Глава I Теоретические аспекты изучения внимания




Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

«Московский областной гуманитарный институт»

Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования

 

Курсовая работа

По предмету ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

«Психодиагностика внимания младших школьников»

 

 

Выполнил:

студент 2 курса, группы ППОМт-11

Мишакова Камила Рифовна

Руководитель:

Володин А.А.

 

Щелково 2013

 


Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты изучения внимания

Понятие «внимание», его виды, свойства

Возрастные особенности развития внимания школьников

. Практические аспекты изучения внимания у детей младшего школьного возраста

Описание диагностических методик для изучения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения, игры для развития внимания у детей младшего школьного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Актуальность проблемы изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других психических процессов.

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни - в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер. Дети легко и быстро отвлекаются на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одно учение утверждает, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.

Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А. (физиологические основы внимания), Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Гальперина П.Я., Кобыльницкой С.Л. (как прикладные исследования внимания), Ланге Н.Н., Волокитиной М.Н., Матюхиной М.Ч. (исследования внимания с учетом возрастных особенностей), Узнадзе Д.Н., выдвигавшие множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания. Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от особенностей внимания зависит, может ли ребёнок достаточно быстро перейти от одной деятельности к другой, как долго он может работать с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленять объект и рассматривать, изучать его достаточно длительное время. В настоящее время разработано недостаточно диагностических программ для выявления уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Цель работы: Теоретическим путем раскрыть особенности развития внимания у младших школьников.

Объект исследования: процесс развития внимания младшего школьника.

Предмет исследования: Диагностика внимания у детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, определяем следующие задачи исследования:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания в младшем школьном возрасте.

.Теоретическим путем раскрыть возрастные особенности развития внимания у младших школьников.

. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития внимания у младших школьников.

. Описать упражнения, игры для развития внимания детей младшего школьного возраста.

Теоретическую основу работы составили труды: Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынина, Дормашева Ю.Б, Овчаровой Р.В.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровень развития внимания.

 


Глава I Теоретические аспекты изучения внимания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: