Б 29.Работа психолога с детьми, имеющими проблемы в обучении




Б 28. Работа психолога с учащимися группы риска

Основные направления работы психолога с детьми, находящимися в зоне риска

Диагностика Специально-психологическое

Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения)

Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем

Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка

Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Консультирование детей, родителей, педагогов Специально-психологическое

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска

Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска

Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы

С ребенком Специально-психологическое

Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска

Тренинги для детей определенных групп риска

Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений

Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов

Тренинги взаимодействия родителей с детьми

Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку.

Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности Специально-психологическое

Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни

Резюмируя все вышеописанное, можно сделать следующие выводы:

Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

Б 29.Работа психолога с детьми, имеющими проблемы в обучении

Психологическое сопровождение – это особый вид деятельности педагога-психолога, который, в первую очередь, направлен на решение проблем учащегося, а затем уже на решении профессиональных задач. Таким образом, в центре внимания психолога всегда должен находиться ребенок. Планирую свою работу, психолог руководствуется особенностями конкретного учащегося, его потребностями, состоянием психологического комфорта, которое ни в коем случае не должно быть нарушено ни взрослыми, ни детьми. И только затем потребностями учителей, родителей или администрации школы.

1. Открытость во взаимоотношениях всех участников процесса.

2. Учет индивидуальных особенностей.

3. Ориентация на успех.

4. Профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение [3].

Психологическое сопровождение детей с нарушениями в обучении осуществляется по следующим направлениям:

1. Диагностика. В рамках психодиагностики выявляются подростки с отклоняющимся поведением, учащиеся "группы риска", характер и степень поведенческих и интеллектуальных нарушений (тест Р. Амтхауэра, ГИТ, «Определение уровня воспитанности учащихся» Н.П.Капустина, методика изучения мотивации учебной деятельности Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева), тест Басса-Дарки, экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, тест школьной тревожности Филлипса, методика Н.И.Гуткиной по определению психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, проективные методики диагностики детско-родительских отношений, выявление агрессивности и т.д.). Используется в качестве основы для последующего коррекционно-развивающего процесса, консультаций с участниками образовательного процесса.

2. Коррекционно-развивающая работа. В рамках данного направления проводятся коррекционные и развивающие занятия с учащимися (коррекция и развитие познавательных процессов, коррекция агрессивности, развития произвольности, развитие коммуникативных навыков). Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

3. Консультирование. Консультирование родителей учащихся с проблемами в учебе и поведении, консультирование педагогов с целью совместного выявления причин возникающих у ребенка проблем, выработка совместного алгоритма действий для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Консультирование учащихся по вопросам взаимоотношения с родителями, одноклассниками, учителями, по вопросам личного характера. Консультации по результатам диагностики групповые и индивидуальные.

4. Просветительская работа. Выступление на классных часах, общешкольных родительских собраниях («Конфликты между детьми и родителями: пути разрешения», «Особенности общения подростков», «Формирование мотивации обучения», «Ценностные ориентации старших школьников» и т.д.).

С целью своевременного оказания помощи детям с особенностями в поведении и учебе в школе действует ПМПк

 

Б30.Особенности и содержание работы психолога в закрытых учреждениях

Направления профессиональной деятельности психолога интернатных учреждений и учреждений закрытого типа

Информационно-аналитическая деятельность - изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий, анализ полученных данных; сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона школы, анализ полученных данных, составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и пр. [5].

Профилактико-просветительская деятельность - мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры учащихся, педагогов и родителей; профилактике торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, противоправного поведения обучающихся; по вопросам развития и социализации личности; тематические недели; выступления на родительских собраниях, педагогических советах; взаимодействие с субъектами профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Диагностическая деятельность - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, взаимодействия со сверстниками и социальной ситуации развития, в целях организации индивидуального подхода в воспитательном процессе, определения стиля педагогического взаимодействия с детьми; изучение социально-психологического климата коллектива; изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Коррекционно-реабилитационная деятельность - адаптационные мероприятия, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, мероприятия, направленные на преодоление последствий кризисных ситуаций, на развитие личности, ее самосовершенствование и социализацию.

Консультационная деятельность - организация консультационной работы с несовершеннолетними, родителями, педагогами.

Охранно-защитная деятельность - изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях; взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.

Методическая деятельность - участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов для различных категорий и пр.

Работа по повышению профессионального уровня - работа по самообразованию; повышение квалификации; аттестация; обобщение лучшего психолого-педагогического опыта [5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: