Тема 7. МСА, регулирующие выполнение специальных заданий и оказание сопутствующих услуг
Международные стандарты аудита:
Учебное пособие/В.Н.Лемеш-Минск,2014
МСА 800 – 899 Особые аспекты
МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами специального назначения
При применении МСА 800 в ходе аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами специального назначения, цель аудитора состоит в надлежащем рассмотрении особых аспектов, значимых для:
· принятия аудиторского задания
· планирования и выполнения задания;
· формирования и представления заключения по финансовой отчетности.
Финансовая отчетность специального назначения - финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с принципами специального назначения.
Принципы специального назначения - принципы финансовой отчетности, предназначенные для удовлетворения потребностей в финансовой информации конкретных пользователей. Принципы финансовой отчетности подразделяются на принципы справедливого представления и принципы соответствия.
К принципам специального назначения относятся:
· принципы налогового учета для комплекта финансовой отчетности, представляемого вместе с налоговой декларацией организации;
· метод учета денежных поступлений и выплат для подготовки сведений о потоках денежных средств, которые организация может быть обязана предоставить кредиторам;
· требования к финансовой отчетности, установленные регулирующим органом, с целью соблюдения требований такого регулирующего органа;
· договорные положения о финансовой отчетности, например в облигационном соглашении, кредитном договоре или в договоре о предоставлении субсидии на реализацию проекта.
Аудиторское заключение по финансовой отчетности специального назначения должно содержать пояснительный раздел, в котором аудитор обращает внимание пользователей на тот факт, что финансовая отчетность подготовлена в соответствии с принципами специального назначения и, следовательно, может быть непригодна для какой-либо другой цели. Такой раздел должен быть озаглавлен соответствующим образом.
Аналога в НПАД нет.
МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета
Цель аудитора при применении MCA 805 в ходе аудита отдельных финансовых отчетов или конкретных элементов, счетов или статей финансового отчета состоит в надлежащем рассмотрении особых аспектов, значимых:
· для принятия аудиторского задания;
· планирования и выполнения этого задания;
· формирования и представления заключения по отдельному финансовому отчету, конкретному элементу, счету или статье финансового отчета.
Термин «элемент финансового отчета» или «элемент» означает «элемент, счет или статью финансового отчета».
Термин «Международные стандарты финансовой отчетности означает международные стандарты финансовой отчетности, изданные Советом по международным стандартам финансовой отчетности.
Отдельный финансовый отчет или конкретный элемент финансового отчета рассматривается в совокупности с сопроводительными примечаниями. Сопроводительные примечания, как правило, содержат описание основных положений учетной политики и прочие пояснительные материалы, касающиеся финансового отчета или его элемента.
Если аудитор приходит к выводу о необходимости вынести отрицательное аудиторское заключение или отказаться от заключения по полному комплекту финансовой отчетности организации в целом, но в рамках отдельного аудита конкретного элемента, входящего в состав такой финансовой отчетности, аудитор тем не менее считает целесообразным составить немодифицированное заключение, он имеет на это право только в следующих случаях:
· если это не запрещено законодательным или нормативным актом;
· такое аудиторское заключение не может быть опубликовано, вместе с отрицательным аудиторским заключением или отказом аудитора от заключения;
· конкретный элемент не составляет значительную часть полного комплекта финансовой отчетности организации.
Аудитор не может вынести немодифицированное заключение по отдельному финансовому отчету полного комплекта финансовой отчетности, если он составил отрицательное аудиторское заключение или отказался от заключения по такому полному комплекту финансовой отчетности в целом. Данное требование применяется даже в тех случаях, когда аудиторское заключение по отдельному финансовому отчету не публикуется вместе с отрицательным аудиторским заключением или отказом аудитора от заключения, поскольку считается, что отдельный финансовый отчет составляет значительную часть финансовой отчетности.
НПАД «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию» содержит ряд норм, обусловленных особенностями законодательства Республики Беларусь. Так, НПАД предусматривают, что по результатам выполнения специального аудиторского задания аудиторская организация:
· составляет аудиторское заключение по установленной законодательством Республики Беларусь форме;
· подтверждает данные документа, составленного аудируемым лицом;
· составляет аудиторское заключение в соответствии с требованиями настоящих правил.
В НПАД содержатся некоторые дополнительные положения:
· например, по результатам специального аудиторского задания аудиторская организация обязана подготовить письменную информацию по вопросам, проверяемым в ходе аудита;
· они дополнены главой «Особенности подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов».