Проблема исследования.
Учет различных темпераментов в коллективе или малой группе очень важен. Прежде всего это отражается на эффективности групповой деятельности и на состоянии психологическом климате коллектива.
Задачи данного исследования:
1. Подобрать методики, позволяющие наиболее надежно и валидно изучить особенности темперамента.
2. Исследовать особенности темпераментов у испытуемых и провести их сравнение.
3. Дать рекомендации по коррекционной работе.
Процедура исследования
Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы.
Перед тем, как проводить психологическое исследование, необходимо объяснить испытуемому, что ему нужно будет ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Испытуемый должен дать тот ответ, который первый приходит в голову. Отвечать на все вопросы подряд ничего не пропуская. Чем искреннее испытуемый делает это, тем точнее и правильнее можно будет изучить темперамент.
.
№ | Содержание вопроса | Да | Нет |
1. | Вы любите часто бывать в компании? | ||
2. | Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивые? | ||
3. | Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения? | ||
4. | Во время беседы вы очень быстро говорите? | ||
5. | Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей | ||
6. | Бывает ли, что вы передаете слухи? | ||
7. | Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? | ||
8. | Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? | ||
9. | Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить? | ||
10. | У вас очень быстрый почерк? | ||
11. | Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы отдыхать? | ||
12. | Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний? | ||
13. | У вас много очень хороших друзей? | ||
14. | Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? | ||
15. | Часто ли вас терзает чувство вины? | ||
16. | Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? | ||
17. | В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? | ||
18. | Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже чем обычно? | ||
19. | Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? | ||
20. | Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? | ||
21. | Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами? | ||
22. | Во время беседы обычно вы жестикулируете? | ||
23. | Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? | ||
24. | Бывают ли у вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? | ||
25. | Вы любите подшучивать над другими? | ||
26. | Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? | ||
27. | Часто ли вам снятся кошмары? | ||
28. | Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал | ||
29. | Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? | ||
30. | Бывало ли, что разозлившись вы выходите из себя? | ||
31. | Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? | ||
32. | Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? | ||
33. | Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? | ||
34. | Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? | ||
35. | Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это? | ||
36. | Возникало ли у вас, хотя и кратковременно чувство раздражения к вашим родителям? | ||
37. | Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? | ||
38. | Обычно вам трудно взяться за новое дело? | ||
39. | Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других | ||
40. | Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? | ||
41. | В течение дня вы можете долго и продолжительно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? | ||
42. | У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? | ||
43. | Все принимают вас за человека беззаботного | ||
44. | Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена? | ||
45. | Вас можно быстро рассердить? | ||
46. | Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ? | ||
47. | Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? | ||
48. | Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? |
|
|
|
Ключ к методике «Психологическая характеристика темперамента»
Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.
Код опросника
Свойства темперамента | Ответы «да» | Балл | Ответы «нет» | Балл |
1. Экстраверсия | 1, 7, 23, 19, 25, 31, 37, 4, 43 | |||
2. Ригидность | 8, 26,32 2, 14, 20, 38, 44 | 19, 46 | ||
3. Эмоциональная возбудимость | 15, 21, 33, 39, 45 3, 9 | |||
4. Темп реакций | 4, 16, 28 10, 22, 34, 40, 46 17, 29, 37 | |||
5. Активность | 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47 | |||
6. Искренность | 30, 36, 42, 48 6, 12 18, 25, 24 |
Завершение работы.
Установить искренность ответов на вопросы можно по шкале: высокая — 13-20 б., средняя — 8-12 б., низкая — 0-7 б. (ответы не надежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки», необходимо определить степень выраженности каждого свойства. Испытуемые могут зафиксировать результаты письменно, например:
«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 б.), средней пластичностью (7 б), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5б.), быстрым темпом реакций (14 б), низкой активностью (9 б)».
Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента
Экстраверсия | Ригидность | Эмоциональная возбудимость | Темп реакций | Активность |
22-26 очень высокая | 16-23 очень высокая | 18-20 очень высокая | 20-22 очень быстрый | 24-26 очень высокая |
17-21 высокая | 12-15 высокая | 14-17 высокая | 14-16 быстрый | 21-23 высокая |
12-16 средняя | 7-11 средняя | 8-12 средняя | 9-13 средний | 14-20 средняя |
7-11 высокая | 3-6 высокая | 4-7 высокая | 5-8 медленный | 9-13 низкая |
0-6 очень высокая | 0-2 очень высокая | 0-3 очень высокая | 0-4 очень медленный | 0-8 очень низкая |
Интроверсия | Пластичность | Эмоциональная уравновешенность |
Общая характеристика испытуемых
Опросник темперамента, представленный в данной работе, позволяет психологу практически сразу выделить круг испытуемых, нуждающихся в уточнении результатов группового обследования.
В эксперименте участвовали 12 человек - члены одного сложившегося профессионального коллектива в возрасте от 21 до 42 лет.
§ 3. Обработка результатов
В ходе проведенных исследований были получены следующие результаты.
У большинства испытуемых уровень экстраверсии колеблется от 22 до 26 балов, ригидность от 8 до 12 балов, эмоциональная возбудимость от 7 до 12 балов, темп реакций от 8 до 13 балов, активность от 19 до 23 балов».
На таблице 2 показаны результате проведения эксперимента с двумя испытуемыми.
Таблица 2.
1 испытуемый 2 испытуемый
№ | Содержание вопроса | Да | Нет | Да | Нет |
1. | Вы любите часто бывать в компании? | + | + | ||
2. | Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивые? | + | + | ||
3. | Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения? | + | + | ||
4. | Во время беседы вы очень быстро говорите? | + | + | ||
5. | Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей | + | + | ||
6. | Бывает ли, что вы передаете слухи? | + | + | ||
7. | Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? | + | + | ||
8. | Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? | + | + | ||
9. | Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить? | + | + | ||
10. | У вас очень быстрый почерк? | + | + | ||
11. | Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы отдыхать? | + | + | ||
12. | Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний? | + | + | ||
13. | У вас много очень хороших друзей? | + | + | ||
14. | Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? | + | + | ||
15. | Часто ли вас терзает чувство вины? | + | + | ||
16. | Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? | + | + | ||
17. | В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? | + | + | ||
18. | Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже чем обычно? | + | + | ||
19. | Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? | + | + | ||
20. | Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? | + | + | ||
21. | Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами? | + | + | ||
22. | Во время беседы обычно вы жестикулируете? | + | + | ||
23. | Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? | + | + | ||
24. | Бывают ли у вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? | + | + | ||
25. | Вы любите подшучивать над другими? | + | + | ||
26. | Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? | + | + | ||
27. | Часто ли вам снятся кошмары? | + | + | ||
28. | Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал | + | + | ||
29. | Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? | + | + | ||
30. | Бывало ли, что разозлившись вы выходите из себя? | + | + | ||
31. | Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? | + | + | ||
32. | Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение? | + | + | ||
33. | Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? | + | + | ||
34. | Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? | + | + | ||
35. | Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это? | + | + | ||
36. | Возникало ли у вас, хотя и кратковременно чувство раздражения к вашим родителям? | + | + | ||
37. | Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? | + | + | ||
38. | Обычно вам трудно взяться за новое дело? | + | + | ||
39. | Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других | + | + | ||
40. | Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? | + | + | ||
41. | В течение дня вы можете долго и продолжительно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? | + | + | ||
42. | У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? | + | + | ||
43. | Все принимают вас за человека беззаботного | + | + | ||
44. | Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена? | + | + | ||
45. | Вас можно быстро рассердить? | + | + | ||
46. | Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ? | + | + | ||
47. | Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? | + | + | ||
48. | Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? | + | + |
Заключение
В настоящее время выделение и осознание типичных особенностей психического склада различных людей имеет большое значение.
Каждый темперамент, которым наделен человек имеет положительные и отрицательные стороны. И поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправления, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. С помощью типологий можно предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Для решения этих задач используется практическая психодиагностика, с помощью которой у человека устанавливается наличие определенного свойства или особенности поведения, определяется степень развития данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
Для этого используются различные методы психодиагностики, которые позволяют выявить определенные психические качества человека и затем провести определенную корректирующую работу.
Но психодиагностические методики должны отвечать определенным требованиям.
Таким образом, изучение проявлений темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности определяют дальнейшее обучение и воспитание человека, связанные с его индивидуальной деятельностью.
Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Это необходимо учитывать в процессе воспитания, а также при подходе к профессиональным требованиям.
Список литературы
1. Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. М.: Вершина, 2005.
2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии личности. М.: Владов, 2000.
3. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Сборник трудов. — М.: 1975.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань. 1969.
5. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. — М.: ВЛАДОС. 1998.
6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2, 3. — М.: ВЛАДОС, 1997.
7. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995.
8. Овчинников Б. В., Владимирова И. М., Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб., 2003.
9. Педагогическая психология — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
10. Першина Л.А. Общая психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2004.
11. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
12. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А Крылова. СПб Петербургский университет.
13. Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абулькановой и др. — М.: Совершенство, 1998.
[1] Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и методика их определения. М., 1964. С.8.
[2] Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. С. 86.
[3] Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989. С. 196.
2 Немов Р.С. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, С. 400.
[4] Там же. С. 401.
[5] Общая психология / Сост. Е.И Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. С. 378.
1 Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. С. 49.
2 Психология и педагогика / Под ред. К.А. Абульхаповой и др. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. С. 124.
3 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. — М.: ВЛАДОС, 1997, С. 478.
1 Петровский А.В. Введение в психологию. — Москва: Издательский центр «Академия», 1995. С. 109.
2 Психологическая диагностика: проблемы и перспективы / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: 1981. С. 487.