Урок как дидактический проект




Н.В.Борисова, зав. кафедрой ЕНД ЧРИО, к.п.н.

Говоря об организации проектной деятельности в процессе обучения учащихся, вряд ли кто-то из учителей-предметников задумывался над тем, что проектный подход применим к изучению не только любой школьной дисциплины, но и к планированию собственной дидактической деятельности.

Дидактическое проектирование является органичной частью процесса педагогического проектирования, т.к. обеспечивает реализацию идей, созданных и оформленных в виде педагогических проектов.

Основными продуктами дидактического проектирования являются:

• урок (организация, осуществление процесса обучения и его анализ);

• конспект урока;

• концепция урока;

• профиль умений ученика;

• критерии оценки деятельности учащихся на уроке;

• учебная программа;

• форма календарно-тематического планирования;

• диагностический комплекс;

• комплекс методических материалов;

• детские работы;

• образовательная среда;

• профессиональная позиция педагога.

Однако, учителя практики могут заметить, что работая в школе, ежегодно планировали, а не проектировали свои уроки. Чем отличается проектирование урока от планирования? Не дань ли это новым веяниям в нашей педагогике?

Изучение педагогической и методической литературы позволило выяснить, что существует некая разница между планом и проектом урока. План, прежде всего, отражает пожелания и намерения в их последовательности, уложенной в заданные рамки времени. Поэтому обоснование плана имеет всегда приближенные нечеткие обоснования. План урока можно написать, исходя из содержания, которое предполагается на уроке передать детям, не видя и не зная самих детей. Проект возможен только для конкретных условий с точно известными значениями вполне определенных параметров.

Проектирование урока, по Г.Гузееву, включает в себя несколько стадий:

1 этап – выяснение роли конкретного урока в структуре изучения конкретной темы. Результат этого этапа – определение типа урока.

2 этап – постановка целей. Выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока.

3 этап - представление целей системой задач – планирование результатов обучения. Выделить главные задачи.

4 этап - определение начальных условий. Это позволит уточнить систему задач, отвечающих главной цели и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.

5 этап - выбор метода обучения. Любой метод реализуется в какой – либо форме, поэтому необходимо выбрать форму.

6 этап - отбор подходящей организационной формы обучения.

7 этап - разработка структуры урока, оформление урока документально.

8 этап - проектирование методов обучения и организационной формы для всех вспомогательных элементов урока.

9 этап - содержательное наполнение урока:

-что необходимо рассказать ученикам;

-что они изучат самостоятельно;

- какие нужно задать вопросы;

-какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы;

-какие задания дать на длительные сроки (домашние, проектные задания и др.).

10 этап - отбор средств обучения.

11 этап - обдумывание организационной схемы урока:

-кому с кем сидеть;

-в каких группах работать;

-когда куда идти;

-какие задания выполнять;

-на какие вопросы отвечать.

12 этап - подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники, что делает урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологическую комфортность и дружественную атмосферу взаимодействия в классе.

Конечным результатом проектирования урока – является пакет документов в разных формах и вариациях. Например, это может быть схема на одном листе с множеством отсылочных пометок или дополнительные модули, в которые помещено содержательное наполнение.

Один из вариантов продукта дидактического проектирования приводится ниже:

Предметная карта:

· Класс: 10-й.

· Образовательная область: Естествознание.

· Предмет: Химия.

· Тема: Химия – наука древняя и молодая.

· Календарные сроки изучения темы: сентябрь.

2. Ценностно-смысловые ориентиры проектируемого процесса:

Образ урока – Конструктор, мозаика, калейдоскоп.

Ведущие идеи урока:

• химическое и историческое содержание темы – средство, материал для развития учащихся;

• личный опыт учащихся, приобретаемый при изучении курса;

• максимальный анализ действий на уроке;

• здоровьесберегающая деятельность.

Актуальные потребности развития ребенка, на удовлетворение которых направлен урок:

• познавать неизвестные факты;

• расширять кругозор;

• взаимодействовать друг с другом и со всеми;

• распространять приобретенные знания;

• ощущать комфортность;

• разрабатывать и осуществлять индивидуальный маршрут;

• приобрести профессиональные ориентиры.

 

Факты из опыта учащихся, которые обеспечивают успешность их деятельности на уроке:

• работа с дополнительной литературой на уроке с целью выяснения содержания темы и видов деятельности при её освоении;

• опыт реферативно-графических работ;

• краткие ответы на вопросы, обращенные к ассоциативному мышлению (неправильных ответов нет и быть не может);

• возможность корректировать свой ответ, используя тетрадь, книгу, или помощь друга;

• совместное обсуждение материалов, необходимых для заполнения таблицы при чтении научно-популярного текста и расстановке акцентов на основных моментах;

• опыт работы с учебником;

• работа по плану;

• работа с терминами и понятиями;

• составление хронологической таблицы;

• ознакомление с аннотированным списком литературы по теме.

3. Технологическое обеспечение процесса преподавания:

Цель урока: формирование общих представлений о становлении химической науки, ее современного состояния.

Задачи урока:

• Рассмотреть истоки и основные этапы становления химической науки.

• Начать сбор материалов периодической печати по заданной тематике для последующего выполнения творческих заданий.

Предполагаемые результаты:

Опыт репродукции:

• работа по алгоритму на уроке при составлении схем, таблиц, работе с тетрадью.

• чтение заданных текстов (учебника, словаря, дополнительной литературы);

• ответы на вопросы и задания;

• ЗУНы (знания, умения, навыки):

• умение искать необходимую информацию;

• составлять схемы;

• заполнять таблицы;

• сравнивать процессы и явления;

• формулировать логические выводы;

• формулировать термины и понятия;

• составлять структурированный конспект;

• оформлять тетрадь.

Опыт творческих действий:

• выбор темы урока и её обоснование;

• выбор хода урока посредством расположения химического содержания в определенной логике (анатомический или физиологический подход);

• решение проблемы использования возможных наблюдений и экспериментов для понимания химизма реакций;

Опыт отношения (к себе, к своим возможностям, к жизни и к предмету химия):

• всё взаимосвязано, взаимозависимо и познаваемо;

• «Я успешен, я многое могу»;

Тип урока: Урок изучения нового материала

Педагогические технологии: коммуникативные, алгоритмические, импровизационного взаимодействия.

Основные профессиональные позиции учителя на уроке: собеседник, консультант, координатор, «настройщик», руководитель, наблюдатель, слушатель, равноправный участник взаимодействия.

Алгоритм дидактического проектирования урока химии, представленный выше, может быть использован учителям как опора для разработки собственных проектов урока.

 

Литература

1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.

2. В.В.Гузеев Консультации // Педагогические технологии.-2007.-№ 2.-С.97-108.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Пакулова В.М. Особенности современного урока биологии// Биология в школе.-2005. - № 8. – С.22-26.

5. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007. (Библиотека элективных курсов).

6. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007. (Библиотека элективных курсов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: