Современная западная социология




Вопросы для обсуждения

1.Школа структурного функционализма и теория конфликта – направления макросоциологии с доминантой общества над личностью.

2.Символический интеракционизм, этнометодология и феноменология как

школы с доминантой личности над обществом.

3.Теория обмена как объединительная между микро и макросоциологией.

4. Неомарксистская социология.

Сообщения, доклады, рефераты

1. Т. Парсонс и Р. Мертон – основоположники структурно- функционального метода в социологии.

2. Основные черты и противоречия структурного функционализма.

3. Л. Козер и Р. Дарендорф о конфликте и модернизации в общества.

4. Общие черты и различия классического и неопозитивизма.

5. Особенности современной социологической теории (по статье В.П.Култыгина «Тенденции в европейской социологической теории начала ХХ1 века //Социс.2001. №8).

 

Литература:

 

Тернер Дж. Структура социологической теории. М.,1985

Монсон П. Современная западная социология. СПб.,1992

История социологии. /Елсуков А.Н., Бабосов Е.Н., Грицанов А.А. Минск, 1993.

Американская социологическая мысль. М.,1994.

Современная американская социология. М., 1994.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт-Петербург, 1996.

Капитонов Э.А. Социология XX в. Ростов-на-Дону, 1996.

Современная зарубежная социология (70-80-е годы). М.,1999.

Черныш М.Ф. От Конта до Гидденса // Социс.2001. № 9.

Социология. Под ред. В.Н.Лавриненко. Второе изд., перераб и доп. М.,2003.

 

Методические рекомендации к третьему семинарскому занятию по

теме 2.

Изучая тему «Современная западная социология» к третьему семинарскому занятию по разделу «История социологической мысли», студентам следует обратить внимание на подход шведского социолога П.Монсона к анализу современной западной социологии (Монсон П. Современная западная социология. СПб.,1992). Он выделяет четыре основных направления: первое – с доминантой общества над личностью; второе – с доминантой личности над обществом; третье - теория обмена как объединительная между первой и второй и четвертое – марксистское, близкое по типу к первому, но с активным вмешательством в преобразование окружающего мира. В рамках первого направления студентам важно обратить внимание на противоположные по сути структурный функционализм и теорию конфликта, которые в основном применяются как макросоциологические теории. В рамках второго подхода центр исследования смещается в сторону личности и, начиная с «понимающей социологии» М.Вебера, представители символического интеракционизма, этнометодологии, феноменологии анализируют взаимодействие конкретных индивидов в группах. Это следует отнести к микросоциологии. При анализе третьего подхода - теории обмена - важно увидеть в нем механизм соединения макро -и- микросоциологии, то есть, взаимодействия общества и индивида. Студенты могут опираться на учебник под редакцией В.Н.Лавриненко, учебное пособие С.А.Кравченко, в то же время можно подготовить реферативные выступления по главам книги Дж. Тернера «Структура социологической теории», «Современная зарубежная социология(70 – 80 - е годы»), «Американская социологическая мысль».

 

Тема 3: Культура и общество.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «культура» в социологии и роль культуры в функционировании общества.

2. Основные элементы культуры.

3. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

4. Социокультурный процесс.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1.История развития понятия «культура».

2. Специфика социологического видения культуры.

3.Массовая культура и причины ее возникновения.

4.Молодежная субкультура в России.

5.Культура современной России.

6.Развитие культуры в истории человеческой цивилизации (по статье П.Сорокина «Социокультурная дигнамика»/Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992).

 

Литература:

Социодинамика культуры. М.,1973.

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры М.,1980.

Витаньи. Общество, культура, социология. М.,1984.

Борев В.Ю., Коваленко А.В.Культура и массовая коммуникация. М.,1986.

Библер В.С. Культура. Диалог культур //Вопросы философии.1989. № 6.

Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1992.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб.,1994.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.

Фролов С.С.Социология. М., 1998.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // Социс.2004.№ 8.

Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социс. 2004. № 7.

Методические рекомендации к семинарскому занятию по теме 3.

При подготовке к семинару по теме «Культура» студентам на основе учебников Н.Смелзера и С.С.Фролова необходимо увидеть изменение понятия «культура» в истории общества, его социологическую трактовку по сравнению с исторической и философской. Важно понять функции культуры в обществе – приобщении людей к нормам и ценностям социума, регулирование поведения человека и контроль его деятельности¸ а также те факторы, которые ограничивают воздействие культуры. Студенты должны усвоить, что существует многообразие культурных форм и вместе с тем осознать универсальную сущность культуры. В связи с противоречием между этими двумя сторонами культуры необходимо раскрыть содержание двух понятий в социологии культуры: этноцентризм и культурный релятивизм.

На семинарском занятии студенты должны усвоить основные элементы культуры – понятия, отношения, ценности, правила и язык, но котором происходит их усвоение.

Важно уметь классифицировать явления культуры по различным критериям. Для усвоения типов культуры студенты могут подготовить сообщения по предложенным темам, касающиеся молодежной субкультуры, массовой культуры, истории развития культуры в истории человеческой цивилизации по статье П.А.Сорокина «Социокультурная динамика».

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: