Царская Семья: Император Николай II, Императрица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия




Песнь 1

Ирмо́с: Волно́ю морско́ю / Скры́вшаго дре́вле / гони́теля мучи́теля / подземле́ю скры́ша спасе́нных о́троцы; / но мы, я́ко отрокови́цы, / Го́сподеви пои́м, // сла́вно бо просла́вися.

Припе́в: Святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы, моли́те Бо́га о нас.

Венцено́сче Нико́лае, вку́пе с му́ченическими ли́ки, цари́цею, ча́ды и слуга́ми, / предстоя́ще у Престо́ла Христо́ва, / просвеще́ние нам да́руйте, озаря́ющее душ на́ших омраче́ние и нечу́вствие, / я́ко да восхва́лим ра́достно ва́шу блаже́нную па́мять.

Ны́не прорече́ние Саро́вскаго ста́рца, я́ко просла́вльшаго мя просла́вит Бог, испо́лнися, / просла́ви бо Це́рковь Ру́сская ца́рственнаго страстоте́рпца. / Те́мже вку́пе с преподо́бным мо́лится, во е́же стяжа́ти нам благода́ть Свята́го Ду́ха.

Се́рдце царе́во в руце́ Бо́жией, глаго́лет Госпо́дь. / Ты же, и́стинный пома́занниче и слуго́ Госпо́день, благогове́йне рекл еси́: / не то́кмо жизнь мой, но и путие́ страны́ Росси́йския в руце́ Госпо́дней суть.

Богоро́дичен: Ты еси́ кре́пость на́ша, / Ты еси́ похвала́ и ра́дование, / Предста́тельница Непобеди́мая и Покро́в держа́вный страны́ Росси́йския, Пресвята́я Богоро́дице, / с ца́рственными страстоте́рпцы и новому́ченики моли́ спасти́ рабы́ Твой.

Песнь 3

Ирмо́с: Тебе́, на вода́х / Пове́сившаго всю зе́млю неодержи́мо, / тварь ви́девши на Ло́бнем ви́сима, / у́жасом мно́гим содрога́шеся, / несть Свят, / ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющи.

Поруга́ние и разоре́ние земли́ своей от безбо́жных ви́дя, благочести́вый царю́, / пла́кася из глубины́ серде́чныя, я́ко проро́к Иереми́я, го́рце стени́ и моли́ся за лю́ди согреши́вшия: / Ми́лостиве Го́споди, не оста́ви их, оста́вльших мя.

На земли́ алка́л и жа́ждал еси́ пра́вды Бо́жией, / за ню́же ду́шу кро́тце положи́л еси́, пра́ведне Нико́лае, / оба́че в Го́рнем Ца́рствии насы́тился еси́, / иде́же пребыва́еши во ве́ки.

Врачева́ния и чудеса́ то́чите, святи́и страстоте́рпцы, / лю́дем, ве́рою к вам притека́ющим, / те́мже печа́ль на́шу на ра́дость преложи́те моли́твами ва́шими.

Богоро́дичен: Прибе́жище, Вы́шший Покро́в Тя и́мамы, / Благослове́нная Ма́ти Бо́жия, / Твое́ю по́мощию сохрани́ и заступи́ нас, Всепе́тая.

Седа́лен, глас 4:

Егда́ мно́зи от сро́дник на́ших отступи́ша от Бо́га, / отврати́шася Бо́жиих за́поведей и воста́ша на Го́спода и пома́занника Его́, / тогда́ гнев Бо́жий на зе́млю Ру́сскую прии́де, / исся́че любы́ мно́гих, пролия́ся кровь бра́тий на́ших, / расточи́шася лю́дие Росси́йстии по всему́ лицу́ земли́, / хра́ми на́ши поруга́нию преда́шася, / гла́ди, наше́ствия иноплеме́нник постиго́ша ны, и бы́хом в посмея́ние язы́ков. / Мы же, разуме́юще сие́, с сокруше́нием се́рдца в покая́нии зове́м: / прости́ и поми́луй нас, Го́споди, по вели́цей ми́лости Твое́й, / очи́сти беззако́ния на́ша / и пода́ждь стра́ждущей стране́ Росси́йстей / предста́тельством ца́рственных страстоте́рпец / проще́ние грехо́в, мир и ве́лию ми́лость.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Умоли́, Милосе́рдая Ма́ти Све́та, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего / о е́же возста́вити держа́ву на́шу правосла́вную, / сохрани́ти ю в ми́ре и благоде́нствии, / изба́вити ны от междоусо́бныя бра́ни, / укрепи́ти Святу́ю Це́рковь и огради́ти ю от неве́рия, раско́ла и ересе́й.

Песнь 4

Ирмо́с: На Кресте́ Твое́ Боже́ственное истоща́ние / прови́дя, Авваку́м, ужа́сся, вопия́ше: / Ты си́льных пресе́кл еси́ держа́ву, Бла́же, / приобща́яся су́щим во а́де, // я́ко Всеси́лен.

Нището́ю духо́вною обогати́лся еси́, свя́те Нико́лае, / и сотвори́ тя Госпо́дь досто́йна не то́кмо земна́го, но и Небе́снаго Ца́рствия.

Ско́рбию обдержи́м бысть, венцено́сче Нико́лае, / зря ослепле́ние наро́да твоего́, / отре́кшагося от Царя́ Небе́снаго, та́кожде же и земна́го.

Му́жественне возложи́в упова́ние на Бо́га в многострада́льнем земне́м служе́нии твое́м, я́коже И́ов иногда́, / стори́цею воздая́ние прия́л еси́ на Небесе́х, / иде́же ны́не наслажда́ешися, ца́рственный му́чениче.

Богоро́дичен: Милосе́рдия две́ри, Благослове́нная Богоро́дице, отве́рзи нам, / да изба́вимся от бед и озлобле́ния на́шего, / во е́же пе́ти Тебе́ непреста́нно: / Ты еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Песнь 5

Ирмо́с: Богоявле́ния Твоего́, Христе́, / к нам ми́лостивно бы́вшаго, / Иса́ия, Свет ви́дев Невече́рний, / из но́щи у́треневав, взыва́ше: / воскре́снут ме́ртвии, и воста́нут су́щии во гробе́х, // и вси земноро́днии возра́дуются.

Миротво́рец яви́лся еси́, царю́ Нико́лае святы́й, неся́ мир ми́ру, / спаса́я и защища́я ты́сящи во оте́честве твое́м и в ины́х страна́х, / сего́ ра́ди сын Бо́жий, по сло́ву Госпо́дню, наре́клся еси́.

Изгна́ние, поноше́ние, гоне́ние и всяк глаго́л ло́жный, на вы рече́нный, / претерпе́сте, святи́и ца́рственнии му́ченицы. / Ра́дуйтеся у́бо и весели́теся, я́ко мзду ва́шу на Небеси́ прия́сте.

Служи́телие беззако́ния та́йнаго, / вене́ц терно́вный спле́тше, возложи́ша на тя, ца́рственная главо́, / оба́че де́рзостная дела́ их погибо́ша я́ве.

Богоро́дичен: В ти́ну грехо́в впа́ли есмы́, / и лю́те потопи́ ны бу́ря прегреше́ний. / Но, я́ко ро́ждшая Спа́са, Влады́чице, при́зри на ны, рабы́ Твоя́, / и изба́ви от страсте́й душетле́нных.

Песнь 6

Ирмо́с: Ят бысть, / но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на: / Твой бо о́браз нося́, / страда́вшаго и погребе́нию да́вшагося, / я́ко от черто́га, от зве́ря изы́де; / приглаша́ше же кустоди́и: / храня́щии су́етная и ло́жная, // ми́лость сию́ оста́вили есте́.

Всем правосла́вным засту́пник был еси́, богоизбра́нный Нико́лае, / наро́дом Слове́нским защи́ту благу́ю явля́яй / и, я́ко брат бра́ту, помога́яй.

О сы́не ве́рный Святы́я Це́ркве! / Ты ревни́тель прославле́ния святы́х яви́лся еси́, / хра́мов созида́тель, святы́х оби́телей благоукраси́тель, / Святы́я Земли́ и Горы́ Афо́нския благотвори́тель, / просвеще́ния правосла́внаго попечи́тель и мона́шества покрови́тель.

В житии́ ва́шем и в де́лех любве́ о́браз христиа́ном бы́сте, / боговенча́ннии ца́рие Нико́лае и Алекса́ндро, / полага́сте бо во главу́ у́гла Ка́мень, Христа́, Бо́га на́шего.

Богоро́дичен: К Тебе́ прибега́ем, Цари́це держа́вней, ве́рных покро́ве, / на Тя наде́жду возлага́ем спасе́ния на́шего, / Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, не пре́зри нас.

Конда́к, глас 8:

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, / / за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

И́кос:

Сла́вою и бога́тством благоче́стия сия́ющии, / багряни́цею многоце́нною и венце́м украше́ннии, / ми́лостию и пра́вдою в житии́ просия́вшии, / ве́ру, наде́жду и любо́вь к Бо́гу до конца́ яви́ли есте́. / К вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, / за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Песнь 7

Ирмо́с: Неизрече́нное чу́до, / в пещи́ Изба́вивыи́ преподо́бныя о́троки из пла́мене / во Гро́бе мертв, бездыха́нен полага́ется / во спасе́ние нас, пою́щих: / Изба́вителю, Бо́же, // благослове́н еси́.

Я́ко при́сных ва́ших, неду́жных во́инов чадолю́бне посеща́сте, ца́рственнии му́ченицы, / и с любо́вию их утеша́сте, / места́ же их упокое́ния слеза́ми ва́шими ороша́сте.

Вы есте́ о́браз супру́жества доброде́тельнаго и дете́й воспита́ния благочести́ваго, / святи́и ца́рие Нико́лае и Алекса́ндро. / Дом ваш я́ко цветни́к духо́вный соде́лавше, / на Небесе́х ны́не вку́пе со ча́ды лику́ете.

На высоте́ сла́вы челове́ческия пребыва́я, / о Небе́сных при́сно помышля́л еси́, царю́ Нико́лае, / а́може устреми́ся душа́ твоя́ свята́я.

Богоро́дичен: Всесвята́я Влады́чице, / оживи́ ум наш, умерщвле́нный страстьми́ мно́гими, / и укрепи́ ны богоуго́дная твори́ти, / да велича́ем Тя, я́ко Засту́пницу ро́да христиа́нскаго.

Песнь 8

Ирмо́с: Ужасни́ся, боя́йся, Не́бо, / и да подви́жатся основания земли́: / се бо в мертвеце́х вменя́ется в Вы́шних Живы́й / и во Гроб мал странноприе́млется. / Его́же, о́троцы, благослови́те, / свяще́нницы, воспо́йте, // лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.

Егда́ уго́дницы Бо́жии предреко́ша вам путь му́ченический, я́коже Па́влу проро́к Ага́в, / вы, ца́рственнии страстоте́рпцы, не уклони́стеся ни одесну́ю, ни ошу́юю, / но му́жественне проидо́сте его́, / взира́юще на Соверши́теля ве́ры Иису́са Христа́.

Во страда́ниих ва́ших, страстоте́рпцы святи́и, / не отверго́стеся Пути́, Истины и Живота́, Христа́ Бо́га на́шего, / не устраши́стеся богобо́рцев, / но в терпе́нии ше́ствовасте ца́рским путе́м в жизнь ве́чную.

Увы́ нам, оте́ческия заве́ты попра́вшим, / от обе́та ве́рности ца́рскому ро́ду, Це́рковию Свято́ю благослове́нному, отсту́пльшим / и та́ко от пути́ Бо́жия отлучи́вшимся. / Прости́ нас, Го́споди, за вся си́я соде́янная / и поми́луй моли́твами святы́х страстоте́рпец.

Богоро́дичен: Засту́пницу на́шу Тя ве́мы, Богоро́дице, / непреста́нно бо о нас мо́лишися, / во е́же пока́ятися и испра́витися нам, упова́ние и прибе́жище душ на́ших.

Песнь 9

Ирмо́с: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, / зря́щи во Гро́бе, / Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: / воста́ну бо, и просла́влюся, / и вознесу́ со сла́вою непреста́нно, я́ко Бог, / / ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.

Да воскре́снет Русь Свята́я моли́твами ца́рственных страстоте́рпец и новому́ченик Твои́х, Го́споди, / и да расточа́тся вси врази́ ей вско́ре, / и от лица́ ей да бежа́т вси ненави́дящии ю отны́не и до ве́ка.

Все упова́ние на Го́спода возложи́ держа́вный царь наш. / Та́кожде и мы со упова́нием Го́споду помо́лимся, / да укрепи́т Он моли́твами Богоро́дицы и ца́рственнаго страстоте́рпца страну́ на́шу в Правосла́вии / и спасе́т ду́ши на́ша.

Я́ко досто́йное пе́ние приими́те, святи́и страстоте́рпцы, ма́лое моле́ние сие́ / и, я́коже Христо́с прии́т вдови́цы две ле́пте, / не возгнуша́йтеся нас, окая́нных, / страстьми́ обурева́емых, убо́гих чти́телей и служи́телей ва́ших.

Богоро́дичен: Держа́вным Твои́м покро́вом, Чи́стая, / рабы́ Твоя́ сохрани́ вся невреди́мы: / Тя бо еди́ну и́мамы прибе́жище в ну́ждах, утеше́ние в ско́рбех и побе́ду во бране́х на́ших.

Свети́лен:

Невече́рнему Све́ту предстоя́ще, / страстоте́рпцы святи́и ца́рственнии, с му́ченическими ли́ки, / во испыта́ниих не оставля́йте ны моли́твами ва́шими.

Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:

Ро́ждшая Свет Незаходи́мый, / просвеща́ющий седя́щих во тьме неве́дения и пре́лести, / озари́ и нас, гре́шных, све́том Сы́на Твоего́.

На хвали́тех стихи́ры на 4, глас 8. Подо́бен: О, пресла́внаго чудесе́:

О, пресла́внаго чудесе́! / Святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы седмочи́сленнии / в годи́ну страда́ний за Христа́ / сохрани́ша любо́вь и ве́рность Ему́, / друг дру́га тяготы́ нося́ще / и та́ко исполня́юще зако́н Его́, / сего́ ра́ди ны́не на Небеси́ ца́рствуют / и дерзнове́нно мо́лятся // о спасе́нии душ на́ших.

О боговенча́нный царю́ Нико́лае, / сла́вный слуго́ Святы́я Це́ркве, / храни́телю ея́ и защи́тителю, / избра́нный Бо́гом ея́ покрови́телю, / вели́каго Иустиниа́на подо́бниче, / вонми́ гла́су моле́ния на́шего, / прости́, защити́ и укрепи́ / заблу́ждших чад твои́х, // да ве́рою и любо́вию просла́вим Просла́вльшаго тя.

О, пресла́внаго чудесе́! / Свята́я му́ченица Алекса́ндра, / в го́рцем заточе́нии от богобо́рцев бы́вши / и ча́ющи сме́рти за Христа́, / вку́пе с четвери́цею дев му́дрых, дще́рей свои́х, / се, Жени́х гряде́т, глаго́ла. / Угото́вим свети́льники своя́, / да вни́дем в черто́г Его́ / / и облеце́мся вси оде́ждею сла́вы Его́.

О благове́рный царе́вичу Алекси́е, / во смире́нии се́рдца ты глаго́лал еси́: / внегда́ мне ца́рствовати, / да не обря́щутся ни́щии и убо́зии. / Егда́ же кре́стным путе́м жития́ твоего́ / и му́ченическою твое́ю кончи́ною / в Ца́рство Небе́сное возше́л еси́, / иде́же име́я дерзнове́ние ве́лие, // мо́лишися о всех, тре́бующих твоея́ по́мощи.

Сла́ва, глас то́йже:

О свята́я седмери́це ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ва похвало́ и сла́во! / Соизволе́нием Отца́ Безнача́льнаго, / соверше́нием Сы́на Единоро́днаго / и соде́йствием Свята́го Ду́ха / му́ченицы за ве́ру показа́стеся / и Ца́рствия Бо́жия прича́стницы соде́ластеся. / Приими́те покая́ние на́ше / и моли́те Триеди́наго Бо́га / страну́ на́шу Росси́йскую / в Правосла́вии и единомы́слии неколе́блему сохрани́тиу / и спасти́ ду́ши на́ша.

И ны́не, глас то́йже. Подо́бен: О, пресла́внаго чудесе́:

О, пресла́внаго чудесе́! / Небесе́ и земли́ Цари́ца, / от святы́х сро́дников на́ших умоля́емая, / до ны́не зе́млю Ру́сскую покрыва́ет / и ли́ка Своего́ изображе́нии ми́лостивно обогаща́ет. / О Влады́чице держа́вная! / Не преста́ни и на бу́дущее вре́мя / во утвержде́ние на Руси́ Правосла́ вия // ми́лости и чудеса́ излива́ти до ве́ка. Ами́нь.

На Литурги́и

Блаже́нны на 8, пе́сни 3-я и 6-я. Проки́мен, глас 7: Го́споди, си́лою Твое́ю возвесели́тся царь / и о спасе́нии Твое́м возра́дуется зело́. Стих: Жела́ние се́рдца его́ дал еси́ ему́ и хоте́ния устну́ его́ не́си лиши́л его́. Апо́стол к Ри́мляном, зача́ло 99. Аллилу́ия, глас 1. Стих: Я́ко царь упова́ет на Го́спода и ми́лостию Вы́шняго не подви́жится. Стих: Вознеси́ся, Го́споди, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́. Ева́нгелие от Иоа́нна, зача́ло 52. Прича́стен: Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, / во́ньже а́ще день призове́м Тя.

Моли́тва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко Иова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м,

Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татиа́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Царская Семья: Император Николай II, Императрица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца – Императора Александра III – 20 октября 1894 года. Коронование на Царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса будущая Российская Императрица Александра Феодоровна – 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года. В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий.

Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу.

Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах.

В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося.

Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

Император, от природы замкнутый, чувствовал себя спокойно и благодушно прежде всего в узком семейном кругу. Знавшие семейную жизнь Императора отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной Семьи. Центром ее был Цесаревич Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. Обстоятельством, омрачавшим жизнь Императорской Семьи, была неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно. Характер болезни являлся государственной тайной, и родители часто должны были скрывать переживаемые ими чувства, участвуя в обычном распорядке дворцовой жизни. Императрица хорошо понимала, что медицина была здесь бессильна. Но ведь для Бога нет ничего невозможного. Будучи глубоко религиозной, она всей душой предавалась усердной молитве в чаянии чудесного исцеления. Подчас, когда ребенок был здоров, ей казалось, что ее молитва услышана, но приступы снова повторялись, и это наполняло душу матери бесконечной скорбью.

Императорская чета отличалась глубокой религиозностью. Императрица не любила светского общения, балов. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям.

Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за службой.

Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов.

С началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы – одним словом, делает все, что было важно для ведения этой войны.

Императрица с самого начала войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми – Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.

Император рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом, впрочем, всегда предоставляя ведущим военным специалистам широкую инициативу в решении всей совокупности военно-стратегических и оперативно-тактических вопросов.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола. Отрекаясь от Царской власти, Государь надеялся, что желавшие его удаления сумеют довести войну до победного конца и не погубят Россию. Он боялся, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови.

Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелые душевные мучения. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», говорил Государь.

Духовные мотивы, по которым последний Российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, отрекся от престола во имя внутреннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. Не случайно при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя святитель Тихон, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.

В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода – время его царствования и время пребывания в заключении.

Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора.

Большинство свидетелей последнего периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках тобольского губернаторского и екатеринбургского Ипатьевского домов как о людях, страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. В Царской Семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.

Императорская Семья проводила много времени в душеполезном чтении, прежде всего Священного Писания, и в неопустительном посещении богослужений. Доброта и душевное спокойствие не оставляли в это тяжелое время Императрицу. В письмах Александры Феодоровны раскрывается вся глубина ее религиозных чувств – сколько в них силы духа, скорби о судьбе России, веры и надежды на помощь Божию! И к кому бы она ни писала, она находила слова поддержки и утешения. Эти письма настоящие свидетельства христианской веры.

Утешение и крепость в перенесении скорбей узникам давало духовное чтение, молитва, богослужение, причащение Святых Христовых Таин. Множество раз в письмах Государыни говорится о духовной жизни ее и других членов Семьи: «В молитве утешение: жалею я тех, которые находят не модным, не нужным молиться». В другом письме она пишет: «Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного».

Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший Царских детей, писал: «Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи страстной и греховной – меня привело в изумление».

В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.

Их истинное величие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной высоты, на которую они постепенно поднялись.

В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в Екатеринбурге совершилось злодейское убийство Царской Семьи. Вместе с Императорской Семьей были убиты их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку: доктор Е. С. Боткин, комнатная девушка Императрицы А. С. Демидова, придворный повар И. М. Харитонов и лакей А. Е. Трупп, а также убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адьютант И. Л. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер.

Почитание Царской Семьи, начатое уже святителем Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось на протяжении всего советского периода русской истории, несмотря на жестокие преследования от безбожной власти. Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членов Царской Семьи. В домах в красном углу почитатели Царственных страстотерпцев, рискуя жизнью, помещали их фотографии. Особая ценность – публикации, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным страстотерпцам. Речь в них идет об исцелениях, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора Николая II и Царственных страстотерпцев, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных страстотерпцев пятен кровавого цвета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: