После крушения коммунистического строя радиовещание начало меняться. В основе политико-экономической перестройки – постепенное утверждение новой идеологии, новых политических, экономических и социальных ценностей.
Перестройка радиоэфира оказалась также существенной. Важнейшие ее признаки таковы:
- изменилось содержание информационного вещания;
- расширился типологический спектр новостных передач;
- повысился аналитический уровень передач;
- в традиционных жанрах повысилась роль автора;
- границы жанров стали гибкими и подвижными;
- сделан акцент на активное сотрудничество с аудиторией;
- увеличилось число интерактивных программ;
- в эфире преобладают диалоги;
- растет число авторских программ;
- хозяином эфира становится ведущий;
- изменилась тональность общения со слушателями;
- расширился выбор программ, рассчитанных на разные интересы, вкусы и пристрастия…
Когда-то исследователи писали, что разбор вещательной программы, как целого, является самым необходимым и самым запущенным участком теоретических изысканий. Не думаю, что мы сейчас сможем распахать эту пустошь. Но по крайней мере посмотрим, как это сделать возможно.
Может быть, кому-нибудь придет в голову заняться подобными исследованиями…
35. Программирование эфира
Необходимо понять, что радиоэфир заполняется совсем не случайным образом. Каждая передача не может существовать обособленно. Впечатление слушателей от прослушанного обусловлено как данной передачей, так и той, что ей предшествовало.
В 1937 году Председатель комитета упрекал современное радио в том, что в эфире сочетаются странные вещи.
После сообщения о приговоре врагам народа идет траурная музыка.
|
После сообщения об успехах колхозного строительства ставят – детские сказки…
Программирование – взаимозависимость всех компонентов эфира и их восприятие слушателем в контексте этой зависимости
В прежние времена радио выполняло функции пропагандиста и агитатора. Этому служила и программная сетка.
Теперь трудно определить, чему служит радио, кроме денег. Но мы во всяком случае можем посмотреть примеры из реальной жизни. А на основе эмпирических данных выявить некую тенденцию. Надо иметь в виду, что изменились и задачи программирования, и методы. Так наряду с программной сеткой появилось и «программное колесо». Но об этом чуть дальше.
36. Программа радиостанции
Программа – в переводе с греческого – объявление, предписание. То есть план намеченной деятельности, системное изложение ее этапов. Это определение дается в словаре иностранных слов. Там приводится по крайней мере пять возможных значений этого слова. Мы же должны выяснить, что такое программа в радиовещании. Это:
- перечень радиопередач за определенный отрезок времени: сутки, неделю, месяц;
- содержание отведенного нам отрезка времени дня;
- определенная форма конкретной передачи – новостной выпуск, журнал, канал, трансляция, перекличка, цикл и т.д.
Форма, в которую отливается радиопередача, то есть совокупность формообразующих и стилеобразующих средств радиожурналистики – сфера программной деятельности радио.
Форма радиовещания – способ организации звукового материала сообразно с тематикой, адресной направленностью, конкретным временем выхода передачи в эфир и ее объемом…
|
Первый способ программирования радиоэфира - типовая недельная сетка. Она была введена в 1928 году.
Сетка вещания определяет вещательную политику организации и представляет собой перечень, который включает:
- название темы;
- обозначение конкретной передачи;
- ее типа.
До 1991 года радио передавалось, как правило, по проводам. То есть мы имели своеобразное кабельное радиовещание. Сетка не менялась почти четверть века. Большая часть передач шла по получасу. Темп смены программ медленный. Ежедневных было 19 из 200. И около половины передач рассчитаны на месячный график. А были и ежеквартальные.
С сегодняшней точки зрения – провальное программирование. Ведь основное достоинство радио – возможность стихийно-пассивного прослушания. А программирование прошлого предполагало сосредоточенное слушание.
Наконец, в 1989 году в эфире появилась первая форматная станция – Европа +.
Формат – концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритм вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории…
Мы должны понять, что любая деятельность человека служит удовлетворению его потребностей. Осознав потребности – аудиторную и собственную, мы переходим к цели, задаче. Чтобы достигнуть цели выбираем функцию – способность органа воплотить действие в результат. И эта функция руководит работой журналиста, даже если он не выводит ее в сознание.
|
Осознав эти психологические предпосылки, нашей профессиональной деятельности, перейдём к типам программ.
Их важнейшие признаки:
- издатель (хозяин радиостанции);
- целевая аудитория;
- целевые установки.
То есть издатель работает на некую аудиторию, вырабатывает определенные установки, которым следуют авторы и ведущие программ. Но это подход коммерческий, а журналист выбирает иной подход и переворачивает иерархию признаков:
- начинает с установок, выбирая, что хочет сказать.
- ищет аудиторию, к которой можно бы обратиться.
- находит издателя.
37. Типы программ
Мы уже говорили, что в постперестроечном радиоэфире размыты границы жанров и форм. Но, тем не менее, можно выделить важнейшие формы радиопрограмм, которые все-таки составляют основу эфира. Это:
- новостные блоки;
- радиоканал;
- авторские программы;
- игровые программы;
- программы журнального типа;
- программы клубного типа;
Каждая из перечисленных программ имеет:
- постоянное место в эфире;
- постоянный объем звучания;
- фирменное музыкальное оформление;
- наличие ведущего;
- набор необходимых жанров.
38. Формы радиовещания: информационный блок.
Информационные выпуски составляют программу дня, ее скелет. Новости влияют на другие программы – требуют появления или же убирают из эфира. Помню как моя передача уходила уходила по крайней мере дважды, потому что требовались экстренные включения из горячих точек.
Новости делятся на:
- общие;
- тематические;
- специальные;
- экстренные.
Общие новости сообщают об основных событиях дня. Тематические посвящены определённым процессам. Так на радио «Зенит» дважды в час передают общие новости и дважды – спортивные. Специальные появляются, когда случаются крупные события – чемпионаты, фестивали. Экстренные вызваны происшествиями. К сожалению, мы уже начинаем привыкать к экстренным.
Сегодняшние ведущие читают новости в высоком темпе, подкладывают под текст еще и музыку, чтобы усилить эффект ритма. Но – оптимальный темп чтения – 122 слова в минуту. Иначе аудитория просто перестает принимать сообщения, не успевает их декодировать. Американцы увеличивают темп до 125 – 180 слов в минуту. Но у них много односложных слов. Так что количество слогов в минуту примерно одинаково. Нужно помнить, что скорость чтения влияет на объем выпуска. Чем выше темп, тем короче должен быть выпуск. Внимание слушателей перегружается.
39. Радиожурнал
Первые радиожурналы появились еще в 1925 году – «Пионер» и «Октябренок». Эти журналы словно бы продолжали радиогазету. Та выходила ежедневно, а радиожурнал выходил еженедельно. Задачей радиожурнала в те годы было – сообщить информацию неграмотной публике.
Сейчас подавляющее большинство аудитории образовано в объеме средней школы, и задачи радиожурнала соответственно изменились. Он не оперативен, но – проблемен. Информационные жанры вытесняются аналитическими.
Предполагается, что журналы могут быть:
- однотемные;
- разнотемные.
Рубрики журнала объединяет – ведущий. Он связывает различные темы, разные жанры, соединяет материал выпуска в единое целое. Кроме того ведущий должен действовать в паре с репортером, корреспондентом. Надо стремиться к диалогу и избегать повторов.
Также, как и печатные журналы, радийные (и тележурналы) весьма разнообразны.
Все исследователи сходятся, что главные типологические отличия:
- периодичность – еженедельно, раз в две недели;
- присутствие ведущего;
- целевая аудитория.
Предполагается, что по целевой аудитории радиожурнальные программы делятся с учетом:
- возраста;
- пола;
- вероисповедания;
- национальности;
- профессии;
- социального положения;
- общественных интересов;
- увлечений.
В соответствии с этим предполагается их место в сетке вещания. Может ли быть журнал для домохозяек вечером? Они заняты семьей. Утром? Заняты семьей. А вот днем, когда дети ушли в школу, а муж на работу, можно и прислушаться к радио.
40. Радиоканал
Применительно к эфиру это слов имеет два значения:
- полоса частот, время пользования частотой;
- форма передачи, что включает в себя более узкую систему программ.
Радиоканалы появились, когда ушли жесткие шоры идеологического вещания. Радио стали понимать средством еще и коммуникации. Тогда на На Радио России появился «Молодежный канал». На Петербургском радио появился Авторский канал «Невский проспект». Радиоканал представляет собой нечто среднее между радиостанцией и радиожурналом – 2-5 часов вещания на определенной частоте. Он может включать все жанры, о которых мы говорили, только форматируя их с упором на определенный возраст аудитории.
Сейчас на «Радио Россия» существует радиоканал «Ветер в окно», который выходит 5 раз в неделю. Сетка канала одна для каждого дня – радиожурнал в первой части, интерактивный разговор во второй и литературное чтение или радиоспектакль – третья. Порядок может меняться, но наполнение на каждый день то же самое. У каждого ведущего свой круг тем, достаточно четко очерченный.
41. Авторские программы
В доперестроечные времена из эфира изгоняли даже личные местоимения. Собственно, большую часть эфира заполняли дикторы: люди, которые поставленными голосами читали чужие тексты.
Сейчас в эфире привлекают авторов: людей, которым есть что сказать целевой аудитории. Наша конституция декларирует свободу слова. Но свобода слова предполагает:
- возможность высказаться;
- наличие высказывания.
Возможность высказаться сейчас существует. Например, ведущему не нужно предварительно согласовывать свои тексты ни с редактором, ни с продюсером, ни, тем более, с государственными надзорным органом. В микрофонную папку больше не надо вкладывать распечатку текстов будущих передач. Да, если мы допустим существенные ошибки в эфире, нам придется отвечать соответственно тяжести содеянного. Прежде всего не надо оскорблять свою аудиторию.
Но в сегодняшней ситуации журналистам необходимо прежде всего обратить внимание на вторую составляющую свободы слова. Когда мы приходим в эфир, нам необходимо иметь нечто за душой, чтобы это нечто сообщить людям.
42. Характеристики ведущего авторской программы.
Идеальный ведущий авторской программы существо более виртуальное, чем реальное. Никто не может похвастать соответствием образцу, но – нам нужно понимать, к чему же необходимо стремиться.
Все качества, необходимые журналисту, можно разделить на четыре группы:
- рациональная составляющая;
- эмоциональная составляющая;
- поведенческая составляющая;
- коммуникативная составляющая.
Теперь разберем подробнее каждую группа.
Рациональная составляющая:
- знать свое дело;
- уметь построить иерархию оценок;
- обладать эрудицией – общей и профессиональной;
- обладать позицией – личной и мировоззренческой;
- мыслить оригинально.
Эмоциональная составляющая:
- увлеченность темой;
- искренность речи.
Поведенческая составляющая:
- уметь вызвать доверие слушателя;
- вести себя естественно в студии, у микрофона;
- уметь импровизировать;
- излагать тему понятно, доступно, образно;
- как можно меньше обращаться к записям;
- уметь цитировать по памяти;
- обладать чувством юмора;
- контролировать полемический диалог.
Коммуникативная составляющая основывается на отношении к аудитории. Журналисту – ведущему авторской программы необходимо:
- знать аудиторию;
- уважать слушателей искренне;
- обращаться к аудитории не к массе, а к отдельному человеку…
43. Форматы коммерческих радиостанций
Сегодня в российском эфире практические все радиостанции сейчас коммерческие. Может быть, почти все. Каждая редакция хочет зарабатывать, быть самоокупаемой, чтобы как можно меньше зависеть от издателя – хозяина радиостанции. И по большей части сегодняшние радиостанции придерживаются информационно-музыкального формата, или же просто музыкального.
Когда-то радиостанции стремились охватить всю потенциальную аудиторию, то есть быть интересными для всех. Революция в программировании случилась в 50-х годах прошлого века. Два радиожурналиста Тод Сторз и Билл Стюарт пошли в бар (город Омаха, штат Небраска). Они просидели там несколько часов, обсуждая свои дела и заметили, что посетители бара заказывают на проигрывателе винила одни и те же мелодии. Они поняли, что и радио может привлекать своих слушателей определенным набором треков. Тем, что мы сегодня называем – плей- лист.
Сейчас форматов радиостанций насчитывается более сотни…
Их делят на три группы:
- музыкальные – основной упор делается на музыку;
- разговорные форматы – большая часть передач относится к разговорным жанрам;
- новостные форматы.
Приведем несколько примеров возможных форматов.
AC - adult contemporary – современный взрослый. Музыка – хиты прошлого…
CHR – contemporary hit radio – радио современных хитов. Когда назывался – Top-40 – первый формат радиостанций. Европа-плюс.
AOR - album oriented rock – рок-музыка из альбомов или рок для взрослых. Радио Рокс
NH - national hit - национальная музыка. Русское радио..
Religious - религиозное.
News/Talk – Эхо Москвы.
Но вообще надо иметь в виду, что чистые форматы опять-таки существуют только в нашем воображении. Анализируя подробно плей-лист радиостанции, заметим, что в нем есть композиции, которые, строго говоря, не относятся к заявленному формату. Трудно же определить где кончается панк-рок и начинается хард-рок. Где кантри переходит в блюз. А куда отнесем джазовую интерпретацию Баха?
Главное для продюсера, программного директора радиостанции – не потерять целевую аудиторию и привлечь новую.
44. Способы программирования радиоэфира
Программирование эфира – задача сложная и насущная для любой радиостанции. Само существование радиостанции зависит от того – насколько менеджеры справятся с решением этой проблемы.
Существуют два подхода к программированию эфира:
- горизонтальное программирование;
- вертикальное программирование.
Горизонтальное программирование иногда еще называют линейным. Сейчас оно применяется достаточно редко. Прежде всего – на «Радио Россия». Графически представляет «сетку» радиовещания, в которой каждая программа прописана и прикреплена к определенному дню и выделенному временному интервалу. При таком программировании менеджмент радиостанции пробует охватить все возможные ниши потенциальной аудитории.
Когда речь заходит о «форматных» станциях, говорят уже не о «сетке», а о «программном колесе». Это колесо крутится каждый час. В нем жестко закреплены джинглы, информационные блоки, рекламные блоки, музыкальные блоки, блоки разговорных программ.
То есть час разбивается на четыре интервала по пятнадцать минут, а внутри каждого жестко закреплена конкретная часть контента. Разговорная программа каждый час может выходить разная, но время ее выхода внутри «колеса» остается одним и тем же. Исключение делается для игровых программ, но об этом поговорим позднее.
Стратегия «колеса» – вертикальное программирование. То есть станция в данном случае пытается соответствовать стилю жизни аудитории. Самый яркий пример – утреннее шоу. Но эту программу разберем в свое время.
45. Программный директор на радиостанции
Деятельность коммерческой радиостанции основана на трех принципах:
- целесообразность;
- окупаемость;
- мобильность.
Эти направления замыкаются на фигуре Программного директора. С сожалению, пока на наших радиостанциях эта должность еще толком не прописана. Есть главный редактор, есть продюсер, есть музыкальный редактор. А программный директор должен и тем, и другим, и третьим.
Приведем цитату из интервью Маргариты Набоковой, работавшей на этой должности на многих радиостанциях:
«Круг знаний программного директора должен быть весьма широк. Прежде всего, необходимо знать музыку. Ну уж если не знать, то четко понимать формат, в котором работает радиостанция. Многое делает музыкальный редактор, но программный директор обязан быть «в материале». Неплохо, если человек, занимающий эту должность, владеет основами речи, актерского мастерства, представляет себе профессию ди-джея. В противном случае ему сложно будет разговаривать с теми же ди-джеями, выставлять им какие-то требования. Программный директор должен быть отчасти психологом, стратегом, в какой-то степени маркетологом...»
На Западе эту должность занимает человек, проработавший лет 25 в профессии и прошедший все ступени. У нас же в профессию часто попадают люди случайные. Но в таком случае будущей радиостанции не очень понятно.
Программный директор несет ответственность:
- за программирование и форматную политику;
- за продвижение станции на радиорынке;
- за содержание эфира;
- за поведение ди-джеев в эфире;
- за наполнение плей-листа.
Участвует:
- в разработке рекламных компаний;
- в оценке рейтинга всей радиостанции и отдельных ее программ;
- в расчете бюджета радиостанции;
- в обучении ди-джеев и распределении их в эфире.
То есть отвечает за все. И когда владелец радиостанции собирает менять формат своего детища, он чаще всего меняет программного директора. Считается, что этот человек сросся с разработанным им «форматом».
46. Радио в Интернете
Под понятием «Интернет-радио» понимают группу технологий, передающих аудиоданные через сеть Интернет.
Интернет-радио понимается двояко. Это может быть:
- сетевая версия радиоканала;
- радиостанция, которая вещает только в Сети.
Пионером в организации Интернет-радио был американец Карл Маламуд. В 1993 году он запустил Internet Talk Radio – Радио интернет бесед.
Система радиовещания в Сети состоит из трех компонентов:
- сжатие аудиопотока в цифровой формат и посылка его на сервер;
- перенаправление аудиопотока клиентам сервера;
- прием аудиопотока и преобразование его в аудиосигнал.
Достоинство радиостанции: можно слушать любимое радио из любого конца света.
Недостаток: большое потребление интернет-трафика.
Кроме того, организация Интернет-эфира более экономична в сравнении с офф-лайн вещанием. Однако и она требует много средства для реализации проекта. Но эту проблему можно еще более уменьшить, организовав вещание на основе подкастов.
47. Подкаст – его разновидности и назначение.
Подкастинг (podcasting: iPod и Broadcasting) процесс создания и распространения звуковых (видео) передач во Всемирной сети.
Целевая аудитория – пользователи персональных компьютеров.
Приведем некоторые термины, которые необходимо знать Сетевому радиожурналисту.
- подкаст – отдельный файл или цепочки файлов;
- подкаст-терминал – веб-сайт, поддерживающий хостинг медиа-файлов;
- подкастер – человек, который занимается подкастингом на любительской или профессиональной основе.
Мне приходилось сталкиваться в Сети с файлами/роликами, которые записывали люди, которым просто хочется почитать любимые стихи.
В принципе, подкастинг это аудиоблог. Каждый человек может стать аудиоблогером. Нужна техника – компьютер, микрофон, довольно простая программа редактирования, время и, главное, желание. Все остальное прикладывается.
Процесс создания подкаста:
- поиск идеи, определение тематики;
- подготовка сценария;
- подготовка оборудования;
- запись;
- монтаж;
- публикация…
Виды подкастов:
- массовые;
- внутрикорпоративные;
- тематические;
- рекламные.
48. Возможности общения с аудиторией в современном эфире
Мы уже говорили, что современный эфир предполагает разговор с аудиторией. Тем не менее, и сейчас в эфире остался еще монологичный формат вещания. Таковы, например, все информационные блоки.
Но авторские программы основаны на звонках и смс-ах слушателей. То есть эфир становится интерактивным. Чаще всего под этим понятием понимают любой диалог с аудиторией. Однако в последнее время исследователи и практики начали различать два вида диалога в эфире:
- интерактивный;
- трансакционный.
В первом случае публика пассивна. Она звонит в студию, задает вопрос, или же слышит вопрос и отвечает.
Второй случай предполагает равноправное участие аудитории в программе. Позвонивший также, как и ведущие, обсуждает предложенную тему. В данном случае в полном объёме реализуется функция СМИ – социального управления. Прежде всего, подфункция выработки общественного мнения.
49. Диктор и ведущий: различие функций и стилей
Долгое время в радиоэфире звучали голоса дикторов: толковых, знающих людей, которых учили читать чужие тексты. Первыми дикторами оказались, естественно, актеры. 23 ноября 1924 года в эфир вышел первый номер радиогазеты. Эти программы в самом деле структурно были похожи на печатную газету и сообщали новости тем, кто, по неграмотности, не мог прочитать печатный текст. Первым чтецом радиогазеты оказался Александр Скавронский, студент театрального института, эстрадный чтец.
Постепенно радиожурналисты начали понимать, что радио требует иного языка, отличного от театрального. Этот язык должен быть приближен к разговорному и свободен от актерской подачи. Так начали осваивать профессию диктора. Появилась дикторская школа.
К претендентам на место радийного диктора предъявляли особые требования:
- приемлемый голос (у женщин только низкий);
- высокая культура речи;
- умение читать текст без подготовки;
- умение работать с любым партнером;
- умение распределить скорость чтения в зависимости от временных рамок.
Их этому учили, они это все умели, и подобные навыки можно причислить к достоинствам дикторов. Но, разумеется, у них были и недостатки:
- официальная, нейтральная подача материала;
- недостаточное знание сущности текста.
В 91-м году дикторскую школу распустили. И радийный эфир заняли – ведущие. Даже новостные программы сейчас читают все-таки ведущие-новостники, а не дикторы.
У тех, кто ведет современные передачи есть неоспоримые достоинства:
- знание темы;
- свободное поведение в эфире.
Но, естественно, имеются и недостатки. Главный из них:
- низкая культура речи.
Думаю, что в будущем радийные менеджеры постараются воспитать в своих журналистах профессионалов, объединяющих оба направления. Эти люди будут знать тему своей программы и – владеть искусством медийной речи.
Вторая проблема – техническая и решается относительно просто. Надо тренироваться. Надо ходить на курсы сценической речи. Надо читать вслух тексты. Борис Ляшенко (один из лучших дикторов советского радио, коллега Юрия Левитана) в своей книге «Хочу к микрофону» советует радиоведущим каждый день читать 30 минут отрывки из русских классиков, а вторые 30 минут – словарь ударений русского языка.
Но это тренировка одной речи. Ведущему необходимо еще и уметь читать текст – свой ли, чужой ли, – схватывая мгновенно его суть и расставляя логические ударения. В этом вам может помочь чтение текстов – Гомера. Когда вы научитесь без подготовки распределять логические паузы и интонационную фразировку в огромных периодах гекзаметра, вы смело можете брать в руки любой современный текст.
Одновременно необходимо овладевать темой. Главное для журналиста – стать экспертом в каком-то разделе человеческой деятельности. Вы почувствуете, что достигли определенного уровня, когда ваши коллеги начнут обращаться к вам за советом именно в рамках вашей профессиональной деятельности.
Какие бывают темы:
- политика;
- экономика;
- криминал;
- социальные проблемы;
- экология
- спорт;
- кино;
- театр;
- литература;
- музыка (классическая, джазовая, популярная)
- история...
И так далее.
Невозможно сделаться специалистом во всех направлениях. Надо выбрать одно-два-три свое, то, что вам нравится, подходит под ваши вкусы, и – совершенствоваться в нем. Читать, читать, читать, осмыслять прочитанное и готовить медиатексты.
50. Журналист в прямом эфире
В начале радиовещания эфиры были только прямые, поскольку не было возможности записывать аудифайлы. Когда же появились первые магнитофоны (в СССР – шоринофоны) программы стали записывать. Записывать, расшифровывать и – подписывать у лиц, ответственных за качество передачи – профессиональное и идеологическое.
Сейчас микрофонные папки на радио также заполняет ведущий, но больше с целью уведомить руководство – кому же необходимо заплатить за эфир. Например – направить авторские отчисления за композиции, звучащие в эфире, начислить гонорар нештатному сотруднику, работавшему в данном сюжете.
В советские времена прямой эфир существовал – в основном, в новостных программах и репортажах, хотя бы спортивных. Остальное эфирное время занимал эфир отложенный.
После перестройки большую часть времени занимает именно прямой эфир, имеющий неоспоримые достоинства.
- быстрота подготовки программы (за вычетом предварительной работы ведущего);
- дешевизна подготовки;
- более живой характер эфира.
Но также прямой эфир имеет и недостатки:
- трудно работать с музыкой и шумами;
- невозможно смонтировать так, как хочется.
- от журналиста требуется особое знание материала и вербальная реакция…
Актер и диктор Осип Наумович Абдулов в советские времена читал в прямом эфире статью – длинную и скучную. Неожиданно стопка листов вырвалась у него из рук и разлетелась по полу. Абдулов ходил с палочкой и быстро собрать текст он не мог. Но – как профессионал он готовился к передаче, прочитал текст заранее и – продолжил вести прямой эфир, пересказывая текст по памяти. Редактор отдела даже поздравил его с успехом, сказав, что сначала статья была вяловата, а потом вдруг текст пошел гораздо живее...
Работать в прямом эфире тяжело и подготовленному журналисту и – приглашенным собеседникам. Поэтому необходимо провести «разминку» с гостями. То есть:
- наладить человеческий контакт;
- договориться о характере обращения – по имени, по имени-отчеству; на «ты», на «вы» (второй вариант предпочтительнее за исключением сугубо молодежных программ);
- рассказать об особенностях студии;
- рассказать об особенностях передачи – ее хронометраж, включения новостных блоков, рекламных блоков.
Также журналист должен помнить, что он хозяин студии, а потому ему следует держать себя корректно, даже если собеседники вдруг начинают вести себя неадекватно. Кроме того, журналисту, ведущему прямой эфир, нужно отмечать время, четко, но не грубо. регулируя продолжительность ответа гостей.
А кроме того не забывать о дедлайне – помнить, что любая передача когда-нибудь должна и закончиться.
51. Типы ведущих в современном эфире
Все мы играем роли в нашей обыденной жизни. И безусловно свою роль играет журналист, ведущий программу.
Теоретики выделяют около двух десятков подобных ролей:
- аналитик;
- лирик;
- агрессор;
- свой парень… и т.п.
Подробнее можете посмотреть в монографии В. Олешко «Психология журналистики». Автор утверждает, что современная журналистика, во всяком случае эфирная, совершила поворот от монологической журналистики к журналистике сообщающей. И журналист сделался коммуникатором, то есть одной стороной коммуникативного акта.
Исходя из этой посылки, можно определить цели коммуникатора/журналиста:
- заявить о себе – номинативная функция имиджа;
- облагородить впечатление о себе – эстетическая функция имиджа;
- акцентировать внимание публики на харизме коммуникатора – психологическая функция имиджа;
- связать свой образ с целевой аудиторией – адресная функция имиджа.
Исследования социологов показывают, что в современном эфире успех программы больше связан с харизмой ведущего, чем с содержанием программы. Понятие ХАРИЗМА происходит от греческого слова charisma: божественный дар, милость. Смысл его – одаренность личности, исключительная удачливость кого-либо, особая способность воздействия на окружающих.
Н.Барабаш в своей работе «Как завоевать доверие аудитории и стать классным радиоведущим» выделяет три возможных типа радиоведущих:
- ведущий – информатор;
- ведущий – собеседеник;
- ведущий – наставник.
Первый тип: ИНФОРМАТОР. Он всего лишь сообщает аудиторию нужную информацию, то есть ведет новостную программу. Подобные программы различаются в зависимости от формата радиостанции, но, тем не менее, у всех ведущих-информаторов имеется нечто общее: они всего лишь посредники. Но посредники, которые должны оформить свой месседж/послание так, чтобы оно привлекло слушателей. Его оружие – голос и текст. Он не просто передает в эфир сообщения корреспондент, он перерабатывает их под свою личность. Он не просто читает информацию, он ее окрашивает тембром и ритмом.
Второй тип: СОБЕСЕДНИК. Он уже не только сообщает информацию, он использует ее в качестве информационного повода для своего появления в эфире. Он дополняет информацию комментариями, наполняет свою программу собственными текстами, работает с «голосовым гримом». Он не просто заполняет эфир, он играет со своими слушателями, даже провоцирует их, добиваясь ярких эмоциональных вспышек.
Третий тип: НАСТАВНИК. Такой ведущий сам выбирает темы своего сообщения, анализирует собранную информацию и сообщает аудитории от собственного лица. Он должен сделаться другом/наставником публики, добиться, чтобы ему доверяли и поверяли личные тайны. Как правило, подобный тип ведущих относится уже к зрелым журналистам, набравшимся опыта и профессионального, и человеческого. Именно такие коллеги и становятся успешными ведущими авторских программ. Их основные черты – честность, откровенность, эмоциональная открытость и твердая жизненная позиция.
Хотя здесь нас подстерегает профессиональная деформация личности. Ведущий настолько может привыкнуть к лидирующей роли в эфире, что начнет оказывать давление на публику, даже издеваться над звонящими ради успеха, ради рейтинга. Подобный тип выведен в американской пьесе «Talk radio» by Eric Bogosyan.
52. Ди-джей в современном эфире
Сейчас на форматных информационно-музыкальных радиостанциях ведущих называют ди-джеями. По классификации, приведенной выше, он относится к типу ведущего-собеседника. Новости на форматных радиостанциях читает один человек, а остальной эфир заполняет другой. Он составляет плей-лист программного колеса этого часа, он принимает звонки и беседует с публикой, он – делает все до того момента, как его сменит другой ди-джей.
Первый раз слово диск-жокей (англ. disc jockey) прозвучало в 1935 году. Американский комментатор Уолтер Уинчел назвал так радиоведущего Мартина Блока. Позже это словосочетание сократили до привычной нам теперь аббревиатуры DJ, от которой появилось производное «диджеинг» (англ. DJing), то есть работа диджея.
Многие молодые журналисты хотели бы работать ди-джеями, но им часто недостает профессиональных навыков. Требования к претендентам на роль ди-джея достаточно высоки. Прежде всего, они должны:
- разбираться в музыке, том плей-листе, что составляет формат радиостанции;
- знать целевую аудиторию: ее привычек, ее образа жизни, ее языка;
- обладать культурой речи…
- обладать вербальной реакцией…
- быть личностью;
- уметь работать в команде;
- разбираться в техническом оснащении студии;
- обладать чувством времени;
- владеть иностранными языками, прежде всего, английским.
Более подробно о работе современного радийного ди-джея вы можете узнать из книги Наталии Ярцевой «Ради радио».
53. Игровое начало в журналистике
Сейчас трудно представить себе радийный эфир без программ, ориентированной на игру со слушателем. Подобные программы необходимы для того чтобы:
- развлекать слушателя;
- привлекать слушателя;
- удерживать слушателя;
- поднимать рейтинг;
- чтобы крутить смс-траффик;
- дать звуковую разрядку в эфире.
То есть основная задача игровой программы – привлечь дополнительную аудиторию. Поэтому публике никогда не сообщает точное время начала игры - аудитория должна постоянно слушать данную радиостанцию, чтобы не упустить возможность завоевать приз. Поэтому игры часто составляются таким образом, чтобы включить в ответ знание контента данной радиостанции.
Но также игровые программы привлекают на радиостанцию – рекламодателей. Часто возможный рекламодатель не хочет оплачивать обычный аудиоролик, поскольку считает, что рекламные радийные блоки хоронят вложенные в них деньги. Отчасти они правы, потому что аудитория в основном воспринимает рекламу как раздражитель и оскорбление. Потому делается ясным, что в основе каждой игры лежит – инфотеймент. Если рекламный отдел нашел спонсора, задача журналистов сделать подачу его призов интересной для аудитории.
Аудиторию привлекает в игре:
- простота;
- призы;
- название;
- личность ведущего;
- юмор;
- самооценка.
Отсюда следует, что игра должна быть:
- простой и понятной;
- достаточно короткой;
- зажигательной и развлекательной;
- с хорошим названием…
54. Методика разработки радиоигры
Типология эфирных игровых программ разнообразна и варьируется от простой викторины до сложного квеста, который может растянуться на неделю, а то и на месяц. Сложность игры, как правило, определяется уровнем призов, которые спонсор игры согласен предоставить радиостанции.
Примеры игр, известных из новейшей истории журналистики:
- три вопроса;
- игры-кодировки (насвистели в эфире песню – угадай);
- дозвонись и выиграй (приз получает тот, кто дозвонится – пятым; первым не все кинутся звонить);
- мы позвоним сами (пришли свой номер телефона и жди, но слушая станцию);
- песни дня (после сигнала позвони и скажи – какие семь песен звучали на радио 7);
- киноигры (что делал герой во время этой песни).
Сложность игры также определяется интеллектуальным уровнем аудитории и креативными способностями журналиста.
Когда журналист получает задание подготовить игровую программу, ему следует составить рабочий план. Он включает в себя:
-