Н.В.Борисова, зав. кафедрой ЕНД ЧРИО, к.п.н.
Говоря об организации проектной деятельности в процессе обучения учащихся, вряд ли кто-то из учителей-предметников задумывался над тем, что проектный подход применим к изучению не только любой школьной дисциплины, но и к планированию собственной дидактической деятельности.
Дидактическое проектирование является органичной частью процесса педагогического проектирования, т.к. обеспечивает реализацию идей, созданных и оформленных в виде педагогических проектов.
Основными продуктами дидактического проектирования являются:
• урок (организация, осуществление процесса обучения и его анализ);
• конспект урока;
• концепция урока;
• профиль умений ученика;
• критерии оценки деятельности учащихся на уроке;
• учебная программа;
• форма календарно-тематического планирования;
• диагностический комплекс;
• комплекс методических материалов;
• детские работы;
• образовательная среда;
• профессиональная позиция педагога.
Однако, учителя практики могут заметить, что работая в школе, ежегодно планировали, а не проектировали свои уроки. Чем отличается проектирование урока от планирования? Не дань ли это новым веяниям в нашей педагогике?
Изучение педагогической и методической литературы позволило выяснить, что существует некая разница между планом и проектом урока. План, прежде всего, отражает пожелания и намерения в их последовательности, уложенной в заданные рамки времени. Поэтому обоснование плана имеет всегда приближенные нечеткие обоснования. План урока можно написать, исходя из содержания, которое предполагается на уроке передать детям, не видя и не зная самих детей. Проект возможен только для конкретных условий с точно известными значениями вполне определенных параметров.
|
Проектирование урока, по Г.Гузееву, включает в себя несколько стадий:
1 этап – выяснение роли конкретного урока в структуре изучения конкретной темы. Результат этого этапа – определение типа урока.
2 этап – постановка целей. Выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока.
3 этап - представление целей системой задач – планирование результатов обучения. Выделить главные задачи.
4 этап - определение начальных условий. Это позволит уточнить систему задач, отвечающих главной цели и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.
5 этап - выбор метода обучения. Любой метод реализуется в какой – либо форме, поэтому необходимо выбрать форму.
6 этап - отбор подходящей организационной формы обучения.
7 этап - разработка структуры урока, оформление урока документально.
8 этап - проектирование методов обучения и организационной формы для всех вспомогательных элементов урока.
9 этап - содержательное наполнение урока:
-что необходимо рассказать ученикам;
-что они изучат самостоятельно;
- какие нужно задать вопросы;
-какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы;
-какие задания дать на длительные сроки (домашние, проектные задания и др.).
10 этап - отбор средств обучения.
11 этап - обдумывание организационной схемы урока:
-кому с кем сидеть;
-в каких группах работать;
-когда куда идти;
-какие задания выполнять;
|
-на какие вопросы отвечать.
12 этап - подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники, что делает урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологическую комфортность и дружественную атмосферу взаимодействия в классе.
Конечным результатом проектирования урока – является пакет документов в разных формах и вариациях. Например, это может быть схема на одном листе с множеством отсылочных пометок или дополнительные модули, в которые помещено содержательное наполнение.
Один из вариантов продукта дидактического проектирования приводится ниже:
Предметная карта:
· Класс: 10-й.
· Образовательная область: Естествознание.
· Предмет: Химия.
· Тема: Химия – наука древняя и молодая.
· Календарные сроки изучения темы: сентябрь.
2. Ценностно-смысловые ориентиры проектируемого процесса:
Образ урока – Конструктор, мозаика, калейдоскоп.
Ведущие идеи урока:
• химическое и историческое содержание темы – средство, материал для развития учащихся;
• личный опыт учащихся, приобретаемый при изучении курса;
• максимальный анализ действий на уроке;
• здоровьесберегающая деятельность.
Актуальные потребности развития ребенка, на удовлетворение которых направлен урок:
• познавать неизвестные факты;
• расширять кругозор;
• взаимодействовать друг с другом и со всеми;
• распространять приобретенные знания;
• ощущать комфортность;
• разрабатывать и осуществлять индивидуальный маршрут;
• приобрести профессиональные ориентиры.
Факты из опыта учащихся, которые обеспечивают успешность их деятельности на уроке:
|
• работа с дополнительной литературой на уроке с целью выяснения содержания темы и видов деятельности при её освоении;
• опыт реферативно-графических работ;
• краткие ответы на вопросы, обращенные к ассоциативному мышлению (неправильных ответов нет и быть не может);
• возможность корректировать свой ответ, используя тетрадь, книгу, или помощь друга;
• совместное обсуждение материалов, необходимых для заполнения таблицы при чтении научно-популярного текста и расстановке акцентов на основных моментах;
• опыт работы с учебником;
• работа по плану;
• работа с терминами и понятиями;
• составление хронологической таблицы;
• ознакомление с аннотированным списком литературы по теме.
3. Технологическое обеспечение процесса преподавания:
Цель урока: формирование общих представлений о становлении химической науки, ее современного состояния.
Задачи урока:
• Рассмотреть истоки и основные этапы становления химической науки.
• Начать сбор материалов периодической печати по заданной тематике для последующего выполнения творческих заданий.
Предполагаемые результаты:
Опыт репродукции:
• работа по алгоритму на уроке при составлении схем, таблиц, работе с тетрадью.
• чтение заданных текстов (учебника, словаря, дополнительной литературы);
• ответы на вопросы и задания;
• ЗУНы (знания, умения, навыки):
• умение искать необходимую информацию;
• составлять схемы;
• заполнять таблицы;
• сравнивать процессы и явления;
• формулировать логические выводы;
• формулировать термины и понятия;
• составлять структурированный конспект;
• оформлять тетрадь.
Опыт творческих действий:
• выбор темы урока и её обоснование;
• выбор хода урока посредством расположения химического содержания в определенной логике (анатомический или физиологический подход);
• решение проблемы использования возможных наблюдений и экспериментов для понимания химизма реакций;
Опыт отношения (к себе, к своим возможностям, к жизни и к предмету химия):
• всё взаимосвязано, взаимозависимо и познаваемо;
• «Я успешен, я многое могу»;
Тип урока: Урок изучения нового материала
Педагогические технологии: коммуникативные, алгоритмические, импровизационного взаимодействия.
Основные профессиональные позиции учителя на уроке: собеседник, консультант, координатор, «настройщик», руководитель, наблюдатель, слушатель, равноправный участник взаимодействия.
Алгоритм дидактического проектирования урока химии, представленный выше, может быть использован учителям как опора для разработки собственных проектов урока.
Литература
1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.
2. В.В.Гузеев Консультации // Педагогические технологии.-2007.-№ 2.-С.97-108.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-пресс, 2006.
4. Пакулова В.М. Особенности современного урока биологии// Биология в школе.-2005. - № 8. – С.22-26.
5. Титова И.М. Химия и искусство: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007. (Библиотека элективных курсов).
6. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2007. (Библиотека элективных курсов).