Управление проектами. Понятие проекта, треугольник проекта, фазы проекта, команды проекта.




Считается, что слово «проект» (project) происходит от латинского projacere – продвигать что-то вперед (pro – заранее; jacere – продвигать, бросать вперед). Под проектом в российском менеджменте понимается совокупность, комплекс задач и действий, имеющих следующие отличительные признаки: четкие конечные цели, взаимосвязи задач и ресурсов, определенные сроки начала и окончания проекта, известная степень новизны целей и условий реализации, неизбежность различных конфликтных ситуаций вокруг и внутри проекта.

Проек т это: «Обеспечить выполнение работ в срок, в рамках выделенных средств, в соответствии с техническим заданием». Именно эти три момента: время, бюджет и качество работ находятся под постоянным вниманием руководителя проекта. Их также можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект. Под управлением проектом подразумевается деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных, например, в техническом задании).

Наиболее популярное определение, данное американским Институтом проектного управления и содержащееся в руководстве по основам проектного управления (РМВОК® Guide), трактует проект следующим образом. Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Классификации проектов могут быть выстроены по разным основаниям. Прежде всего, определим тип проекта, где проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются. В зависимости от типа, проекты могут быть представлены следующим образом: • коммерческие проекты, исполняемые в рамках контрактов на производство продукта или предоставления услуги; • проекты по исследованию, разработке и инжинирингу; • проекты по проектированию и строительству основных производственных средств; • проекты по информационным системам; • управленческие проекты; • проекты но техническому обслуживанию и поддержке (в обрабатывающей промышленности, технологических процессах, на предприятиях коммунального хозяйства и в других секторах экономики).

В зависимости от того, где они выполняются, различают внутренние и внешние проекты. Внутренние проекты выполняются непосредственно в самой организации, здесь заказчики и исполнители являются членами этой организации, и вся работа, относящаяся к замыслу и исполнению проекта, ведется собственными силами организации за счет ее собственных ресурсов. Внешние проекты предполагают выполнение работ, поступивших от внешних заказчиков или работу за пределами организации. Особое значение здесь отводится юридическому оформлению отношений с заказчиками и партнерами (подрядчиками, поставщиками, консультантами и др.) проекта. Партнеры здесь разрабатывают условия выполнения работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно.

В зависимости от состава, структуры проекта и его предметной области различают различные классы проектов. Здесь выделяются следующие классы: монопроект, мультипроект, мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов, монопроект - это отдельный, не связанный с другими проект, который может быть различного типа, вида и масштаба; мультипроект - это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения некоторых особых приемов проектного управления, прежде всего, связанных со «сквозным» планированием и контролем выполнения ряда взаимосвязанных проектов; мегапроект, который чаще всего представляет собой программу, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов, например, программа развития региона, отрасли или программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу.

Классификация проектов по виду предполагает разделение по характеру их предметной области. Здесь выделяются инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные проекты. К инвестиционным проектам относят проекты, в которых главной целью - является создание или реновация основных фондов, требующие вложения инвестиций. К инновационным проектам относят проекты, где главная цель разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем.

Другим основанием для классификации является разделение проектов на технические и нетехнические.

По продолжительности осуществления проекта выделяют проекты: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет). По степени сложности: простые; сложные; очень сложные.

Критерии успеха и неудач проекта (Project success and failure criteria) представляют собой совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности выполнения проекта. Главным требованиям к критериям является их однозначное и ясное определение. Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха должны быть определены, оценены и проанализированы. Можно выделить три основных типа критериев: традиционные для управления проектами критерий: «в срок, в рамках выделенного бюджета, в соответствии с требованиями к качеству и к результатам проекта»; специфические критерии ведущей в проекте организации, например, заказчика или пользователя; выгоды для участников проекта.

Жизненные циклы проекта понимаются как определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации, а также функционирования. Э тапы жизненного цикла проекта: 1) Инициация - происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий. 2) Планирование - определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц. 3) Исполнение - начинается сразу же после того, как были утверждены планы. Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий. 4) Завершение - анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным. Данная обязанность в большинстве случаев возлагается на руководство. Стоит отметить, что данное деление на этапы жизненного цикла проекта весьма условное. Каждая организация вправе самостоятельно детализировать этот процесс и разбивать его на стадии.

Можно выделить четыре основные фазы жизненного цикла проекта, а именно: 1) исследования, предшествующие инвестированию - это выбор наилучшего варианта проекта, проведение переговоров с заинтересованными лицами, а также эмиссия ценных бумаг, посредством которых будет привлекаться капитал; 2) непосредственно инвестирование, когда посредством продажи акций или других финансовых инструментов в организацию поступают средства, необходимые для реализации замысла; 3) эксплуатация проекта - это полномасштабный производственный процесс, который проводится согласно заранее разработанному плану; 4) послеинвестиционное исследование заключается в оценке эффективности деятельности, а также в определении соответствия полученных результатов предполагаемым.

Веха ( Milestone) - работа с нулевой длительностью, значительное событие в проекте, обычно завершение или достижение одного из основных результатов. Конечная веха (Finish Milestone) - работа-веха для отслеживания завершения фазы проекта.

Внутреннее окружение проекта - в нем рассматривают условия реализации проекта, такие как стиль руководства, организацию, участников, команду, коммуникации, информационное и другое обеспечение.

Внешнее окружение проекта –в нем рассматриваютдва слоя: - ближнее окружение – это среда предприятия, в рамках которого осуществляется проект;- дальнее окружение – окружение самого предприятия. Ближнее окружение проекта(среда предприятия) включает такие факторы воздействия на проект, как руководство, финансы, сбыт, производство строительно-монтажных работ, обеспечение материалом, оборудованием. Дальнее окружение проекта(окружение предприятия) оказывает влияние на проект как через предприятие, так и непосредственно. Причем, чем масштабнее проект, тем более существенно это влияние. Окружение предприятия составляют политика, экономика, общество, законы и право, наука и техника, культура, природа, экология, инфраструктура.

Каждый проект представляет собой треугольник, в котором сбалансированы время, деньги и область охвата, - изменить один из факторов, не затронув хотя бы один из других, невозможно. Задача руководителя проекта - следить за тем, чтобы треугольник не распался.

Участниками проекта (project stakeholders) называются физические лица и предприятия, чьи интересы связаны с его реализацией. Чем сложнее и масштабнее проект, тем больше число участников. Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта - осуществление функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и др. характеристик проекта, однако во всех случаях состав команды должен обеспечить высокий профессиональный уровень всех возложенных на нее обязанностей. Под управляющим проектом подразумевают человека, который непосредственно руководит проектом на предприятии. В основные обязанности управляющего проектами входят: -- формирование команды проекта и организация ее работы; -- достижение конечного результата проекта в заданные сроки с помощью имеющихся ресурсов; -- принятие решений в условиях высокой степени неопределенности; -- календарное планирование и проектирование; -- взаимодействие с проектными организациями, поставщиками, подрядчиками, инвесторами, консультантами, потребителями и руководством пред­приятия; -- обеспечение выполнения работ и контроля затрат – управляющий должен обеспечить управление процессами и функциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: