Класс
Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- Содержание учебного предмета
(5 класс)
На изучение предмета в 5 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за учебный год. Из них на Р. р.-8ч., Вн. чт.- 6ч.
Структура курса
№ | Глава | Количество часов |
1. | Введение | |
2. | Мифы | |
3. | УНТ | |
4. | Древнерусская литература | |
5. | Литература 18 века | |
6. | Литература 19 века | |
7. | Литература 20 века | |
8. | Зарубежная литература | |
9. | Резервные уроки | |
Итого |
Перечень контрольно-проверочных работ
3. Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5 классе выделяется по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература. 5 класс» в 2 частях для общеобразовательных учреждений. Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2014.
№ п\п | Тема урока | К. ч. | Тип урока | Подготовка к ЕГЭ | Домашнее задание | Дата проведения | |
I триместр – 24 ч., из них РР – 3ч., Вн. чт. – 3ч. | |||||||
I. | Введение | 1ч. | |||||
Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | ЛекцияБеседа. | Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении. С.6, задание 1 Индивидуальное задание: Придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц (поговорок) | |||||
II. | Устное народное творчество | 5 ч | |||||
Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор | Лекция Беседа. | Подобрать пословицы, поговорки, загадки; сгруппировать их по темам; нарисовать иллюстрации к известным загадкам | |||||
Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте | Беседа. | С.10, вопр.1, 6 выучить определение; Сказывание сказки с использованием сказочных особенностей; Приготовить: 1)выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»; 2) рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче (на выбор). | |||||
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. | Беседа | Пересказ, выполнить задания №1-7 на с. 37 | |||||
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» | Практикум | С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации; подготовиться к внеклассному чтению: прочитать любимые сказки | |||||
Вн. чт.Мои любимые сказки | Внеклассное чтение | Написать сказку; оформить письменно | |||||
III. | Из древнерусской литературы | 1 ч | |||||
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Лекция Беседа. | Подготовить пересказ по цитатному плану; Вопр. №1-5 с.50 | |||||
IV. | Из литературы XVIII века | 1 ч | |||||
М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» | Беседа. | С.52-53, пересказ; стихотворение выразительно читать. Инд. задание: -подготовить сообщение о баснописцах (Эзопе, Лафонтене и др.) | |||||
V. | Из литературы XIX века | 9ч. | |||||
Русские басни. Басня и его родословная. Басня как литературный жанр | Лекция Беседа. | С.55 -56, учить определения; принести басню «Волк и Ягнёнок» | |||||
И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» творческая история басни. | Лекция Беседа. | Подготовить чтение басни в лицах; нарисовать иллюстрации к басне. | |||||
Р.Р.И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом». Анализ и исполнение. | Развитие речи | Выразительное чтение басен, одну наизусть по выбору. | |||||
Р.Р.И.А.Крылов. «Ворона и Лисица». Мораль басни. | Р.Р. | Выучить басню наизусть, подготовиться к конкурсу. Прочитать басни И.А.Крылова о войне 1812 года «Обоз», «Ворона и Курица» | |||||
Вн. чт. Басенный мир И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок» | Вн. чт. | Сочинить басню; Оформит письменно | |||||
В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | Беседа. | С.68-69,пересказ.; с.81-85, выр.чит.; с.87, вопр.№1-3,5 | |||||
В.А.Жуковский. «Кубок». История создания баллады. | Лекция Беседа. | Выразительное чтение сказки. С.79-80, вопр.1-5 | |||||
А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | Лекция Беседа. | Подг. выразит. чтение, читать «Сказку о мертвой царевне…» | |||||
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Беседа. | С.90-91 наизусть; читать «Сказку о мертвой царевне…» | |||||
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | Беседа. | Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду | |||||
Из литературы XIX века | 14ч. | ||||||
Основные образы сказки. | Лекция Беседа. | Ответить на вопросы учебника | |||||
Пушкинская сказка – «прямая наследница народной» | Беседа. | Подготовить связный рассказ «Что помогло Елисею в поиске невесты?» | |||||
Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | Р.Р. | Подготовить сообщения: 1.Рифма. Способы рифмовки. 2.Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений | |||||
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | Беседа. | Пересказ отрывка | |||||
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | Лекция Беседа. | Дочитать до конца, отв. на вопросы 1-7 с.151-152 | |||||
Вн. чт Писатели-сказочники и их герои. | Внеклассное чтение | Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке | |||||
2 триместр - 22 ч., из них РР – 2 ч.; Вн. чт. – 0ч. | |||||||
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | Лекция Беседа. | Выразительно читать стихотворение; вопросы с.169-170 | |||||
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Беседа | Выучить наизусть отрывок | |||||
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | Лекция Беседа. | С.173-174 пересказ; Краткий пересказ содержания повести | |||||
Реальное и фантастическое в сюжете повести | Беседа. | Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? 1.Подготовить пересказ эпизода от лица деда. 2. Прочитать другие повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | |||||
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | Лекция Беседа. | Выучить отрывок наизусть Читать выразительно; Письменно ответить на вопрос: «Как я отношусь к героине повести?» | |||||
Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | Беседа. | Выразительное чтение по ролям; выучить отрывок наизусть | |||||
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной крепостной России в рассказе. | Беседа. | С.207-208 пересказ. Рассказ о жизни Герасима в городе. | |||||
Из литературы XIX века | 11ч. | ||||||
Герасим и его окружение | Беседа. | Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни (по выбору). Составить характеристику Герасима | |||||
Герасим и Муму. Счастливый год | Беседа. | Письменно ответить на вопрос: - Как изменила Герасима гибель Муму? Выразительно читать эпизод «Возвращение Герасима домой» | |||||
Герасим и Татьяна. Герасим и дворня. | Беседа. | Ответить на вопросы. | |||||
Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению. | Беседа. | Написать сочинение | |||||
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь». | Лекция Беседа. | С.245 – наизусть; С.244, 246 – выр. чит.; | |||||
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | Лекция Беседа. | Устная характеристика Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине. | |||||
Странная дружба Жилина и Дины | Беседа. | Перечитать главы 3-6, пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену» | |||||
Р.Р. Два пленника: Жилин и Костылин. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения | Р.Р. | Написать сочинение | |||||
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». | Лекция Беседа. | С.277-279 пересказ; инсценированное чтение | |||||
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина и др. | Лекция. Беседа. | С.287-наизусть | |||||
VI. | Из русской литературы ХХ века | 9ч. | |||||
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе | Лекция Беседа. | c.4-9 выр. чит., отв. на вопросы | |||||
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | Лекция Беседа. | С. 11 пересказ, сравнительная характеристика Маруси и Сони; Васи и Валека; Судьи и Тыбурция | |||||
Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко | Лекция Беседа. | Написать сочинение | |||||
Р.Р.Анализ эпизода из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Р.Р. | ||||||
III триместр – 22 ч., из них РР – 2 ч.; Вн. чт. – 3 ч. | |||||||
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом…» Образ родного дома в стихах Есенина | Лекция Беседа. | С.49-50 пересказ; Выучить стихотворение наизусть по выбору | |||||
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | Лекция Беседа. | С.53-54 пересказ; с.54-64, вопр.7 | |||||
Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюши. | Вн. чт. | Подг. пересказ, задания 7-8 (с. 78), иллюстрации | |||||
К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке Нравственные проблемы произведения. | Лекция Беседа. | Прочитать сказку «Заячьи лапы» иллюстрации | |||||
Вн. чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | Вн. чт. | С.78-83, вопр.1-5 | |||||
Из русской литературы ХХ века | 2ч. | ||||||
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | Лекция Беседа. | Чтение по ролям: 2 картина 1 действия. | |||||
Р.Р.Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» | Р.Р. | Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака»; Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита» | |||||
Из русской литературы ХХ века | 7ч. | ||||||
А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | Лекция Беседа. | c.106 пересказ, рассказ о главном герое. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | |||||
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | Лекция Беседа. | С.116 пересказ; пересказ эпизода «Как Васютка заблудился» | |||||
Человек и природа в рассказе | Беседа. | Сочинение «Как должен человек относиться к природе?» Читать «Робинзон Крузо» Д.Дефо | |||||
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Лекция Беседа. | С.155-159 выраз.читать; наизусть по выбору | |||||
К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. | Лекция Беседа. | С.162-178, вопр.2 | |||||
Р.Р.Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов, Дон-Аминадо.. Образ Родины в стихах о природе | Р.Р. | С.150-151 выр.чит., вопр.1,4 | |||||
Писатели улыбаются. Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах. Ю.Ч.Ким. «Рыба-кит». | Лекция Беседа. | С.153-154 выучить наизусть по выбору | |||||
VII. | Из зарубежной литературы | 8ч. | |||||
Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд» Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | Лекция Беседа. | Подг. выразит. чтение. Читать роман Дефо «Робинзон Крузо» | |||||
Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо | Лекция Беседа. | С.188-199 краткий пересказ | |||||
X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | Лекция Беседа. | Отв. на вопросы с.234, подг. пересказ | |||||
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | Лекция Беседа. | Письменно ответить на вопрос: «Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?» | |||||
Вн. чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра. | Вн. чт. | Ответить на вопросы учебника. | |||||
М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | Лекция Беседа. | С.252-268, вопросы | |||||
Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | Лекция Беседа. | Подг. сообщение «Мое любимое произведение из прочитанного за год» | |||||
Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Лекция Беседа. | Задание на лето |