При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.
Методика №1 «Кольца Ландольта»
Цель - изучить распределение внимания младших школьников.
Стимульный материал: бланк с кольцами Ландольта.
Ход проведения:
Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешь находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе - по горизонтали". Работать надо как можно быстрее.
Процедура эксперимента:
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин экспериментатор произносит слово "стоп" и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.
Обработка результатов:
Определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут эксперимента. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.
|
Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S -- показатель распределения внимания; N -- количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п -- количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. (если с помощью этой формулы определяется общий показатель распределения внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель п -- числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы - 300).
Интерпретация данных:
Количество баллов:
баллов-выше, чем 1,25 балла-очень высокий
-9 баллов от 1,00 до 1,25 балла - высокий
-7 баллов от 0,75 до 1,00 балла - средний
-3 баллов от 0,50 до 0,75 балла - низкий
-1 балла от 0,00 до 0,50 балла-очень низкий[6,с. 128].
Методика № 2 Тест Мюнстенберга
Цель - определить избирательность внимания при простой, но монотонной работе.
Стимульный материал: на бланке написано 5 строк из букв, среди которых расположены слова.
Ход проведения:
Инструкция: испытуемый должен как можно быстрее, просматривая строку за строкой, подчеркнуть карандашом те слова, которые он увидел на фоне букв (слова: автобус, мама, мяч, мыло, шуба, буран, палка, метла, кот).
Обработка анализ результатов:
подсчитать количество правильно найденных слов. Если 9-10 слов - высокий уровень, 8-5-средний, менее 5 слов - низкий.[3,с. 59].
Методика №3.«Методика изучения уровня внимания у школьников» (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.). Данная методика предназначена для обследования учеников 3-5 классов.
|
Цель - установить уровень устойчивости внимания учащихся.
Возраст: младший школьный.
Стимульный материал: карточка с текстом, карандаши.
Ход проведения:
Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст:
«Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.»
Обработка и анализ результатов:
подсчитывается количество пропущенных ошибок:
-2 - высший уровень внимания;
-4 - средний уровень внимания;
более 5 - низкий уровень внимания.
Экспериментатор должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.[19. с. 95].
Методика №4 "Запомни и расставь точки"
Цель - оценить объем внимания ребенка.
Стимульный материал: карточки с точками, карточки без точек, карандаши.
Ход проведения:
Инструкция: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".
|
Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Обработка результатов:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).Количество баллов:
баллов6 и более точек- очень высокий уровень
-9 баллов от 4 до 5 точек- высокий уровень
-7 баллов от 3 до 4 точек- средний уровень [18,с. 182].
Методика № 5 "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Стимульный материал: бланк с буквами.
Ход проведения:
Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".
Интерпретация данных:
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее;
для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Исследование уровня внимания младших школьников проводилось на базе МОУ СОШ №7. Для проведения исследования была определена группа учащихся 3 класса в количестве 10 человек.
№ имя испытуемого | Уровень распределения внимания | Уровень избирательности внимания | Уровень устойчивости внимания | Уровень объёма внимания |
1. Алёна С. | высокий | средний | средний | высокий |
2. Ксения Ф. | оч. высокий | высший | высокий | средний |
3.Артём Б. | оч. высокий | высший | средний | оч. высокий |
4.Кирилл З. | средний | средний | низкий | средний |
5. Юля Д. | средний | средний | высокий | высокий |
6. Настя З. | высокий | высший | высокий | средний |
7. Егор К. | средний | средний | низкий | низкий |
8. Данилл З. | средний | средний | средний | низкий |
9. Никита С. | средний | средний | низкий | низкий |
10. Роман С. | низкий | средний | средний | низкий |
Таким образом, целесообразно представить распределение результатов проведения методик в диаграмме:
Методика №1 «Кольца Ландольта»
По результатам проведенного исследования следует, что у 20% опрошенных очень высокий уровень распределения внимания. У 20% высокий уровень. У 50% средний уровень и у 10% низкий уровень распределения внимания,
Методика №2 «Тест Мюнстенберга»
По результатам проведенного исследования следует, что у 30% опрошенных высокий уровень и у 70% средний уровень избирательности внимания
Методика №3 «Методика изучения уровня внимания у школьников».
По результатам проведенного исследования следует, что у 30% опрошенных высший, у 40% средний, у 30% низкий уровень устойчивости внимания младших школьников.
Методика № 4 «Запомни и расставь точки»
По результатам проведенного исследования следует, что у 10% опрошенных очень высокий уровень объема внимания, у 20% высокий, у 30% средний и у 40% низкий уровень объема внимания.
Вывод: Для исследования уровня развития внимания разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мы использовали такие методики как:
Методика «Кольца Ландольта», «Методика изучения уровня внимания у школьников» (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.), «Тест Мюнстенберга», Методика «Запомни и расставь точки».
Результаты проведенного исследования показывают, что в данной группе испытуемых учащихся с высоким уровнем внимания 3 человека, что составляет 30% от всех участников исследования. Дети, показавшие низкий уровень составляют 30% от всех участников (3 человека). Большинство детей, принявших участие в обследовании (40%), показали средний уровень внимания.
Говоря о качественном анализе проведенного исследования, необходимо отметить, что наиболее трудными для учащихся оказались следующие задания: узнавание фразеологически несвободного глагола, а также задание, требовавшее заметить пробел, разделяющий два слова. В то же время, наиболее легкими для школьников оказались задания, связанные с пропуском гласных букв, а также с проверкой непроизносимых согласных.