1. Объясните, в чем состоят отличия ситуаций, характеризующихся риском и неопределенностью? Опишите особенности процессов принятия решений в этих ситуациях.
2. Практикой менеджмента выработана общая технология процесса принятия и реализации управленческих решений. Вам предстоит из предложенных ниже действий (этапов) составить технологическую цепочку принятия и реализации решения. Поставьте номер очередности каждому из этапов.
А. Определение разрешимости проблемы.
Б. Оценка полноты и достоверности информации о проблеме.
В. Документальное оформление решения.
Г. Определение существования проблемы.
Д. Выявление вариантов решения проблемы.
Е. Оценка новизны проблемы.
Ж. Контроль за исполнением решения.
З. Установление возможных взаимосвязей с другими проблемами.
И. Выбор решения.
К. Формулирование цели (целей) принятия решения.
Л. Анализ и оценка вариантов решения.
М. Определение критериев для оценки альтернатив.
Н. Составление плана реализации решения.
О. Согласование решения с исполнителями и заинтересованными лицами.
П. Выявление причин возникновения проблемы.
Р. Формулирование ограничений принятия решения.
С. Подведение итогов выполнения решения.
Т. Доведение решения и плана его реализации до исполнителей.
У. Определение этапов, сроков и исполнителей решения.
Ф. Утверждение решения руководителем.
Как Вы думаете, какие из этих этапов процесса принятия решения чаще всего игнорируют менеджеры?
3. Назовите и прокомментируйте содержание двух важнейших (на Ваш взгляд) управленческих решений, касающихся развития туризма в Республике Беларусь. Используя материал раздела 10.4 данной главы, попытайтесь оценить их качество.
|
4. Одним из популярных методов принятия управленческих решений является «мозговой штурм» (мозговая атака). На практике используются несколько методик (вариантов) проведения «мозгового штурма». С помощью одной из них Вам предстоит определить пути решения одной из самых сложных проблем белорусского туризма – проблемы повышения эффективности въездного туризма.
Технология проведения «мозгового штурма»:
1) необходимо разделиться на группы по 4 – 5 чел.;
2) в течение 10 мин. записать в свои тетради идеи и предложения по решению вышеназванной проблемы;
3) поменяться тетрадями в группах по часовой стрелке (через 6, 5, 4 … мин.) и дополнить записи своих коллег «свежими» идеями и предложениями;
4) после полного оборота тетрадей в группе составить на отдельном листе общий список предложений (идей);
5) вычеркнуть повторяющиеся, дублирующие друг друга предложения (идеи);
6) обсудить в течение 15 мин. в каждой группе оставшиеся предложения (идеи) и выбрать из них 8 – 10 главных (важных, приемлемых, приоритетных);
7) выбрать (выделить) из состава каждой группы по одному эксперту для оценки отобранных предложений (идей);
8) после обсуждения в течение 10-15 мин. эксперты отбирают и заносят на доску 10 – 12 наиболее важных (приемлемых) на их взгляд предложений (идей);
9) далее всем вместе необходимо оценить их в баллах (с помощью карточек или пальцев рук). При этом каждый участник «мозгового штурма» может использовать для оценки всего комплекса предложений (идей) ограниченное число баллов (например, 10 – 12). Он может использовать их для оценки как одного, так и нескольких предложений;
|
10) выделить 3 – 4 предложения (идеи), набравшие наибольшее количество баллов. Эти предложения (идеи) могут быть положены в основу управленческого решения или выступать в качестве альтернатив.
5. Используя предложения (альтернативы) по повышению эффективности въездного туризма, полученные в результате «мозгового штурма» (см. задание 4), подготовьте проект управленческого решения соответствующего органа управления.
Обсудите индивидуально подготовленные проекты решения в «своих» подгруппах (4 – 5 чел.) и выберите из них лучший.
Занесите отобранный проект решения на доску (или размножьте с помощью множительной техники) и проведите его публичную защиту в общей группе.
6. Ситуация «Кризис».
Оцените ситуацию и ответьте а вопросы.
Концерн «Белинтурист» процветал до того периода, пока туристская отрасль не столкнулась с серьезными трудностями, связанными с распадом СССР, а также рядом неблагоприятных внешних факторов: глобальный экономический спад, рост курса доллара, девальвация национальной валюты, инфляция, возросшая конкуренция со стороны частных туристских фирм.
Вопросы:
1. В чем могла бы заключаться реакция руководства «Белинтурист»?
2. Какие ее решения могли бы способствовать выходу концерна из кризиса?
Тема 9
Дайте определение организационной культуры и объясните, как она возникает. Каким образом организационная культура влияет на эффективность работы организации? Приведите пример туристской фирмы, обладающей сильной организационной культурой. Каковы ее слагаемые? Можно ли назвать ее рыночной?
|
2. Приведите в соответствие друг другу термины и определения из двух колонок, данные в таблице вразброс:
Ценности | Совокупность мероприятий, оказывающих психологическое воздействие на членов коллектива |
Обряд | Отражение в закодированном виде истории предприятия |
Ритуал | Образ мышления членов коллектива |
Образ | Цели, принципы, характер взаимоотношений, образцы поведения, новаторство, этика и др. |
Обычай | Стандартное повторяющееся мероприятие, проводимое по специальному поводу |
Легенды и мифы | Ценности, обычаи, ритуалы, перенесенные из прошлого |
Менталитет | Характер взаимоотношений членов коллектива |
Традиция | Совокупность основных ценностей, принципов и целей деятельности предприятия |
Стиль поведения | Приукрашенная совокупность черт характера основателя предприятия |
Философия предприятия | Форма, воспринятая из прошлого, без каких бы то ни было изменений |
3. Назовите функции организационной культуры турфирмы. Выделите из них три, которые, по Вашему мнению, являются наиболее важными. Обоснуйте свой выбор.
4. Для туристской фирмы очень важным является формирование положительного имиджа. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на имидж турфирмы. Приведите пример турфирмы, имеющей положительный имидж и охарактеризуйте его. Есть ли ситуации, когда положительный имидж турфирмы негативно отражается на уровне продаж?
5. Перечислите основные признаки организационной культуры известной Вам туристской фирмы или другой организации. К какому типу культуры, по классификации Ч. Хэнди, можно отнести культуру вашей фирмы (организации)?
6. Назовите особенности взаимодействия менеджмента и организационной культуры. Как, по Вашему мнению, должны вести себя менеджеры в организациях с сильной и слабой культурой? Обсудите данный вопрос в группе.
7. Возьмите любую турфирму или организацию, которую Вы достаточно хорошо знаете. Укажите, насколько Вы согласны или не согласны, что данная фирма обладает приведенными в таблице признаками организационной культуры.
Признаки организационной культуры | Полностью не согласен | Полностью согласен | |||
1. Фирма и ее руководители ориентированы скорее на долгосрочные, нежели краткосрочные перспективы | |||||
2. Высокое качество и конкурентоспособность турпродукта | |||||
3. Заинтересованное и внимательное отношение к потребителям | |||||
4. Дисциплина и ответственность персонала | |||||
5. Руководители стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных | |||||
6. Высокая договорная дисциплина, ответственность по обязательствам, доверие партнеров | |||||
7. Уважение традиций фирмы | |||||
8. К приему новых работников относятся очень серьезно, с учетом сформировавшейся культуры фирмы | |||||
9. Минимальная текучесть кадров | |||||
10. Положительный имидж фирмы | |||||
11. Критерий перехода на более высокую должность – это профессионализм кандидата, а не интриги и знакомства | |||||
12. При подготовке управленческих решений учитывается мнение специалистов | |||||
13. Применение компьютеров и другой оргтехники | |||||
14. Уважительное отношение между руководителями и персоналом | |||||
15. Отсутствие назойливой рекламы | |||||
16. Чистота, порядок, современный дизайн | |||||
17. Поддержка других работников является нормой и оценивается по достоинству | |||||
18. Привлекательный стиль руководителей | |||||
19. Открытость, правдивость и честность во взаимоотношениях внутри организации и за ее пределами | |||||
20. В фирме проводятся церемонии награждения сотрудников, внесших существенный вклад в дело фирмы | |||||
Общая сумма баллов |
Подсчитайте общую сумму балов. Сумма в 80 баллов и выше означает, что в вашей фирме существует мощная организационная культура. Если Ваша оценка находится в диапазоне от 40 до 79 баллов, фирма характеризуется умеренно сильной культурой. Если организация набрала менее 40 баллов, ее культура не способствует адаптации к внешней среде и не соответствует потребностям ее членов.
Обсудите с коллегами положительные и отрицательные стороны организационной культуры вашей фирмы. Означает ли такая культура, что сотрудники фирмы должны быть похожи друг на друга?
8. Ситуация «Выдвигать или нет»?
Оцените ситуацию и обоснуйте свою позицию.
Вы директор турфирмы. Вы тесно работали с Игорем Ивановым с момента образования фирмы. Во многих ситуациях он был фактически вашей правой рукой.
В турфирме освободилась должность заместителя директора. И. Иванов – кандидатура, которая первой приходит на ум не только Вам, но и другим работникам турфирмы.
Однако перед тем как объявить о назначении Иванова, Вы получили служебную записку от менеджера по продажам Светланы Бокун. В ней говорится, что она на протяжении нескольких лет периодически подвергалась сексуальным домогательствам со стороны И. Иванова. В записке указывалось, что домогательства прекратились пять лет назад, когда она вышла из непосредственного подчинения И. Иванова. С. Бокун, будучи замужней женщиной, очень беспокоилась, чтобы данная информация не стала достоянием общественности.
Ранее Вы никогда не слышали о поведении И. Иванова ничего подобного.
Что делать?
1. Настоять на выдвижении И. Иванова, потому что даже если сказанное в записке правда, инцидент – прошлое Иванова, не имеющее отношения к его нынешнему поведению.
2. Отказаться от выдвижения, так как Иванов – не тот человек, который достоин войти в состав руководства фирмы и участвовать в формировании ее системы ценностей и норм поведения.
3. Придержать выдвижение до тех пор, пока Вы не обсудите ситуацию в деталях с И. Ивановым и С. Бокун, хотя в этом случае конфиденциальность информации сохранить сложно.
Тема 10