Методическое руководство
К проведению предшкольных подготовительных курсов при школах «Малышкина школа» на летний период
Целью подготовительных курсов является создание образовательной среды, способствующей интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальной школе, обеспечивающей успешность адаптации первоклассника.
Задачи:
формирование эмоционально-положительного отношения ребенка к обучению в школе;
формирование личности будущего школьника;
соблюдение принципа преемственности «предшкольная подготовка - начальная школа»;
Специфика работы с детьми:
– привлечение к активной, творческой деятельности;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей;
– создание условий для познавательной деятельности;
– создание положительной эмоциональной атмосферы;
Методы и приемы обучения:
Словесные: рассказ, беседа.
Приемы: одобрение, похвала поощрение.
Наглядные: наблюдение.
Практические: упражнение, игровой метод, совместное выполнение задания.
Виды занятий: дидактическая игра, сказка, эксперимент, экскурсия, конкурс.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению:
личностная готовность - учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
интеллектуальная готовность – наличие кругозора, интерес к знаниям;
социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками;
Ожидаемые результаты по окончании курса:
- соблюдение правил поведения в школе;
- соблюдение гигиенических правил
- составление рассказа по картинке;
- выразительное чтение стихотворений;
- пересказ рассказа, сказки;
- звуковой анализ слов;
- гласные и согласные звуки;
- знание цифр и чисел до 10;
- счеть в пределах 20;
- ориентировка на странице тетради, книги, в пространстве, времени;
- решение простых задач;
- применение изобразительных средств.
Количество детей в группе подготовительного курса определяется в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2017 года№ 615.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Подготовительного курса при школах
«Малышкина школа»
Срок обучения – 1-2 мес.
№ п/п | Образовательная область | Занятие | Недельная учебная нагрузка (час.) | Общий объем учебной нагрузки (час.) | |
1 мес. | 2 мес. | ||||
Коммуникация | Развитие речи | ||||
Основы грамоты | |||||
Подготовка руки к письму | |||||
Драма | |||||
Познание | Основы математики | ||||
Творчество | Рисование | ||||
Лепка | |||||
Аппликация | |||||
Итого |
Расписание занятий подготовительного курса при школах
«Малышкина школа»
Срок обучения – 1-2 месяца
Количество занятий в день – 4
Длительность занятия – 30 мин.
Время проведения (час.) | Дни недели | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
09.00-09.30 | Основы математики | Развитие речи | Основы математики | Основы грамоты | Основы грамоты |
по 1-2 мин. | Физминутка | Физминутка | Физминутка | Физминутка | Физминутка |
09.40-10.10 | Основы грамоты | Основы математики | Основы грамоты | Основы математики | Подготовка руки к письму |
по 1-2 мин. | Физминутка | Физминутка | Физминутка | Физминутка | Физминутка |
10.20-10.50 | Подготовка руки к письму | Драма | Подготовка руки к письму | Развитие речи | Основы математики |
11.00-11.30 | Аппликация | Рисование | Лепка | Рисование | Драма |
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: развитие связной, лексической, звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, знакомство с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой моторики рук.
Развитие речи
Задачи: развитие устной связной речи через знакомство с произведениями детской художественной литературы, формирование умений и навыков выразительного чтения и пересказывания, речевого этикета, обогащение словарного запаса.
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов 1 мес./2 мес. |
Составление рассказов по картинкам | 1/2 | |
Чтение и пересказ сказки с опорой на иллюстрации | 1/2 | |
Составление сюжетного рассказа на заданную тему | 1/2 | |
Знакомство с нормами речевого поведения при общении с окружающими людьми | 1/2 | |
Правила дорожного движения | 1/2 | |
Составление описательного рассказа по серии картинок | 1/2 | |
Чтение стихотворения наизусть | 1/2 | |
Знакомство с правилами безоспасного поведения дома, в общественных местах, природе | 1/2 | |
Итого | 8/16 |
Основы грамоты
Задачи: формирование представлений о звуке, слоге, слове, предложении, ударении; формирование умений проводить звуковой анализ слов, развитие правильной артикуляции звуков (правильное четкое произношение звуков, выделение звуков из слов, находить слова с определенным звуком, определение место звука в слове).
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов 1 мес./2 мес. |
Знакомство с понятиями «звук, слог» | 2/4 | |
Знакомство с понятиями «слово, предложение» | 2/4 | |
Знакомство с понятиями «текст, ударение» | 2/4 | |
Деление слов на слоги | 2/4 | |
Знакомство с гласными звуками | 2/4 | |
Знакомство с согласными звуками | 2/4 | |
Звуковой анализ слов | 2/4 | |
Составление предложений с помощью моделирования | 2/4 | |
Итого | 16/32 |
Подготовка руки к письму
Задачи: ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ребенка за столом, положению рук, формирование навыков ориентировки на странице бумаги, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера.
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов 1 мес./2 мес. |
Раскрашивание рисунков внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. | 2/4 | |
Рисование декоративных узоров разных форм | 2/4 | |
Штрихование горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями | 2/4 | |
Рисование элементарных узоров (ритмическое изображение отдельных элементов) | 2/4 | |
Обведение изображения предметов, букв | 2/4 | |
Рисование элементов прописных букв | 2/4 | |
Итого | 12/24 |
Драма
Задачи: приобщение детей к театрализованным играм для развития коммуникативно-речевых, артикуляционных навыков, формирование культуры поведения взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие индивидуальных творческих способностей детей.
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов 1 мес./2 мес. |
Драматизация казахской народной сказки «Глупый волк» | 1/2 | |
Игры-имитации «Походка», «Кто как ходит?» | 1/2 | |
Драматизация русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» | 1/2 | |
Драматизация казахской народной сказки «Четыре друга» | 1/2 | |
Игровое упражнение «Шкатулка сказок» | 1/2 | |
Театрально-игровая деятельность детей по русской народной сказке «Теремок» | 1/2 | |
Драматизация сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1/2 | |
Театрализованная игра «Мы -актеры» | 1/2 | |
Итого | 8/16 |