Вопрос. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия




Тема 5 Поведение потребителя в рыночной экономике

 

План

 

1. Концепция полезности

2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия

3. Бюджетное ограничение. Потребительский выбор

4. Эффект дохода и эффект замещения

 

Вопрос. Концепция полезности

Потребители приобретают блага потому, что те удовлетворяют их потребности. Способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей называется полезностью блага.

Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это суммарная полезность, получаемая в результате потребления какого-то количества блага Q. Предельная полезность (MU) – это полезность дополнительной единицы блага. В результате исследований в 19 в. была выявлена следующая закономерность: чем больше какого-то блага мы потребляем, тем меньше становится полезность каждой дополнительной единицы этого блага (предельная полезность) – это законубывающей предельной полезности.

На рис.2.1 видно, что по мере увеличения потребления блага Q общая полезность TU возрастает, хотя предельная полезность MU уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность отрицательная), общая полезность снижается.

 

 

MU
Q
max
TU
A
B
Q
A
B


 

 

 

 

 

 

 

А) б)

 

Рис. 2.1 - Общая (а) и предельная (б) полезность

 

Функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества называется функцией полезности.

 

 

,

 

где MU – предельная полезность,

D (TU) – изменение общей полезности,

D Q - изменение количества блага.

 

MU равна частной производной общей полезности данного блага.

Таким образом, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Поэтому цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Это объясняет парадокс воды и алмаза: вода жизненно необходима человеку, поэтому её полезность должна быть гораздо выше, чем полезность алмазов, соответственно цены на воду должны быть максимальными, а на алмазы минимальными, тогда как на практике наоборот. Это объясняется тем, что общая полезность воды больше, чем общая полезность алмазов, но, так как количество воды велико, предельная полезность, а значит и цена воды будет низкой.

Теперь зададимся вопросом: как потребитель осуществляет выбор благ. Допустим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности: А, В и С. Данные о предельной полезности этих благ и их ценах приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Предельная полезность и цена благ

 

Благо Предельная полезность Цена, грн. Взвешенная полезность
MU (P) (MU/P)
A      
B      
C      

 

Данные таблицы 2.1 показывают, что, потратив одну гривну на покупку блага В, потребитель получит большее приращение полезности, чем при покупке благ А и С. Очевидно, что рациональный потребитель будет стремиться максимизировать свою полезность. Это можно сделать, перераспределив бюджет таким образом, чтобы получить больше блага В и меньше благ А и С. Чем больше будет потребитель покупать блага В, тем меньше будет становиться предельная полезность данного блага. И наоборот, чем меньше он будет приобретать благ А и С, тем больше будет их предельная полезность. Наконец, когда взвешенные предельные полезности благ будут равны, дальнейшее перераспределение бюджета потеряет смысл – наступит равновесие.

Выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов, называется потребительским выбором.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая денежная единица, потраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:

 

 

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

 

, то и

 

, и т.д.

 

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть

 

MU1 : MU2 :... MUn = P1: P2:...: Pn

 

Обозначим взвешенную предельную полезность через λ:

 

,

где λ – предельная полезность денег.

 

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде это можно записать так:

 

MUi = Pi λ

 

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный (рис. 2.2).

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена факторами, непосредственно не связанными с присущими экономическому благу качествами.

 

Потребительский спрос
Функциональный
Нефункциональный
Нерациональный
Спекулятивный
Социальный
Эффект присоединения к большинству   большинству
Эффект сноба
Эффект Веблена

 

 


 

Рис. 2.2 - Классификация потребительского спроса по Х.Лейбенстайну

Эффект присоединения к большинству проявляется, когда потребитель покупает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей и эта зависимость прямая.

Эффект сноба проявляется, если у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает.

Эффект Веблена – это престижное или демонстративное потребление, когда товары используются не по прямому назначению, а чтобы произвести впечатление. Цена товара в таком случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Увеличение спроса связано с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая спроса имеет участки с положительным наклоном.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительную покупку товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.

вопрос. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы (кардиналистская теория) не увенчались успехом, поэтому ряд ученых (Ф.Эджуорт, В.Парето, Е.Слуцкий, Р.Ален, Дж.Хикс и др.) предложили измерять субъективную полезность с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя и ранг потребляемого блага (ординалистская или порядковая теория). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ.

Теория поведения потребителя базируется на трёх основных предположениях, касающихся предпочтений потребителями определённого набора товаров.

Первое предположение состоит в том, что предпочтение уже сформировалось (т.е. потребители могут сравнивать и классифицировать все наборы товаров, при этом мы пока игнорируем стоимость товаров)

Вторым предположением является то, что предпочтения транзитивны (т.е. если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С). Предположение о транзитивности гарантирует согласованность предпочтений.

Третье предположение состоит в том, что потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему.

Если набор состоит из двух экономических благ – X и Y, мы можем на графике обозначить точками различные комбинации благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя (на рис. 2.3 точки R1 и R2). Если через эти точки мы проведём линию, то получим кривую безразличия, которая показывает совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей. (Т.е. потребитель безразличен к набору товаров, представленных точками на кривой.)

 

X
Y
R2

 


 

 

 

Рис. 2.3 - Кривая безразличия в двухмерном пространстве

 

Допустим, что благо Х является пепси-колой, а благо Y – гамбургером. Допустим, что потребителю всё равно, съесть ли 3 гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (R1) или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (R2). Кривая безразличия представляет всё множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. (Кривая U4 на рис. 2.4 соответствует наивысшему уровню удовлетворения.) Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 2.4).

Y
U4
U3
U2
U1
X

 


 

 

 

Рис. 2.4 - Карта кривых безразличия

 

Свойства кривых безразличия:

1) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы вниз и никогда не пересекаются (Это можно доказывать от противного – тогда нарушаются основные предположения теории поведения потребителя).

2) Участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим, называется зоной замещения (субституции).

Рассмотрим кривую безразличия RS (рис.2.5). Количество блага Х, равное ОТ, представляет минимально необходимую величину потребления блага Х, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Аналогично, ОМ есть минимально необходимая величина потребления блага Y. Взаимная замена благ X и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне ее замена исключается, и два блага выступают как независимые друг от друга.

 

T
H
X
Y
S
 
R
N
M

 

 

Рис. 2.5 - Зона замещения (субституции)

 

При движении вдоль кривой безразличия у нас количество одного блага уменьшается, а другого – увеличивается, при этом полезность для потребителя остаётся постоянной. Количество, на которое потребление одного блага должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную единицу, называется предельной нормой замещения (MRS). MRS показывает максимальное количество одного товара, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.

На рис. 2.6 видно, что потребитель готов отказаться от количества Δy блага Y, чтобы получить дополнительно количество Δx блага X. Таким образом, предельная норма замещения Y на X:

 

 

 

x
x-Dx
X
Dx
Dy
Y
y
y-Dy
I
II

 


 

Рис. 2.6 - Предельная норма замещения (субституции)

 

Так как уменьшение количества одного блага компенсируется увеличением другого блага, Δх и Δy всегда имеют разные знаки. Однако MRS – положительная величина, она равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в данной точке кривой.

Предельная норма замещения выполняет в ординалистской теории те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской. По мере движения вниз вдоль кривой безразличия MRS снижается. Этим объясняется выпуклость вниз кривой безразличия. Снижение MRS отражает тот факт, что большинство потребителей получают всё меньшее и меньшее удовлетворение по мере потребления ими всё большего количества какого-либо блага.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: