Выразительные средства радиовещания.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра Журналистики и мультимедийных технологий

Утверждаю
Зав. кафедрой ЖиМ СМИ

С.И. Шелонаев

 

 

Утверждаю
Председатель учебно-методической
комиссии СЗИП

И.А. Колосова

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СМИ

Учебный модуль 4.

Радиовещание как форма эфирной массовой коммуникации в системе СМИ

Учебно-методические материалы

Для студентов специальности

Журналистика»

Составитель – доцент кафедры ЖиМ В.А.Гринфельд

 

Санкт-Петербург

Цели дисциплины:

· Ознакомить студентов с современными представлениями о задачах радиожурналистики.

· Дать студентам представление о многообразии современных жанров радиопередач.

Задачи дисциплины:

· Сформировать систему знаний, необходимых работнику современного радиовещания.

· Развить способности вести радийный эфир в режиме прямого включения · Научить студентов готовить медиатексты в виде материалов радиоэфира.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:

1) своеобразие современного радиоэфира;

2) особенности жанров радиожурналистики.

Уметь:

1) готовить новостные и аналитические тексты в форматах современного радиовещания; 2) вести радиоэфир в формате прямого включения. Владеть:
  1) различными регистрами языка современных электронных СМИ; 2) приемами сбора и обработки информации для современного радиовещания. Материалы данного учебно-методического пособия включают в себя конспект лекций, тематику контрольных работ по дисциплине, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и список литературы.     Ум
   
В      

Выразительные средства радиовещания.

 

 

1. Технологические предпосылки радиовещания

Люди всегда искали способ передать сообщение на большие расстояния. Эсхил в трагедии «Агамемнон» уверяет, что весть о взятии Трои пришла в Грецию из Малой Азии за несколько часов. Медиаплатформой оказался - огонь; античные корреспонденты зажигали костры на возвышенностях. Подобный способ связи сохранился даже в 19 веке: казачьи посты на Тереке огнями сообщали о том, что разбойничьи шайки горцев форсировали реку.

Но подобный способ предполагает лишь бинарное сообщение: есть условленное событие или нет его. А во Франции в позапрошлом столетии Клод Шапп изобрел оптический телеграф, который мог передавать сложные тексты по буквам. Его работу красочно описал Александр Дюма в романе «Граф Монте-Кристо». Сейчас это средство связи кажется громоздким и медленным, но однако информация с его помощью переходила из Варшавы в Петербург (1200 км) за 15 минут.

В 1832 году Петербургский инженер Павел Львович Шиллинг разработал электрический телеграф. Им пользуются и герои Жюля Верна в романе «Необитаемый остров».

В 1832 году Сэмюэл Морзе придумал Азбуку из точек и тире. А в 1850 году Борис Семенович Якоби научил телеграфный аппарат печатать буквы и цифры на бумажной ленте.

Но все это были не голосовые средства связи.

Прорыв случился в 1876 году, когда Александр Белл изобрел телефон. Первая фраза, переданная по телефону была сверхсрочная – Ватсон, идите ко мне, вы мне нужны. Белл опрокинул реторту с кислотой на брюки и срочно вызвал помощника.

Радиотелефония существует до сих пор – радиостанции Россия, «Петербург», «Маяк» передают свои программы по проводам, и во многих квартирах сохранились так называемые радиоточки.

25 апреля (7 мая) 1895 года Александр Попов выступил с сообщением о способе беспроводной передачи сообщения.

В этом же году подобных результатов добился Гильермо Маркони.

До сих пор спорят - кто же из них оказался первым. Каждая страна считает, что главным был ее гражданин. Вряд ли мы сможем прийти к определенному выводу. Заметим лишь, что радистов по всему миру называют «маркони».

И надо иметь в виду, что оба изобрели – средство связи, а не РАДИО, как массмедиа.

И третьим техническим изобретением, необходимым для функционирования радио, оказалась - звукозапись.

Первым здесь, как и во многих других технологиях, оказался американец Томас Альва Эдисон. В 1877 году он сконструировал фонограф, в котором запись звука осуществлялась на валике с оловянной фольгой.

В фондах музея Истории Петербурга есть множество предметов использующих изобретение Эдисона: например, музыкальные шкатулки и механические пианино.

Но записывать на валики и на диски достаточно неудобно. В 1898 году Вальдемар Паульсен из Дании придумал намагничивать стальную проволоку. А В 30-е годы 20 века инженеры немецкой фирмы BASF разрабатывают магнитную ленту.

И так: три важнейших изобретения, на которых построено радио:

- телефон;

- беспроводная передача сообщений;

- звукозапись.

 

2. Формообразующие средства журналистики – речь

2.1 Формообразующие средства

Формообразующими средствами называют звуковой материал, которым оперирует журналист. Теоретики выделяют всего четыре средства:

- речь;

- музыка;

- шумы;

- документ.

Первые три безусловны. На них держится вся звуковая ткань радиопрограммы.

Четвертая - документ - дискусионна. Возможно, считать это средство фундаментальным, возможно, видеть и составным, составленным из тех же речи, музыки и шумов. Фундаментальность документу, то есть записанному звуку придает его независимость от интенций журналиста. Он есть такой, какой он есть, в то время, как речью, музыкой и шумами мы можем и управлять.

2.2. Речь, как формообразующее средство радиожурналистики

В начале развития советской радиожурналистики пытались слово сделать нейтральным. Дикторам постоянно напоминал – говоришь не ты, говорит «М а сква»! То есть в качестве идеального образца предлагалось московское произношение.

Также пытались ограничить тембровый характер звучащего слова. Например, не пускали женщин в студию, поскольку, государственные новости должны произносить мужчины.

Все эти ограничения в настоящее время отменены. Но, тем не менее, мы должны помнить, что СЛОВО – наш инструмент. Орудие важное, мощное, но – очень опасное, обоюдострое.

Даже в нормальной ситуации, когда мы говорим с друзьями, родителями, начальниками и прочими, - мы непременно пытаемся представить, как отзовется наше слово.

Поэт Тютчев, правда, уверял, что нам не дано этого предугадать. Но при жизни Федора Ивановича не было радио, не было социологических опросов. Сейчас мы более-менее представляем возможности слова. И понимаем, что человек, говорящий в микрофон, решает четыре задачи:

- слова должны точно описывать событие;

- слова должны быть точно интонированы;

- в словах должны быть точно расставлены логические и экспрессивные ударения.

- слово в эфире должно быть диалогично.

2.3. Слова должны точно описывать событие.

Для этого журналист должен:

- понимать суть события;

- обладать достаточно развитой лексикой, чтобы найти адекватное выражение своим впечатлениям.

То есть радиорепортеру требуется хорошее образование. Без существенных фундаментальных знаний он оказывается не наблюдателем, а всего лишь беспомощным созерцателем.

2.4. Слова должны быть точно интонированы.

Толковый словарь русского языка предлагает три определения понятия интонация:

- ритмическо-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона;

- тон, манера произношения, выражающие отношение говорящего к предмету речи;

- правильность попадания в тон при пении или игре на музыкальных инструментах.

Третье определение нам, как журналистам, малосущественно, а первые два, действительно определяет характер нашего поведения в эфире. Особенно важно второе.

Борис Ляшенко, диктор советского радио, в своей книге «Хочу к мирофону» подробно рассказывает, как меняется тональность, интонация перед различными знаками препинания: точкой, запятой, точкой с запятой и так далее. Он объясняет, как должно говорить, чтобы выделить основную мысль сообщения. Соображения эти дикторские, то есть направлены на работу с чужим текстом. Но могут вполне пригодиться и нам, когда мы работаем над своей программой.

В принципе, интонация – одно из самых мощных выразительных средств.

Бернард Шоу когда-то сказал, что написать да или нет возможно только одним способом. Но, когда мы произносим слова, число возможностей подскакивает до полусотни. Так, например, один лектор заявил, что два утверждения, произнесенные подряд, не могут быть отрицанием и тут же услышал из заднего ряда: «ДА, КОНЕЧНО…»Надо учиться писать тексты под себя и надо учиться правильно произносить свои тексты. 2.5. В словах должны быть точно расставлены логические и экспрессивные акценты – ударения. Журналист должен уметь точно подобрать ритм своей речи. Выбрать скорость, размерить длину отрезков между люфт-паузами, определить высоту, что бы при необходимости можно бы было и забраться повыше, и спуститься вниз.Для того, чтобы понять ритм речи, научиться выбирать экспрессивные акценты, надо поучиться версификацию. Хороший помощник - книга Георгия Шенгели «Техника стиха». Следует разобраться в классических размерах: хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль. Тогда вы ощутите ритм речи, поймете, как она устроена.Что же касается логических ударений, то еще Константин Станиславский наставлял актеров: что нужно уметь поставить ударение на слове, где ему надлежит быть, и – снять со слова, где ему быть не должно. В сущности, даже орфоэпическое ударение в конкретном слове во много зависит от ритма речи. Если мы выстроили фразу неправильно, но зачастую и ударение смещается. 2.6 Слово в эфире должно быть – диалогично. Современный эфир практически не принимает монолога. Даже если мы ведем беседу, то есть подготовили программу в определенном жанре, когда автор остается один на один с микрофоном, все равно публика должна ощущать, что журналист обращается к ней.В теории проблему диалогичности слова рассматривал Михаил Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского». Но нам необходимо понимать, как именно преломить модальность нашего вербального общения. Как превратить формальный монолог в фактический диалог. Есть несколько приемов:- прямое или косвенное обращение к аудитории;- риторические вопросы;- разговорная интонация;- неправильный порядок слов;- естественное использование пауз.Но главное в том, что мы сами должны внутренне нацелиться на разговор с аудиторией. Не вещать, не пророчествовать, а вести диалог. Что предполагает внутреннюю готовность принять иную точку зрения. Аудитория это почувствует и откликнется благодарно.

3. Формообразующие средства радиожурналистики – музыка

В двадцатых года прошлого века, когда начали формировать первые радиопрограммы, музыку сочли вспомогательным элементом. Говорили, что она только лишь дает слушателю отдохнуть от слова. Утверждали, что ее надо вводить на 15-20 секунд, а потом уводить на фон, микшировать. Но сейчас поняли, что музыка имеет совершенно самостоятельное значение в радиоэфире и не только, как наполнение плейлиста.Музыка может служить джинглом – музыкальными позывными. Например, слышим несколько тактов мелодии «Подмосковные вечера» и принимаем сообщение: вы слушаете радио Маяк, прошло еще полчаса, сейчас мы услышим новости.Музыка может выполнять роль заставки - то есть сигнализировать аудитории о начале конкретной передачи.Музыка может служить отбивкой, то есть отмечать переходы между частями программы.Психологи утверждают, что информация, которую аудитория получает от музыки, сравнима с той, что она получает от речевого сообщения. Музыка способна заменить человеческую речь и выполнить несколько функций:- обозначить время и место действия;- обозначить перемещение действия во времени и пространстве;- выразить эмоциональный характер описываемого события;- выразить психологическое состояние участников. 4. Формообразующие средства радиожурналистики – шумы Под шумами понимают звуки, которые записаны или сымитированы в студии. Хотя дирижер Л. Стоковский утверждал, что все шумы ритмизованы, а значит представляют собой своеобразную музыку.Шумы несут семантическую информацию и тогда говорят о рисующих шумах – о шумах, которые могут заменить слова и звуками описать место и время действия.Однако шумы сами могут быть сообщением. Классический пример – метроном ленинградского радио в дни блокады. Его звуки несли главное сообщение: Ленинград еще держится, еще не сдан фашистам... Говорят, что Уинстон Черчилль держал в кабинете и спальне приемники, настроенные на волну ленинградского радио. Шумы делятся на три группы:- местные эффекты;- записанные эффекты;- действенные эффекты или ирреальные шумы (которых не существует в природе).Записанные эффекты - те, что удается записать в качестве интершума.Местные эффекты - те, что звучат в студии. Либо шумы, происходящие от деятельности журналистов и актеров, либо шумы, сымитированные под реальные. Имитировать шумы бывает необходимо, поскольку очень трудно записать чистый шум. Ирреальные шумы обычно применяются в радиопостановках. Есть замечательный пример фантастической передачи о запуске человека в космос, прошедшей еще до полета Гагарина. И звукорежиссеры так подобрали шумы, что многие слушатели были уверены, что слушают репортаж о реальном событии.Имитация звуков ставила сложные задачи перед режиссерами, и они изощрялись, искали способы создания шумов. Так в 1930 году инженер Рюмин даже изобрел «универсальный звуковой станок». Изобретатель утверждал, что с его помощью можно выдать 70 звуков…Со станком Рюмина конкурировала машинка для сбивания желтков, которая в комплексе с деревянным корытом, ручкой от граммофона, рваным футбольным мячом и 100 граммами гречневой крупы "воссоздавала 42 "жизненных" шума".Пытались искусственным образом создать перед микрофоном варианты естественных звуков. Приведем некоторые примеры:- взмахи крыльев летящей птицы передают, открывая и закрывая зонтик.- шаги человека по снегу – надавливая столовой ложкой попеременно на крахмал и крупную соль.- треск костра – сжимая в руке газету...Выразительные свойства шумов аналогичны музыкальным:- темп (скорость);- тембр;- регистр (разная высота звука).Появилось даже целое направление в искусстве, которое получило название – арсакустика.Самый яркий пример - спектакль Дмитрия Николаева «Песенка». Функции же шумов такие же, как у музыки:- обозначить время и место действия;- обозначить перемещение действия во времени и пространстве;- выразить эмоциональный характер описываемого события;- выразить психологическое состояние участников. 5. Формообразующие средства журналистики – документ Документальная запись, хотя и объединяет в себе речь, музыку и шумы, но выделяется в отдельное средство, поскольку она показывает аудиторию реальную звуковую атмосферу на месте события.Такая запись может служить двум целям:- оказывается выразительным средством, которое позволяет журналисту окрасить свой рассказ о событии;- оказывается – фонодокументом, который убеждает аудиторию в подлинности рассказа.В принципе, в радиопередачу можно даже вводить текстовые документы, если делать это умело. Например, документ появляется в том самом месте, где он необходим по ритму повествования, а читает его другой голос. Тогда документальность, аутентичность текста сразу явственна публике. Есть очень интересный принцип работы над радиокомпозицией – параллельный сюжет. Журналист может вести документальный рассказ, а иллюстрировать его – вымыслом. Такой род передачи называется докудрама - документальная драма и способен создать дополнительное эмоциональное сообщение.

6. Стилеобразующие средства радиожурналистики

Стилеобразующие средства - вторая группа выразительных средства радиожурналиста. Их много больше, чем формообразующих и число их не определено, поскольку зависит от творческого воображения автора передачи. С их помощью формируются стиль программы, создаются индивидуальные особенности манеры подачи материала журналистом.Для примера приведем несколько возможностей оформления передачи: - реверберация;- прием «Буратино»;- звуковая мизансцена;- голосовой грим;- монтаж;- акустический коллаж.Реверберация – эффект эха, звук получает дополнительную объемность. Этот прием используется для того, чтобы создать дополнительное ударение, акцент на некоторых звуках. Прием Буратино придумала режиссер Роза Иоффе еще в конце сороковых годов прошлого века, когда ставила радиоспекталь «Золотой ключик». Смысл его состоит в том, что изменяя скорость речи, ускоряя или замедляя ее, мы изменяем тембр голоса, делая его то высоким, то низким.Звуковая мизансцена определяется положением микрофона. Можно поставить микрофон так, чтобы все участники события были равны. А можно выделять главный голос. Причем не один только раз, но и постоянно двигая микрофон, когда слово берет тот или иной человек. Голосовой грим мы применяем, когда играем перед микрофоном. Играем, как актеры в спектакле. Первый раз этот прием применил артист Эраст Гарин еще в тридцатые годы. Ему надо было прочитать записки путешественника по Японии, и он решил сам сыграть такого путешественника. Подобное средство непросто в исполнении, но зачастую необходимо.Монтаж - своеобразная форма композиции. Можно применять и в прямом эфире. Многим, наверное, в школе приходилось участвовать в так называемых литературных монтажах.Но с изобретением звукозаписи монтаж сделался основным стилеобразующим средством радиожурналиста. В СССР звукозапись появилась в 1936 году, когда инженер Шорин сконструировал аппарат механической записи звука.Кинопленку склеивали в кольцо и крутили мимо резца, соединенного с рупором. С каждым оборотом пленки резец перемещался ниже и ниже. Для вопроизведения крутили обратным образом. Монтировать, в нашем понимании, конечно, было невозможно, но сделать «живой» монтаж и записать его для эфира могли. В 1940 году появились репортажные шоринофоны. С ними работали наши журналисты во время Великой Отечественной войны. Но по настоящему история звукозаписи начинается после войны, когда из Германии вывезли магнитофоны и пленку. Тогда применяли так называемый «линейный» монтаж, при котором части исходного материала и студийной записи в нужной очередности фиксируется на основном носителе. Работа долгая и нудная. С возникновением цифровой записи монтаж (с технической стороны) сделался «нелинейным». То есть все файлы сбрасываются на компьютер и передача монтируется в специальной программе. Такой способ намного облегчает работу звукорежиссера. А сейчас и практически все радиожурналисты оказываются сами себе режиссерами. С творческой же стороны мы можем применять три типа монтажа:- параллельный;- последовательный;- акустический коллаж.При параллельном монтаже мы объединяем события разные по времени и месту. Принцип объединения тематический и потому применяется чаще всего в информационных передачах.При последовательном монтаже мы выстраиваем передачу по единому замыслу, учитывая драматургию сюжета. Такой способ применяется в авторских программах, в радиоспектаклях.Акустический коллаж – предельный случай монтажа, когда объединяются многие звуки, с целью достижения некоего эффекта. Примером может служить работа Андрея Тарковского над радиоспектаклем «Полный поворот кругом» по рассказу Уильяма Фолкнера. В сцене морского боя режиссер наложил друг на друга 8 звуков и это дало потрясающий эффект.

7. Жанровая структура радиоэфира

 

Существует много определений жанра, но мы выберем самый прагматический, тот, что помогает журналисту в работе:

жанр – способ организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи.

Творческую задачу определяют журналисту:

- запросы аудитории;

- задания редакции;

- интересы самого журналиста;

- формат издания.

Как правило, в работе корреспондента/редактора все четыре позиции сплетаются в одно целое. Результатом же работы профессионала оказывается медиатекст, в данном случае предназначенный для выхода в радиоэфир.

Материалом радиожурналистики оказываются средства формообразующие и стилеобразующие. То есть слово, музыка, шумы, документ; а также голосовой грим, монтаж, коллаж, реверберация и так далее. Теперь разберём: как же все эти средства возможно организовать в эфире, собрать в единую радиопередачу.

Конечно, деление программ, передач, медиатекстов на различные жанры во многом условно. Тем более, что самые эффективные программы возникают на стыке жанров. Но – если мы не будем знать, что такое жанр, каковы его свойства, какова его идеальнаяструктура, мы вряд ли сможем найти свое место в эфире.

Жанры делятся на три группы:

- информационные;

- аналитические;

- документально-художественные.

Информационная группа состоит из следующих жанров:

- радиосообщение;

- информационное интервью;

- событийный радиорепортаж;

- радиоотчет;

- радиообзор печати.

Аналитическая группа представлена такими жанрами:

- корреспонденция;

- проблемное интервью;

- проблемный радиорепортаж;

- комментарий;

- беседа;

- радиообозрение.

И, наконец, группа документально-художественных жанров включает в себя:

- радиоочерк;

- радиофельетон;

- радиорассказ;

- документальная драма;

- радиокомпозиция.

Можно еще попробовать разделить жанры по типу звучания в эфире:

- монологические жанры;

- диалогические жанры;

- синтетические жанры.

Монологические:

- сообщение;

- обзор печати;

- радиоотчет;

- радиорецензия;

- радиокомментарий;

- радиобеседа.

Диалогические:

- интервью;

- дискуссия.

Синтетические, в которых используются все формообразующие средства.

- очерк;

- фельетон;

- драма;

- композиция.

Однако надо иметь в виду что в сегодняшнем радиоэфире радио, востребованы около полу-десятка жанров из полутора десятков, которые мы привели выше. Сейчас программные директора, продюсеры уверены, что слушатель не терпит длинных передач, передач в записи.

Но можно предположить, что в скором времени в радиоэфире появятся снова и сложные жанры, жанры, что требуют, прежде всего, журналистского умения – хорошей спонтанной речи, вербальной реакции, умения слышать звук, умения монтажа, знания многих проблем современного мира.

Тем, кто собирается работать завтра, пригодятся и те знания, что по видимости не слишком востребованы сегодня...

 

8. Информационные жанры: свойства радиоинформации

Информационная радиопрограмма существует не просто так – она оформляет день для слушателя. Она определяет картину мира, то есть структурирует социокультурную реальность, в которой находит себя человек.

Самыми значимыми качествами радиоинформации оказываются:

- объективность;

- оперативность;

- достоверность;

- событийность;

- актуальность;

- доходчивость.

Объективность предполагает, что журналист пытается максимально спрятать свои эмоции. Он человек и потому у него, естественно, появляется собственное отношение к событию. Но, как профессионал, он должен оставаться нейтральным.

Оперативность означает максимальную скорость передачи информации в эфир. Новости должны быть свежими: новости этого часа, новости этого дня. Вчерашние новости уже не годны для эфира.

Достоверность информации требует от журналиста высокой компетентности, знания существа дела, умения быстро и верно схватить самую суть события.

Событийность показывает, что информационные программы имеют дело с происшествиями. Событие - то, случилось, то, что изменило обыденное течение дня. Актуальность события демонстрирует интерес к нему конкретной аудитории радиостанции. То, что может быть интересно многим, не обязательно важно для нашей публики.

Доходчивость информации предполагает, что наша реальная аудитория способна расшифровать наше послание, воспринять его и усвоить. Журналист должен быть уверен, что стиль его сообщения, лексика и синтаксис, доступны слушателям.

Российское радиовещание в сравнении с советским несколько изменило характер информационных программ. Основные тенденции радиовещания в последние четверть века таковы:

- большая острота и актуальность тем;

- большая свобода ведущего;

- ускорение речевого темпа подачи информации;

- расширение лексики;

- повышение оперативности;

- снижение объема официальных сообщений;

- увеличение объема рекламы;

- удовлетворение широкого круга интересов слушателей;

- повышение роли местного, регионального вещания.

Актуальность и острота тем предполагает, что журналисты не боятся критиковать первые лица власти любого уровня. Во всяком случае, они не должны бояться.

Свобода ведущего означает, что новостные программы представляет публике не диктор, но ведущий. Anchorman – называют его в англоязычной журналистике, человек-якорь. Он выходит в эфир, он рассказывает о событиях, он держит программу. Но для этого и сам ведущий тоже должен быть личностью.

Ускорение речевого темпа – существенное изменение подачи информации. Сегодня скорость речевого потока достигает 120 слов в минуту. Подобный темп усиливает требования к профессиональной пригодности, в первую очередь к нашей дикции. Во вторую - умению осмыслять текст и подавать его публике.

Расширение лексики проблема достаточно сложная. Некоторые исследователи утверждают, что происходит обогащение словаря журналиста, но мне кажется, что радиоэфир просто вбирает в себя маргинальные жаргоны. Разные ведущие используют разные регистры.

Повышение оперативности связано с технологическим прогрессом. Репортеры могут сейчас общаться с редакцией по мобильному телефону прямо с места события. Им нет нужды нестись в студию и готовиться к выпуску.

Снижение объема официальных сообщений, в принципе, разумная мера. В свободном эфире официоз совершенно не нужен. Даже «паркетная» журналистика, репортажи, отчеты об официальных событиях должны подаваться журналистом от своего лица.

Увеличение объема рекламы мера печальная, но крайне необходимая. Коммерческие радиостанции могут существовать только за счет рекламы.

Удовлетворение широкого круга интересов слушателей опять-таки связано с демократизацией общества, а также с коммерциализацией эфира. Публика сделалась требовательной, а рекламодатель постоянно интересуется рейтингом.

Повышение роли местного, регионального вещания - опять-таки веление времени. Аудитория диверсифицируется, разбивается по интересам.. Например, в Соединенных Штатах сейчас действуют микрорадиостанции, с малой мощностью, которые работают в пределах одного района. В одном англоязычном учебнике приводится карикатура – сидит ведущий в студии и вещает в эфир: «а сейчас по просьбам наших слушателей сообщаем о новых лекарствах в аптеке мистера Филиппса…»

Теперь разберем принцип составления некоторых информационных жанров.

 

9. Информационные жанры радиовещания – радиосообщение

Этот материал оказывается аналогом информационной заметки в газете. Он невелик по объему, занимает в среднем 30 секунд эфира, то есть около 50 слов.

Композиционно состоит из трех частей: хедлайн (заголовок), лид (вводка), корпус.

Корпус строится по принципу перевернутой пирамиды, то есть более важные аспекты сообщения мы выносим в начало текста, менее важные остаются в конце.

И помним, что информационное сообщение должно ответить на шесть главных вопросов:

- кто?

- что?

- где?

- когда?

- почему?

- как?

Существует мнемоническое правило для запоминания этих вопросов: 5W+H. То есть: Who? What? Where? When? Why? How?

Причем два последних, как правило, важны уже для аналитических текстов.

Времени в эфире у нас очень немного, поэтому надо научиться делать наше сообщение и емким, и ярким.

Как сказал один американский продюсер: мы должны писать не так, чтобы нас могли понять, а так, ЧТОБЫНАС НЕ МОГЛИ НЕ ПОНЯТЬ!

О правилах составления радиотекста мы будем говорить на практических занятиях, но надо запомнить главное: не следует самовыражаться в информационном сообщении. Для этого найдутся иные жанры.

 

10. Информационные жанры радиовещания: репортаж

Радиорепортаж – самый характерный жанр вещания. Собственно что такое репортер – тот, кто ведет репортаж.

Строго говоря, репортаж определяем так: рассказ о событии корреспондента, который сам был участником события.

Репортаж – рассказ очевидца. Мы должны слышать, видеть репортера на месте события, в самой его гуще. С точки зрения создания репортаж – жанр весьма трудный. Он включает в себя и зарисовку, и интервью, и комментарий.

Основные жанровые признаки радиорепортажа:

- документальность;

- достоверность;

- оперативность.

Для телерепортажа выработаны особые приемы передачи атмосферы события – люфт, лайф, экшн, синхрон.

Свое участие в событии телерепортер доказывает стендапом, когда он не просто говорит «на камеру», но и демонстрирует присутствие, свою включенность.

Радиожурналисту труднее убедить публику в том, что «он там был». Ему необходимо включить в ткань материала люфт, то есть запись естественного звукового фона событий (интершум). Ему нужно записать несколько интервью, тоже на фоне интершума. Хорошо, если он сумеет поймать лайф (некоторые говорят - лайв), то есть значащие высказывания участников событий.

И также ему необходимо записать свой комментарий тоже на фоне интершума. Студийная запись отличается по звуку и выводит материал из определения репортажа. Это уже совсем иной жанр.

Профессионалы говорят, что репортаж ведется «из-под волос». То есть речь журналиста спонтанна. Но перед началом работы необходимо сделать нужные заготовки и быть готовым к любому повороту событий.

 

11. Информационные жанры – радиоотчет

Когда мы готовим материал в жанре отчета, мы не стараемся убедить публику в нашем участии. Наша задача гораздо скромнее – только сообщить о главных аспектах случившегося. В отчете уходит эмоциональная составляющая, мы уже не ведем аудиторию на место события, а только отчитываемся, рассказываем о том, что случилось.

Выбор жанра зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

Объективные – условия работы. Событие может быть настолько грандиозно, что событийный репортаж может показаться чересчур ограниченным. На одной из первых первых петербургских книжных ярмарок мне предложили сделать радиоматериал минут на 40. Естественно, что получился радиотчет. Я брал интервью у сотрудников выставки, у издателей на стенде, у посетителей. Потом расшифровал, набросал сценарный план монтажа, написал свой текст – комментарий, смонтировал и поставил в эфир.

Субъективные обстоятельства предполагают прежде всего пристрастия самого журналиста. Кто-то любит репортерскую работу, энергичную, быструю. А другому по душе жанры близкие к аналитическим. Когда есть возможность обдумать, придумать, ну и так далее…

Но профессионалы должны уметь сделать все. Помните – в репортаже вы может сделать ошибки в речи, вам простят за живость. Но в отчете, когда вы предлагаете свой комментарий, записанный в студии, текст должен быть более выверенным.

Цель радиотчета – дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его важнейшие элементы. Потому здесь идут рядом и живой звук, и студийный. Живой звук вы пишете на событии, потом отбираете необходимые куски, которыми вы сможете иллюстрировать свой рассказ, подготовленный дома и записанный в студии.

А следовательно нужно сочетать два аспекта подготовки отчета:

– умело работать с диктофоном на событии, чтобы потом не ругать себя за качество звука (или выслушивать претензии продюсера, редактора, звукорежиссера);

- умело подготовить основной текст отчета, чтобы аудитория смогла получить объемное представление о событии.

 

12. Информационные радиожанры – обзор печати

Радио конкурирует с печатью, но иногда старается и рассказать публике о том интересном, что она может увидеть в сегодняшних выпусках газет. Причин тому две:

- обзор печати информирует аудиторию, а, следовательно, служит дополнительным средством привлечения слушателей, поднимает рейтинг радиостанции;

- газеты, о которых идет речь в обзоре, входят в общий медиахолдинг, а, следовательно, реклама печатного слов служит общим интересам медийного предприятия.

Работа по составлению обзора печати достаточно сложна, поскольку вам предстоит проглядеть свежие выпуски и отобрать те статьи, что будут интересны именно вашей аудитории.

Необходимо наладить отношения с редакциями газет, чтобы вам присылали верстку, подготовленную накануне. Также следует хорошо знать вкусы аудитории вашей радиостанции. А пуще всего надо проявить свои креативные способности, чтобы обзор печати звучал в эфире не как скупой, монотонный довесок к новостным блокам радиостанции. Нужно найти способ подачи материала активный и острый, сочетая в небольшом материала и информативность, и увлекательность.

13. Аналитические жанры радиовещания: основные свойства

Аналитические жанры называют также информационно-публицистическими. И это определение показывает нам двоякую сущность жанра.

Если жанр информационный – стало быть, материал надо насыщать фактами.

Если жанр публицистический – значит, в материале должна отразится личность самого журналиста.

Стало быть, корреспонденту, занимающемуся аналитикой, надо быть хорошо осведомленным о фактологической стороне дела: событии, процесса, ситуации. Но также ему необходимо быть экспертом в определенной отрасли: политике, экономике, культуре, чтобы суметь найти причины, спрогнозировать следствия и – представить аудитории собственные суждения.

Аналитические жанры радиожурналистики должны помочь публике разобраться в сложных перипетиях современной жизни. Причем, надо иметь в виду, что в подобных материалах на первый план выходит личная оценка самого автора медиатекста. Абсолютной объективности быть не может. Поскольку мы люди, а следовательно субъекты. В новостных передачах личная оценка присутствует в скрытом виде. В аналитических жанрах она выходит на первый план.

Аналитическая журналистика предлагает факты, отобранные и отрефлектированные журналистом.

Анализ – значит разложение, то есть расчленение события на части с целью изучения внутренних связей. Подобная работа требует определенных навыков, которые вы должны получить в ходе изучения сопутствующих дисциплин.

После завершения анализа нам необходимо провести синтез, то есть объединить отдельные, разрозненные наблюдения, впечатления, оценки, чтобы вынести на публику суждение. Иначе говоря высказывание, которое основывается на знании и умении.

 

14. Аналитические жанры радиовещания: корреспонденция

Корреспонденция – жанр спорный. Одни исследователи относят его к информационным, другие к аналитическим.

Этот текст находится на самой границе жанров и часто его называют – расширенное сообщение.

Можно сказать, что корреспонденция отвечает на последние вопросы из шести информационных: Почему? Каким образом?

Корреспонденция отличается от информационного сообщения некоторыми свойствами:

- продолжитель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: