К первоочередным задачами финансовой политики относятся: обеспечение условий для аккумуляции денежных средств предприятия, их рациональное распределение и использование, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов при помощи финансовых методов.
В ходе разработки задач финансовой политики необходимо учитывать такие факторы, как: научный подход, соответствие экономическим условиям развития и закономерностям общественного развития; прогнозирование возможных последствий и результатов, перспективное использование финансов и распределение основных направлений такого использования, учет накопленного опыта с анализом положительных и отрицательных итогов, определение показателей для оценки эффективности финансовой политики, а также национальные и географические осбенности.
На результативность внедряемых задач влияет также финансовое прогнозирование и планирование, так как в современных условиях финансовая политика многовариативна и строится с учетом возможных изменений условий функционирования экономики.
Существуют следующие задачи финансовой политики:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
-выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой.
|
Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: ■ учет действия объективных экономических законов; ■ необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
■ определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов
увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов); ■ обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных
отраслей и направлений, степени социальной защиты населения); ■ концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
■ сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики; ■ уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг; ■ либерализация внешнеэкономической деятельности;
|
■ развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для
динамичного развития экономики; ■ выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. К ним относятся: ■ научный подход к выработке финансовой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории (нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве); ■ учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства; ■ тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта (своевременное изменение финансовой ПОЛИТИКИ на основе учета специфических особенностей даст возможность в короткие сроки и с меньшими потерями решить стоящие перед государством задачи); ■ соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики — финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы; ■ повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики (отказ от учета факторов роста эффективности использования финансовых ресурсов при проведении финансовой политики ведет к распылению средств, сокращению источников финансирования потребностей государства); ■ учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики; ■ предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создавая благоприятные условия для деятельности предприятий;
|
■ широкое использование выводов политзкономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу
для выработки эффективной финансовой политики; ■ наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.