими анабаптистов и русских сектантов-духоборов, английских «истинных левеллеров» Джерарда Уинстенли, французского писателя Франсуа Рабле, русского еретика Феодосия Косого, французских мыслителей конца XVIII-го столетия. Мировоззренческая ориентация на полную свободу личности, свободное общество, отрицание власти, эксплуатации является приметой различных цивилизаций и эпох.

В качестве философского течения анархизм стал плодом Нового времени, периода рационализации, религиозно-метафизического «расколдовывания»[7] мировоззрения, движения просветителей, итогом которого в конце XVIII-го столетия стала в Западной Европе эпоха великих революций, которые способствовали не только утверждению человеческой индивидуальности, крушению традиционных социально-политических основ, но и оформлению анархизма в качестве философского учения.

США со своим комплексом свободы также старались не отстать в генерации передовой анархистской мысли, и демонстрировали миру таких лидеров, как Генри Торо, Лисандр Спунер и Джошуа Уоррен, основавших собственную анархистскую традицию. Позже ряды анархистских мыслителей пополнились именами Таккера, Кропоткина, Малатесты, Сореля и прочих.

Расцвет ницшеанства, социалистических взглядов («Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство»[8]) привел в начале XX-го века к широкому распространению не только анархистских идей среди пассионарных масс, но и к развитию практической деятельности их отдельных представителей в Европе и Соединённых Штатах, развязавших террор против лидеров государств.

Необходимо отметить подготовку и организацию революций на основе использования системных предпосылок структурного кризиса, который трансформировался целенаправленной деятельностью анархии в более управляемый хаос революции. Так, анархистКазерио в 1894 году зарезал президента Франции Франсуа Сади Карно; в 1892 году Франсуа Клавдий Кёнигштейн (Равашоль) поднял на воздух дома прокурора Бюло, судебного председателя Бенда и военную казарму; Леон Чолгош застрелил меломана и президента США Уильяма МакКинли; Гаэтано Бреши выпустил три пули в короля Италии Умберто I, анархист Луккени убил в 1898 году императрицу Австро-Венгрии Елизавету, а анархист Гаврило Принцип застрелил в 1914 году Франца Фердинанда.

Так из идеи справедливого мироустройства создавался международный образ анархистов-террористов. Необходимо отметить, что если для самих террористов от анархии выбор конкретной жертвы был неактуален, то мировая финансовая верхушка была заинтересована в устранении именно этих фигур с политического Олимпа: убийство МакКинли, попытавшегося ввести государственный серебряный стандарт вместо ростовщической системы, результатом которой стало формирование Федеральной Резервной Системы США (ФРС); Франсуа Сади Карно, кавалер русского Ордена Андрея Первозванного, был ближайшим другом России – накануне новой мировой войны это было непростительно; а императрица Елизавета, подозревавшая германский след в «майерлингском убийстве» и слишком либеральный Франц Фердинанд могли помешать планам развязывания новой мировой войны при жизни, поэтому стали её причиной посмертно. Отрыв от культурно-социальной субстанции христианских ценностей, прекращение связей с культурным социумом, определяющим суть личности и утверждение антигосударственных основ, терроризма как цели и методов её достижения отторгли анархистов от общества в сферу маргинальности.

Анархо-терроризм возникал везде, где требовалось выполнить грязную работу в интересах мировой финансовой верхушки. Разрушение государств – основная идея анархизма, поэтому роль анархистов в разразившейся в России драме революции 1917 года сложно недооценить – именно группа анархо-коммунистов Иосифа Соломоновича Блейхмана(Солнцева) вывела 15 000-ную орду растревоженных матросов и солдат к Мариинскому дворцу, где заседало Временное правительство и потребовала его отставки в апреле, стала инициатором демонстрации 18 июня, собравшей 500 000 сторонников анархо-революционных лозунгов Блейхмана. Накануне октябрьской революции 1917 года организационные анархистские ячейки существовали в 40 городах горевшей революционным огнём России. Часто большевики становились ведомыми в тех акциях, которые организовывали анархисты, но беззастенчиво пользовались их плодами. В начале гражданской войны анархистами наполнилась Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Легенды РККА - Д.А. Фурманов, В.И.Чапаев, И.Д. Папанин, Г.И. Котовский, являлись выходцами именно из анархистских групп.

Отдельное слово должно быть сказано о «батьке» Махно, чей образ неоднократно был очернён советской мифологией. Но создатель Повстанческой армии стал одиозной фигурой как у себя на Родине, так и в кругах российских анархистов, поддерживавшей общий имидж анархистов, как неадекватных террористов, отошедших в реальности от анархистских идей неприкосновенности личности, и казнивших инакомыслящих.

Первым русским анархистом являлся Михаил Александрович Бакунин, по молодости желавший стать русским офицером и состоявший юнкером при Петербургской артиллерийской академии, даже дослужившийся до прапорщика, но отчисленный за дерзость. Эта манера поведения в дальнейшем стала его визитной карточкой, в число блоков которой скоро вошли такие данные, как побивание палкой русских философов, вызов их на дуэль, выпрашивание денег на заграничное изучение философии и революционные взгляды. Подобное антиобщественное, социально маргинальное поведение стало примером для современных анархистов. Анархисты всегда были революционно настроены, всем хорошо известно, что на любом территориально-поселенческом уровне, будь то страна, отдельно взятый регион или муниципальное образование существуют социальные группы, устойчиво ассоциирующиеся с маргинальным или даже девиантным поведением. Среди таких слоев, как правило, и начинается работа технологов будущей революции.

 

РУССКИЙ АНАРХИЗМ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: