Классическая западная социология




Тема 1: Социология как наука. Предмет и функции социологии

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и объект социологии.

2. Место социологии среди других наук об обществе.

3. Структура социологического знания.

4. Методы и функции социологической науки.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. Исторические предпосылки возникновения социологии.

2. Социология как наука по статье П.Сорокина «Структурная социология»// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

3. Современные проблемы развития общества и личности.

4. Сущность социального факта в работе Э.Дюркгейма «Метод социологии».

5. Проблема взаимодействия общетеоретической и эмпирической социологии.

6. Значение специальных социологических теорий.

7. Роль социологии в подготовке кадров экономического профиля.

Литература:

Беккер Т., Босков А. Современные социологические теории. М.,1961 г.

Социология. Н. Смелзер, М., 1994.

Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии.// Социс, 1994,

№ 3.

Монсон П. Лодка на аллеях парка. М.,1995.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1997.

Кравченко А.И. Социология. М., 1997.

Андреев С.С. Общая социология. М., 1997.

Руденко Р.И. Практикум по социологии. М.,1999.

Общая социология. Учебное пособие. Под редакцией А.Г.Эфендиева. М.,2000. Социология. Под редакцией В.Н. Лавриненко. Второе изд., перераб и доп. М.,2003.

Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // Социс. 2003. № 4.

Структура и уровни социологического знания // Социс.2003. №9.

Проблемы теоретической социологии. 1 – 4 выпуски. СПб., 1994 -2003.

Романовский Н.В. Структура и уровни социологического знания.// Социс.2004.№2.

Актуальные проблемы теории социологии //Социс.2005. №9.

Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии // Социс.2005.№ 3.

Судьбы и перспективы эмпирической социологии //Социс.2005. № 10.

 

При подготовке к семинарскому занятию по теме № 1 студентам важно увидеть разницу между объектом и предметом социологии. Объект – это часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней, которая может быть предметом изучения разных наук. Для социологии – это человеческое общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для понимания предмета социологии можно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных рамках.

Главное – определить систему связей между отдельными частями структуры. Можно рекомендовать студентам познакомиться с работой П.Сорокина «Структурная социология», статьями Ж.Т.Тощенко и Н.И.Лапина, касающимися предмета социологии и понятийно-категориального аппарата этой науки.

 

Изучая вопрос о месте социологии среди других общественных наук, следует обратить внимание на общие ее черты с философией, историей, политологией, экономикой, психологией, а также на особенности, показать место этой науки в иерархии общественных дисциплин.

Исследуя структуру социологического знания, важно понять критерии ее выделения: 1) с точки зрения соотношения знания и средств его получения вычленяют теоретическую и эмпирическую социологию; 2) в соответствии со структурой теоретического знания применительно к объекту изучения сопоставляют общесоциологическую теорию с формационной и отраслевыми теориями (экономической, политической социологии управления и др.); 3) с позиции соотношения исследования крупных и мелких социальных объектов – анализируют макро- и микросоциологию; 4) с точки зрения сравнения глобальности и форм исследования социальной реальности применяют деление социологии на общетеоретическую, теории среднего уровня и теории методов социсследования. Статьи В.В.Ильина и Н.М.Романовского помогут студентам более глубоко разобраться в структуре и уровнях социологического знания.

Изучая методы социологических исследований, следует уяснить, с помощью каких приемов социологи изучают социальную реальность.

С учетом более подробного изучения вопроса в будущем можно ограничиться лишь общим описанием и характеристикой этих методов, а также функций социологии в обществе.

 

 

Тема 2: История социологической науки.

Занятие первое

Классическая западная социология

Вопросы для обсуждения

1. Основные социологические идеи О. Конта.

2. Система школ и направлений социологии (механическая, географическая, психологическая, экономическая и другие).

3. Учение об обществе в произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

Сообщения, доклады, рефераты

1. О.Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида.

2. Г. Спенсер и органическая школа в социологии.

3. Э. Дюркгейм и его теория социальной солидарности и аномии.

4. М. Вебер и его «понимающая» социология.

5. Материалистическое понимание исторического процесса в произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса.

6. Марксистская социология и современность.

 

Литература:

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1988 г.

Краткий очерк истории социологии. М., 1990 г.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

Руденко Р.И. Практикум по социологии. М.,1999.

Кравченко Е.И. М.Вебер. М.,2002.

Социология. Под ред. В.Н. Лавриненко. Второе изд., перераб. и доп. М.,2003.

Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс.2004.№ 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: