Особенности темперамента в индивидуальном стиле деятельности




Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. «Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности»2. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

Если иметь ввиду разнообразные движения, реакции, формы поведения, то это можно считать отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Из особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Но он проявляет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. «Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида»[4].

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него больше, чем у неэмоционального человека выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, наоборот, подавленности.

Так лица с высокой эмоциональной возбудимостью обычно очень впечатлительны, волнуются по малейшему поводу, их легко удивить, обрадовать, разгневать, обидеть. «Существуют и эмоционально нечуткие люди, у которых выражение эмоции наступает только в чрезвычайно эмоциональных ситуациях. Сила эмоционального возбуждения проявляется в том, что, с одной стороны, существуют люди неуравновешенные, постоянно контролирующие свое поведение»[5].

Лица с большой устойчивостью эмоциональных состояний характеризуются постоянством настроения, чувства захватывают их целиком и оставляют после себя глубокий след. У других людей чувства поверхностны, протекают легко, малозаметно, без серьезных переживаний.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.д.

Индивидуальные различия проявляются также в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружающих.

В этом плане можно выделить натуры открытые, для которых характерны откровенность, желание поделиться с другими своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытых, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за боязни насмешки или равнодушия.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают с таким качеством, как отзывчивость. Противоположным качеством является черствость.

Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций и др.

Темперамент влияет и на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом.

К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

«Индивидуальный стиль деятельности в узком смысле —«это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально — своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своего (типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности»1. Это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов должно обеспечивать наилучшее выполнение деятельности. Стиль деятельности включает ее операционный состав, умения и навыки, выявляя способность самого субъекта и обусловливаясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

«Индивидуальность стиля проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности, которое детерминировано: во-первых, индивидуальными качествами и психологическими особенностями (ее направленностью, характером, типом темперамента, способностями и др.); во-вторых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, которые обусловливают применение тех или иных принципов и норм для организации применяемых способов в систему своей деятельности и поведения; в-третьих, уровнем профессионального мастерства в области социального управления. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности объекта управления и средовые факторы, влияющие на деятельность».2

 

§ 4. Значение психодиагностики для изучения психических качеств человека, связанных с индивидуальной деятельностью

 

«Психодиагностика — это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой».3

В данном случае в качестве объекта психологической оценки выступают вышеизложенные индивидуальные качества человека, связанные с его деятельностью и социально-психологические процессы, которые возникают в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

Оценку уровня психического развития, достигнутого индивидом, нужно проводить для решения таких задач, как:

- выяснение состояния развитости соответствующего свойства, необходимого для индивидуального стиля деятельности;

- определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

- установление тех реальных изменений в психологии и поведении индивида, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например, в результате проведенного эксперимента;

- определение перспектив развития того или иного качества личности на основе анализа законов и динамики его развития в прошлом;

- разделение обследуемых людей на категории для дальнейшей дифференцируемой работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

- определение пригодности индивида для решения таких задач, как установление профессиональной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей;

- определение соответствия или несоответствия психологии и поведения индивида некоторой заданной медицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы;

- выработка рекомендация для индивида группы с целью выбора жизненного пути и дальнейшего самообразования.

- выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития человека, его отклонений от некоторого среднего стандарта-нормы — в положительную сторону;

- психологическое обслуживание развивающих экспериментов, проводимых с субъектами с целью выработки практических рекомендаций;

- определение индивидуальных способностей человека для определения научно обоснованной профконсультационной и профориентационной работы.

Психодиагностика осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии в университетах.

Психодиагностика индивидуальной деятельности человека производится с помощью научно-проверенных методов исследования. К качеству таких методов предъявляются строгие требования. Основные из этих требований следующие: валидность, точность, надежность. Валидность означает соответствие используемого метода тому, что с его помощью изучается.

Валидность можно определить как то, в какой степени полученные при помощи данного исследовательского метода результаты отражают оцениваемое качество.

Точность указывает на свойства метода улавливать тонкие различия в изучаемом с его помощью качестве. Например, когда в анкете или опроснике на задаваемый человеку вопрос психолог получает ответ типа «да» или «нет», то такой ответ будет мене точным, чем тот, который получается при помощи шкалы, включающей следующие пункты: «определенно да», «скорее да, чем нет», «не знаю», «скорее нет, чем да», «определенно нет».

Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства.

В практике психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. Ответственность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет практический психолог.

К проведению психодиагностических обследований человека предъявляются такие требования, как:

- результаты психодиагностического обследования не должны использоваться во вред человеку;

- психодиагностика может и должна проводиться только с согласия самого человека;

- обследуемый человек должен знать те выводы, которые специалистом психологом сделаны на их основе.

- психолог должен давать исчерпывающие и достоверные ответы на вопросы обследуемого человека.

- результаты психодиагностического обследования без учета многих факторов не могут служить основанием для определения судьбы человека и заключения о возможности продолжения его деятельности.

Основные этапы разработки и апробации психодиагностических методик следующие:

1. Точное определение того качества или свойства, связанного с темпераментом, должно изучаться с помощью данной методики. Соответствующее определение следует давать в строгом согласии с правилами логики определения понятий.

2. Подбор системы объективных признаков, на основе которых можно судить о наличии и степени развитости соответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отвечать методологически важному требованию однозначности, которое можно сформулировать так: данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с данным свойством и никаким другим.

Например, требованию однозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный момент обстоятельств.

3. Разработка теоретических вопросов применения методики. Если такой методикой является тест-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции испытуемым, определяющей их поведение во время эксперимента и действия психолога.

4. Проверка методики на валидность, точность и надежность.

На практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос, наблюдение, анализ документов и психодиагностический эксперимент, представляющий собой, в частности, решение испытуемым серии специальных психодиагностических задач в стандартных, контролируемых условиях.

Основной психодиагностический инструментарий представляют собой тесты.

К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире.

Для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъекта, связанных с его темпераментом, используются личностные опросники, получившие широкое распространение в диагностических исследованиях. Наиболее известные среди них — личностный опросник Г. Айзека, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела, Минесотский многоаспектный личностный опросник.

«Личностный опросник Айзека предназначен для исследования эмоциональной устойчивости в степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзек опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей».1

Так, например, нейротизм, т.е. эмоциональная неустойчивость при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека).

Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия, наоборот, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела, который существует в двух эквивалентных формах (А и В) содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Особенность подхода Р. Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода свел их к серии 16 факторов, каждый из которых построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 баллов. Четыре фактора второго порядка являются генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.

Количество специальных тестов, предназначенных для оценки способностей человека к отдельным видам деятельности очень много. Сюда же можно отнести тесты-эксперименты, в которых испытуемого помещают в специальную ситуацию, дают какое-либо задание и наблюдают за поведением.

«Учитывая ограниченность тестовых оценок и их подверженность многочисленным посторонним влияниям, прогрессивные психологи видят смысл тестирования в получении достаточно точных показателей наличного уровня знаний и навыков».2

Важным требованием, которому должно соответствовать тестирование, является адаптация теста к новым условиям: стране, культуре, языку, возрасту и т.п. — отличным от тех, где он первоначально был создан и применялся. Разработанный в одной стране мира со специфической политической, социальной, экономической и культурной системой, тест безоговорочно не может применяться в другой стране.

Для изучения психологических свойств и особенностей можно применять и более надежные средства исследования: анализ документов, изучение продуктов деятельности, эксперимент.

Анализ документов и продуктов деятельности — это достаточно надежные методы, но лишь при соблюдении таких условий как:

- документ или используемый для выводов продукт деятельности должен быть источником достоверной информации о ребенке;

- процедура анализ продуктов деятельности должна быть оценена в точки зрения ее валидности и надежности.

Наблюдение как метод психодиагностики также требует соблюдения определенных правил, гарантирующих достоверность получаемых результатов и выводов.

Первое правило заключается в том, чтобы заранее определить совокупность признаков, за которыми будет вестись наблюдение, а также способы их регистрации. Второе правило: невмешательство наблюдающего в те процессы и явления, которые представляют собой объект наблюдения.

Для выявления типа темперамента человека чаще всего используются методики, в основе разработки которых лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях. К ним можно отнести методики Кеттела, Леонгарда, Айзека, Личко и др.

В качестве основного можно использовать тест Айзека, шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

Работа разбивается на этапы:

1. Проведение теста Айзека.

2. Обсчет результатов.

3. Градация результатов по таблице типов

4. Отбор данных, где балл по шкале «ложь» больше 5.

В результате работы выявляются характерологические проявления и согласно этим проявлениям определяются пути коррекции.

Например, согласно опроснику Айзека, содержащего 60 вопросов, определяется тип темперамента: экстраверсия Э: 0-4; нейротизм Н: 0-4. Этому типу соответствуют следующие характерологические проявления: безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.

Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе — повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Можно подчеркнуть ценность таких качеств, как скромность и хладнокровие.

Если выявлен ТИП-2 Э: 20-24 балла; Н: 0-4 б., этому соответствуют характерологические проявления: радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает). По этим проявлениям намечаются пути коррекции: поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (предлагая интересные задания). Рекомендуется помочь организовать время. И т.д.

В последнее время все возрастающее значение приобретают математические методы, которые начинают применяться при обработке данных, но и на других стадиях исследования. Это проявляется в математическом моделировании условий эксперимента, применении математических моделей при планировании эксперимента, в проверке с помощью модели безупречного эксперимента надежности и валидности реальных экспериментов, в применении современных средств электронно-вычислительной техники и т.д.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: