Работа руководителя турфирмы требует от него чего-то большего, чем наличия отдельных полезных качеств, умений и навыков. Эффективная организация труда менеджера предполагает высокий уровень его управленческой культуры, нравственного развития, соблюдения служебной этики.
Управленческую культуру менеджера можно представить как совокупность характерных для него ценностей, норм, точек зрения, идей, правил поведения. В основе культуры управленческого труда лежат определенные нормы: юридические, моральные, организационные, экономические, эстетические и др.
Сегодня, говоря об управленческой культуре менеджера, мы имеем в виду целый комплекс элементов, важнейшими из которых являются: личная культура; рациональное распределение рабочего времени; культура содержания рабочего места; культура проведения массовых мероприятий; культура приема посетителей; культура в работе с документами и письмами; культура речи; организационная культура. Организационная культура менеджера предполагает, прежде всего, умение планировать и организовывать работу коллектива, ставить цели и задачи, разрабатывать управленческие решения, делегировать полномочия, осуществлять подбор и расстановку кадров, контроль исполнения и др.
К традиционным элементам культуры менеджера в последнее время добавились и новые. Менеджер турфирмы должен как минимум уметь говорить на одном - двух иностранных языках. Еще одним новым элементом является знание компьютера и умение использовать современные информационные технологии.
Тема 7 Власть, влияние, лидерство и стиль руководства менеджера организации туристической индустрии
Власть и влияние
|
Власть – это потенциальная или реальная возможность влиять на поведение других людей. Власть реализуется в менеджменте как совокупность полномочий, компетентности и лидерства. С помощью власти осуществляется координация деятельности людей и коллективов, распределяются и перераспределяются ресурсы и т.п.
Для того, чтобы обладать властью, руководитель должен держать под контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, в результате чего возникает его зависимость от руководителя. Это могут быть физиологические или социальные потребности, потребность в защищенности, уважении, самовыражении и т.п.
Можно выделить следующие источники власти: формальные (должностные) полномочия, обладание ресурсами, наличие информации, профессионализм, харизма личности.
По классификации Френча и Рейвена власть имеет пять основных форм.
1. Власть, основанная на принуждении. Принцип ее действия состоит в том, что персонал должен знать или верить, что руководитель может наказать его таким образом, что это помешает удовлетворить его основные потребности.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Она базируется на вере (знании) персонала, что менеджер имеет возможность вознаградить или предоставить какие-то материальные блага работникам, которые позволят им удовлетворить их основные потребности.
3. Экспертная власть. Принцип ее действия основан на вере или знании персонала, что менеджер обладает такой профессиональной компетентностью и знаниями, что без подчинения ему работники не смогут на должном уровне удовлетворить свои основные потребности.
|
4. Эталонная власть (власть примера). Основным рычагом воздействия на персонал при данной форме власти является так называемая харизма, т.е. преклонение перед личностью руководителя и безоговорочная вера в его возможности.
5. Законная (традиционная) власть. Она основана на вере или знании персонала, что менеджер имеет право отдавать приказания, а работники обязаны им подчиняться. И только в этом случае персонал сможет удовлетворить свои основные потребности.
В своей практической деятельности руководители туристских фирм используют все формы власти и в различных сочетаниях. Преобладание той или иной конкретной формы власти определяется управленческой ситуацией, изменениями внешней среды, особенностями коллектива и др.
Сегодня правомерно говорить и о власти подчиненных над руководителями, инструментами которой являются качество выполнения работы, знания, поддержка товарищей. Руководители часто нуждаются в неформальных контактах с подчиненными, в получении от них необходимой информации. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей, но не вызывающий отрицательной реакции подчиненных. Руководителю следует сотрудничать с исполнителями, чтобы иметь возможность на них влиять, используя различные формы влияния.
Под влиянием понимается поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Выделяют две группы управленческого влияния - эмоциональное и рассудочное.
В группе эмоциональных средств основное место занимают заражение и подражание. Заражение характеризуется автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Подражание – это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц.
|
В группу рассудочного влияния входят внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.
Одной из форм влияния, которая может побудить исполнителей к активному сотрудничеству является привлечение сотрудников к управлению. Исследования показывают, что люди работают усерднее на ту цель, которая была сформулирована с их участием, меньше сопротивляются переменам, если участвуют в обсуждении предлагаемых изменений.
Таким образом, страх, вознаграждение, разумная вера в знания, харизма, традиция являются основой власти и влияния руководителей. Важнейшими средствами и способами влияния (воздействия) на подчиненных являются также заражение, подражание, внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ, привлечение к управлению. Важное значение для эффективности применения названных форм власти и способов влияния имеет авторитет руководителя, который применяет эти инструменты управления. Используя их, менеджер должен руководствоваться правилами делового поведения и нормами служебной этики.
Авторитет менеджера
Как уже отмечалось, очень важно для руководителя обладать авторитетом. По сути, он имеет реальную власть только в пределах приобретенного у подчиненных делового авторитета. В случае отсутствия авторитета, а значит и уважения все действия руководителя как бы пропускаются сквозь «фильтр недоверия» и, как правило, обесцениваются.
Авторитет означает общее признание значимости руководителя в возглавляемой им организации. Это заслуженное доверие, которым он пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.
В отличие от власти авторитет принято толковать как ненасильственное влияние, лишенное элементов принуждения.
Авторитет является важнейшим фактором личного влияния. Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. Его решения воспринимаются подчиненными с заведомым доверием и быстрее реализуются.
Различают два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальныйавторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус). Официальный (должностной) авторитет формируется в системе организационных отношений, реальный авторитет создается качествами личности руководителя и в первую очередь профессионализмом и коммуникабельностью, способностью стать лидером коллектива и влиять на подчиненных.
Авторитет трудно завоевать, но легко потерять. Он требует непрерывного поддержания и укрепления. Однако заботясь об укреплении авторитета, менеджер должен следить за тем, чтобы он не подавлял им инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху: в результате появляется мнимый или ложный авторитет (псевдоавторитет). Выделяют следующие разновидности псевдоавторитета: авторитет расстояния, авторитет доброты, авторитет педантизма, авторитет чванства, авторитет подавления.
Лидерство и руководство
Лидерство определяется как способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы людей, направляя их усилия на достижение определенных целей. Понятия «лидер» и «руководитель» (менеджер) нельзя отождествлять. Руководитель (менеджер) всегда назначается на должность, поэтому его способность влиять на других людей определяется должностными полномочиями. Свое взаимодействие с окружающими он, как правило, строит на основе планов, регламентов и положений, стараясь не выходить за их рамки.
Лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. В ряде случаев лидеры сами выделяются внутри группы. В отличие от администраторов они не командуют, не контролируют, а ставят цели, заряжают людей энергией и ведут за собой, помогают найти выход из сложных ситуаций.
Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым его не делает. Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностным полномочиями.
Различия между лидером и менеджером:
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
Основа действий – план | Основа действий – видение |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует имоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионал | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что руководство и лидерство не синонимы, но способность быть лидером – ключевое условие эффективного руководства.
В идеале хотелось бы, чтобы все руководители турфирм были лидерами. Однако в действительности это не так. Турбизнесу Беларуси сегодня определенно не хватает лидеров.
В настоящее время известны три подхода к исследованию проблемы лидерства:
1) подход с позиции личных качеств, согласно которому лучшие руководители должны обладать определенным набором личных качеств, общих для них, обеспечивающих эффективное руководство;
2) поведенческий подход. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход послужил основой классификации стилей руководства;
3) ситуационный подход основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям. Руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.