ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Абилитация– формирование личности с такими ка­чествами и свойствами




Абилитация – формирование личности с такими ка­чествами и свойствами, которые позволили бы не про­сто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми.

Адаптация социально-психологическая – процесс при­обретения человеком определенного социально-психоло­гического статуса, овладение теми или иными социаль­но-психологическими ролевыми функциями.

Адекватность – тождественность, соответствие.

Анализатор – нервный аппарат, выполняющий функцию приема, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней среды и самого организма.

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни. А. подразделяется по содержанию на медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.

Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести.

Аномальное развитие – значительное отклонение от ус­ловно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретен­ными дефектами и обусловливающее необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.

Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уро­вень восприятия; отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его ин­дивидуальных особенностей.

Асинхрония – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, нарушающее закон гетерохронии.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенных утомляемости и истощаемости, сниженном пороге восприятия, неустойчивости настроения, нарушениях сна, аппетита и др. Возникает в результате различных заболеваний, при умственных и физических перегрузках, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах, а также функциональной или органической неполноценности мозга (церебрастения).

Биоэтика – систематические исследования поведения человека в науках о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов.

Ведущая деятельность возраста – деятельность: а) в которой возникают и фференцируются новые виды деятельности; б) в которой формируются или перестраиваются отдельные психические процессы; в) от которой более всего зависят наблюдаемые в конкретном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вербальный – в психологии термин для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Может быть осмысленным (ряды слов, отрывки текстов и др.) и бессмысленным (группы из согласных, слоги и др.). Вербальному материалу противопоставляется невербальный –геометрические фигуры, рисунки, предметы и пр.

Генотип – генетическая конституция, совокупность генов, полученная от родителей.

Гетерохронность развития – закономерная разновременность формирования и развития психических функций.

Гиперкомпенсация – наращивание усилий в сфере несостоятельности – «преодоление».

Гнозис – восприятие.

Девиантное поведение – отклоняющееся, нарушаю­щее принятые нормы и правила, но не выходящее в область противоправных поступков.

Дезадаптация – полярный адаптации и, по существу, деструктивный процесс, в ходе которого развитие психических процессов и поведения индивида приводит не к разрешению проблемных ситуаций в его жизни и деятельности, а к усугублению трудностей существования и неприятных переживаний, их вызывающих. Д. характеризуется поломкой, нарушением сформировавшихся адаптационных механизмов вследствие, например, изменений социальной ситуации индивида или возникших нарушений здоровья.

Декомпенсация – утрата, распад, регресс достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных факторов.

Деонтология – наука о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности в профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия (врачебная практика, психотерапия и др.). Деонтологическая модель этики – это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действий не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области практики.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития. Следствием Д. в детском возрасте являются выраженные отклонения в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.

Детерминизм (латин. determinare – определять) – философская концепция, признающая объективную законо­мерность и причинную обусловленность всех явлений при­роды и общества. В психологии – закономерная и необхо­димая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Дети-инвалиды – дети, имеющие значительные ограничения в жизнедеятельности, приводящие к социаль­ной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Дефект органический – повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей.

Дефект функциональный – нарушение функций органа или общих функций организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа), например психопатии.

Дефект-центризм – подход к клиенту (испытуемому) как к носителю определенного симптома или синдрома, противостоящий ценностному и целостному подходу к личности, системе ее жизненных отношений.

Дизадаптация – исходные трудности, искажение или нарушение адаптационных процессов вследствие недостаточных нервно-психических, физических или других ресурсов индивида; невозможность осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Дизонтогенез – в широком смысле термина: отклоня­ющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие; психический Д. –нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри них.

Диссоциация – нарушение взаимосвязи психических процессов.

Дисфория – пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Особенно характерна при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, некоторых формах психопатий (эксплозивная, эпилептоидная).

Дисфункция – нарушение, расстройство функций ка­кого-либо органа или системы преимущественно качественного характера.

Диффузный – распространенный, рассеянный в.разные стороны.

Защита психологическая – адаптивные механизмы, направленные на уменьшение патогенного эмоционального напряжения, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений. и Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (результатом, которого ребенок может достичь, решая задачи с помо­щью взрослого).

Идентичность – тождественность, одинаковость; осознаваемое человеком единство и преемственность телесных и психических процессов, переживание постоянства своего физического и психического «Я», тождественности самому себе.

Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Инволюция – обратное развитие, уменьшение, упрощение, редукция (главным образом в связи с утратой

функции) какого-либо органа в течение онтогенеза; И. в психическом развитии — отмирание старого настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт (например, детской непосредственности).

Инертность – низкая подвижность нервных процессов, трудности переключения.

Интеграция педагогическая – совместное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми и подростками.

Интеграция социальная – социальная адаптация в об­щей системе социальных отношений и взаимодействия, использование социальных благ и привилегий с учетом потребностей индивида.

Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека характеристик, качеств и свойств, присущих более ранним стадиям развития; психический И. – отста­вание в личностном развитии.

Квалификация дефекта (симптома) – качественный анализ, изучение структуры нарушения, выделение того фактора (первичного дефекта), который привел к возникновению наблюдаемого симптома.

Коммуникация – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.

Компенсация нарушения (дефекта) – возмещение, вы­равнивание, развитие нарушенных или недоразвитых фун­кций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании спо­собов деятельности и поведения, способствующих соци­альной адаптации и интеграции.

Компенсация психологическая – J процесс, направлен­ный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни.

Комплекс неполноценности – комплекс черт личности, выражающийся в представлениях о собственной никчемности, ненужности, неспособности справляться с жизненными трудностями. Умеренный К.н. может стать источником конструктивных усилий и достижений человека.

Концепция «нормализации» – социально-психологическая теория и практика как можно большей приближенности жизни и быта людей с ограниченными возможностями к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Копинг – деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресур­сами, удовлетворяющими требованиям.

Коррекция отклоняющегося развития – система пси­холого-педагогических мер, направленных на исправле­ние, ослабление или сглаживание недостатков психофи­зического развития ребенка.

Кризис возрастной – особые, относительно непродол­жительные (до года) периоды онтогенеза, характеризу­ющиеся резкими психологическими изменениями. Воз­растные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для поступательного хода личностного раз­вития и связаны с системными качественными преобра­зованиями в сфере его социальных отношений, индиви­да, его деятельности и сознания.

Лабильность – нестойкость, неустойчивость, измен­чивость; в дифференциальной психологии – одно из ос­новных свойств ЦНС, характеризующее скорость возник­новения и прекращения нервных процессов.

Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся; латентный период – скрытый период физиологической реакции.

Локальный – свойственный данному месту, не выхо­дящий за определенные границы.

Манипулятивная деятельность (действия) – проявления двигательной активности ребенка, направленные на пред­меты с целью их обследования или забавы. Они характерны для младенческого возраста и совершаются «в логике руки» или «в логике физических свойств предмета», без учета способов культурного употребления предметов.

Маргинальность – позиция на периферии общества; промежуточное, пограничное положение человека меж­ду какими-либо социальными группами вследствие ут­раты прежних социальных связей и невозможности (труд­ностей) приспособления к условиям жизни. Маргинал – человек на рубеже двух культур и двух обществ.

Минимальная мозговая дисфункция, ММД – наруше­ние функций ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.

Модально-неспецифические закономерности отклоня­ющегося развития свойственны всем лицам с отклонениями в развитии независимо от модальности основного нарушения.

Модально-специфические закономерности отклоняюще­гося развития свойственны какому-то одному варианту отклонения.

Модальность – одно из основных свойств, существен­ная качественная характеристика.

Моторика – двигательная активность, включающая большие моторные акты и тонкую моторику, зрительно-моторные координации, кинестетические функции и др. Как нарушения выделяются двигательные стереотипии, тики, гиперкинезы, двигательное беспокойство или за­торможенность, параличи, апраксия и др.

Нарушения первичные, ядерные – малообратимые из­менения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенно­го фактора.

Нарушения вторичные, системные – обратимые измене­ния процесса развития психических функций, непосред­ственно связанных с первично нарушенной функцией.

Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.

Негативизм – лишенное объективных оснований со­противление предъявляемым требованиям; у детей воз­никает как реакция на требования взрослых, не учиты­вающих их потребности.

Новообразование возрастное психологическое – обоб­щенный результат психического развития в данном воз­расте (от психических процессов до свойств личности), содержащий предпосылки к распаду характерной для него социальной ситуации развития.

Онтогенез – процесс закладки, формирования, струк­турирования, расцвета функций организма с последу­ющим постепенным их увяданием.

Оценка дефекта анализатора абсолютная – минималь­ный остаток функции оценивается как частичная недо­статочность.

Оценка дефекта анализатора относительная – дефект оценивается с точки зрения развития зависящей от по­страдавшего анализатора функции при данной степени его недостаточности.

Парциальный — частичный, относящийся к отдель­ным частям.

Патогенез – раздел патологии, изучающий взаимо­связь внутренних механизмов, лежащих в основе возник­новения и развития болезненного процесса в организме.

Патохарактерологическое развитие – психогенное па­тологическое формирование характера ребенка под вли­янием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания; у детей с ограниченными возмож­ностями может быть следствием переживания своей не­полноценности.

Педагогическая запущенность – устойчивое отклоне­ние в сознании и поведении ребенка, обусловленное от­рицательным влиянием среды, недостатками воспитания, пробелами в обучении.

Пограничные состояния – нерезко выраженные нару­шения, граничащие с нормой и отделяющие ее от соб­ственно патологических проявлений, но не являющиеся их начальными или промежуточными фазами.

Праксис – способность к выполнению целенаправ­ленных автоматизированных двигательных актов.

Преморбидные особенности личности – особенности темперамента, характера, личности, имевшие место до начала заболевания.

Псевдокомпенсация – неадекватное использование личностью защитных механизмов и копинг-стратегий, не позволяющее найти продуктивный выход из сложившейся кризисной ситуации.

Психосоматические заболевания – функциональная и органическая патология внутренних органов, в этиоло­гии и патогенезе которой основная роль принадлежит пси­хогенным, в первую очередь стрессовым воздействиям.

Распад психической функции (функциональной систе­мы, психики в целом) – грубая дезорганизация функ­ции, ее выпадение.

Реабилитация – система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направлен­ных на восстановление, коррекцию или компенсацию на­рушенных психических функций, состояний, личност­ного и социально-трудового статуса больных, инвали­дов, лиц, перенесших заболевание.

Реабилитация психологическая – реорганизация и оп­тимизация социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями, восстановление утраченно­го или несформированного чувства личностной ценности.

Регресс – временная или стойкая деградация какой-либо функции или психики в целом, ее дезинтеграция, возврат на более низкий уровень развития.

Резидуально-органические расстройства – разнообраз­ные нервно-психические нарушения, обусловленные от­носительно стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде все­го пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных (энцефалита, черепно-мозговой травмы, интокси­кации и т.д.).

Резистентность (латин. resistere – сопротивляться) – устойчивость, неуязвимость, сопротивляемость психики или организма к воздействующим патогенным факторам.

Ретардация – незавершенность отдельных этапов раз­вития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует ин­волюция (угасание) более ранних форм.

Ригидность – недостаток пластичности, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Саморегуляция психологическая – целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиоло­гических функций с помощью особых средств контроля за деятельностью.

Сензитивный период – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптималь­ный для освоения соответствующих видов деятельности.

Сенсорный (лат. sensus – чувство, ощущение) – от­носящийся к сфере ощущений (зрительных, слуховых и т.д.).

Сепарация – ситуация долговременной разлуки ре­бенка с матерью или иным лицом, ее заменяющим; пре­кращение специфической связи между ребенком и его социальной средой.

Симптом – характерные проявления, признаки пси­хических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормаль­ного функционирования организма или психики.

Синдром – симптомокомплекс, определенное соче­тание группы симптомов, объединенных механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, ха­рактеризуя определенное болезненное состояние орга­низма.

Сложный дефект (сочетанные нарушения) – сочета­ние двух и более дефектов развития, имеющее особую структуру, качественно отличную от его составляющих: умственно отсталые слепые (слабовидящие) и глухие (сла­бослышащие), слепоглухие, глухие и слабослышащие с нарушением о порно-двигательного аппарата и др.

Созависимость – негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого пове­дения кого-либо из членов семьи.

Соматический (греч. soma – тело) – термин, приме­няемый для обозначения различных явлений в организ­ме, связанных с телом, в противоположность психике.

Социализация – двусторонний процесс усвоения ин­дивидом социального опыта общества, к которому он при­надлежит, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается.

Стереотип – нечто, повторяемое в неизменном виде, шаблон действия и поведения, применяемый без разду­мий, рефлексии, неосознанно. Характерная черта С. – высокая устойчивость.

Стресс – совокупность адаптационно-защитных ре­акций организма на любое воздействие (стрессор), по­рождающее психическую или физическую травму.

Толерантность фрустрационная – устойчивость к фрустраторам, в основе которой способность человека адек­ватно оценивать фрустрационную ситуацию и предвидеть выход из нее; зависит от сложившихся у человека устой­чивых форм эмоционального реагирования на жизнен­ные трудности.

Тотальный – полный, всеохватывающий, всеобъем­лющий.

Фенотип – любой поддающийся наблюдению признак организма – морфологический, физический, поведен­ческий. Фенотип – продукт взаимодействия генотипа и среды, но на разных уровнях организации – клеток, ор­ганов, организма; соотношение генотипа и фенотипа различно.

Фрустрация – 1) эмоциональное состояние, возни­кающее вследствие появления препятствий к достиже­нию актуальной цели и содержащее в себе компонент мотивации к обходу или преодолению препятствия; 2) состояние переживания неудачи, обусловленное не­возможностью удовлетворения каких-либо потребностей рассматривается как одна из форм психологического стресса.

Функциональная система – объединение анатомически различных, в том числе пространственно-разнесенных, элементов организма, упорядоченное взаимодействие ко­торых направлено на достижение полезного результата, выступающего системообразующим фактором. Одни и те же элементы могут входить в состав разных функциональ­ных систем.

Эйфория – радостное, веселое настроение, состоя­ние благодушия и беспечности, снижения критичности, моторного возбуждения, не соответствующего объектив­ным обстоятельствам, не имеющее объективных причин появления и достаточно стойкое.

Экзогенный – внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами (биологическими и социальными).

Эмпирический – основанный на чувственном позна­нии, практическом опыте.

Эндогенный – внутреннего происхождения, вызыва­емый внутренними причинами. По отношению к откло­нениям в развитии — это наследственное (конституцио­нальное) происхождение.

Энцефалопатия – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера, сопровождающееся головными болями, нарушениями настроения, сниже­нием умственной работоспособности и др.

Этика, этический кодекс – совокупность или свод мо­ральных правил поведения отдельной личности, обще­ственной или профессиональной группы.

Этиология – раздел медицины, посвященный изуче­нию причин и условий возникновения болезней.

Я-концепция – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая си­стема представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к себе и строит взаимодействие с другими людьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: