Место и роль физического воспитания в процессе подготовки человека к профессиональной деятельности




ВВЕДЕНИЕ

Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости и смертности детей, закономерно актуализирует проблему изменения в самой системе общественных ценностей.

Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи. Данное явление ассоциируется с рядом объективных и субъективных причин:

· низким экономическим уровнем жизни большей части студентов,

· условиями учебной деятельности,

· отсутствием механизма стимулирования культуры здорового образа жизни учащихся,

· низкой активностью по отношению к своему здоровью,

· снижением интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в личности.

Во многом это обусловлено и тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей деятельности, в результате же организация и содержание образования ведут к его ухудшению у всех участников образовательного процесса.

По статистике за последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Это наглядно можно увидеть в нашей группе студентов четвертого курса специальности «Финансы и кредит». Чем старше курс, тем больше в нашей группе людей либо полностью освобожденных от физической культуры, либо освобожденных частично (спец. группа) по состоянию своего здоровья.

Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте Российской Федерации дети и подростки составляют менее 1/5 части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, ростом дорожно-транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний.

Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: за 2000-2005 гг. ее показатель у 19-24-летних возрос почти на 87%. При сохранении в России современного повозрастного уровня смертности, из числа юношей, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины.

Не случайно в ведущих странах мира реализуются специальные образовательно-оздоровительные программы, которые существенно снижают заболеваемость и смертность населения. Процентное соотношение факторов обусловливающих здоровье человека является следующим:

· человеческий фактор—25% (физическое здоровье—10%, психическое—15%);

· экологический фактор—25%;

· социально-педагогический фактор—40%,

· медицинский фактор—10%.

Данное процентное соотношение детерминирующих факторов здоровья говорит о том, что определяющим среди них является образ жизни человека.

Возможность здравоохранения или образования решить вопрос о здоровье человека является иллюзией. Здесь «перепутали рельсы»: здоровье – «это итоговая характеристика воспитания, формирования внутренних резервов, а наука о воспитании у нас пока одна—педагогика!».


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Место и роль физического воспитания в процессе подготовки человека к профессиональной деятельности

 

Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она включает в себя воздействие на физиологические системы организма занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную, умственную сферы студентов.

Занятия физической культурой в ВУЗе являются процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать у них глубокое понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе физической культуры сформировать личность.

Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания.

Массовые обследования, анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.

Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе.

С 1995 года в высших учебных заведениях была введена новая учебная программа по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.

По закону РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Для реализации этого направления во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно-профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие).

В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в списке знаний и умений по физической культуре внесено:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

· владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;

· приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой профессиональной работоспособности после окончания высшего учебного заведения.

Именно на это и направлена учебная программа, которая явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.

Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Этот заказ предполагает обязательное наличие у будущих специалистов общей и профессиональной культуры, физического и психического здоровья, высокой работоспособности, способности осваивать и обогащать культурный потенциал общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: