1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ
Среди упомянутых нами в начале общих временных категорий не случайно отсутствовала главная — развитие. В ней же содержится квинтэссенция человеческого времени, ею объединяются сама личность как определенная временная система и жизненный путь как ее способ осуществления себя во множестве времен и пространств и едином времени жизни.
Сложившиеся в мировой психологии теории развития позволяют дифференцировать в целях научного исследования следующие его специфические направления:
1. Возрастное, включающее его общую для всех личностей периодизацию.
2. Развитие личности как индивидуальности, представленное как развитие способностей, с одной стороны, и как развитие интегральной индивидуальности, неповторимости, вплоть до уникальности личности, с другой. Но здесь развитие не рассматривается во времени.
3. Развитие личности как члена общества, ее социализация, включающая освоение, потребление и созидание культурных ценностей и социальных норм, требований и условий, а также опыта социального взаимодействия.
4. Развитие личности в деятельности, труде, профессии. Развитие и творчество.
5. Развитие личности как субъекта жизненного пути.
6. Биография как история личности (Ш. Бюлер).
7. Нравственно-духовное развитие и совершенствование личности, развитие «по восходящей» (С. Л. Рубинштейн).
Среди понятий, раскрывающих непосредственно связанные со временем особенности развития личности, наиболее значимы следующие: этапы, или периоды, развития; понятия, подчеркивающие их последовательность и специфичность по отношению друг к
______ ____ __ __Глaвa пятая __ __ 213
другу; способности, аккумулирующие личностный временной потенциал; «сензитивность» как особая предрасположенность к развивающим воздействиям — понятие, близкое к знаменитой «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского; зрелость в понимании Э. Эриксона как сохранение идентичности в изменениях, возрастные кризисы; «потенциал личности» в понимании С. Л. Рубинштейна как неразвернутые, еще не реализованные возможности развития, «диахронический» или «гетерохронный» характер развития, особо подчеркиваемый Л. И. Анцыферовой, В. Д. Шад-риковым и др., наконец, завершая далеко не полный перечень, ананьевские понятия «современник» и «акме» как вершины развития, достигаемого личностью на определенном этапе ее жизненного пути. Среди концепций развития наибольшей известностью и конструктивностью отличаются: рубинштейновский принцип развития, объясняемого через деятельность; концепция развития Л. С. Выготского; теория развития Кельберга, детально раскрывшего содержание стадий развития, имеющего восходящий характер и показавшего ведущую роль когнитивного в развитии личности;
|
теория эпигенетического развития Эриксона, интегрировавшая роль биологических факторов воспитания и социокультурного окружения, а также раскрывающая содержание восьми психосоциальных кризисов, теория Ж. Пиаже.
С. Л. Рубинштейн первоначально сформулировал принцип развития применительно к пониманию психических процессов, подчеркнув, что главным является их личностное основание, которое интегрирует в единое целое психические явления, во-первых, и придает личностную направленность их развитию, во-вторых. Затем он разрабатывал принцип единства сознания и деятельности, сущность которого раскрывается только через понимание их принадлежности личности. Сознание личности проявляется в деятельности (как и другие психические процессы) и развивается в ней. Чрезвычайно важным здесь было расширение традиционного понимания развития как прохождения через некоторые последовательные (во времени) этапы. Между сознанием и деятельностью была установлена связь нового типа — отвечающая принципу одновременности. Нельзя сказать, что сознание сначала проявляется в деятельности, а затем развивается в ней. Это происходит одновременно. Тем самым понимание сущности развития было связано с функционированием системы (под системой подразумевалась личность), а не с прохождением ею ряда этапов. Наконец, сформулировав принцип детерминизма как преломления внешних условий через внутренние, С. Л. Рубинштейн доказал наличие внутренней «логики» в развитии личности, а поэтому не только ее избирательности к внешним воздействиям, но и способности «обособиться» от «логики внешних обстоятельств», самоопределиться по отношению к ним.
|
I.
214 ______ Время^ жизненного пути и развитие личности________
Таким образом, принцип развития личности интегрировал законом мерности поэтапного развития, функционального развития и специфического внутреннего развития личности. Наконец, С. Л. Рубинштейн в работе «Человек и мир» вводит категорию субъекта жизненного пути, которая открывает перспективу для понимания восходящего характера развития личности, ее совершенствования. Удивительно, что сама эта идея была высказана им в молодые годы в некрологе на смерть Н. Н. Ланге, когда он сформулировал глубочайшую мысль о соотношении личности и жизни.
|
Огромный вклад в раскрытие объективных закономерностей развития личности внес Б. Г. Ананьев, прежде всего потому, что он преодолел свойственную всей мировой психологии (и особенно советской психологии — в силу идеологических причин) абсолютизацию роли детства в развитии личности и сосредоточенности психологов именно на развитии личности ребенка. Он поставил вопрос о развитии взрослой личности и указал, вслед за С. Л. Рубинштейном, на роль жизненного пути как особой траектории этого развития. Используя применительно к личности понятие «зрелость», он дифференцировал (вслед за Д. Берреном) этапы ранней, собственно зрелости и поздней зрелости. Анализируя этапы жизненного пути, он ввел очень перспективные понятия «старт» и «финиш», проанализировал процесс достижения личностью самостоятельности, материальной и моральной независимости, правовой Зрелости; моменты, раскрывающие овладение реальностью взрослым человеком. Одновременно он делит жизненный путь на фазы, определяемые историческими событиями, сменой способов воспитания, образа жизни, и считает, что он накладывается на возрастные стадии онтогенетического развития. Общей особенностью онтогенетического развития Б. Г. Ананьев считает гетерохронность, т. е. неравномерность развития разных психических функций. Этот подход в известном смысле противостоит концепции Кольберга, который утверждал, что всегда когнитивное развитие человека является ведущим по отношению к моральному, исключая тем самым реальную сложность и вариативность путей развития разных личностей. Очень существенно, что Б. Г. Ананьев выделяет противоречия в развитии личности (и в ее характере), связывая их именно с ее индивидуальными особенностями и неравномерностью занятия личностью разных позиций, ее достижений и т. д. История личности, употребляя термин Ш. Бюлер, считает Б. Г. Ананьев, начинается позже, чем история индивида, и для «появления» личности важно достижение определенного уровня нервно-психического развития. Впрочем, исследование М. И. Лисиной, проведенное много лет спустя, показало, что личность, как называет ее М. И. Лисина — «праличность», возникает гораздо раньше, чем это предполагалось, чуть ли не в два месяца, и условием ее «появления» является об-
________________Глава пятая ________ _._215
щение. В свою очередь В. И. Слободчиков доказал, что для ранних этапов развития личности ребенка существенно не общение ребенка с матерью, предполагающее их обособленность, а наличие общности «мать—дитя», внутри которой развивается первичное по отношению к «я» — «мы», о котором ранее писал С. Л. Рубинштейн.
Далее Б. Г. Ананьев возражает против выделения в качестве основания периодизации ведущего вида деятельности (чего придерживались и С. Л. Рубинштейн, и многие другие психологи) и считает, что в основе периодизации лежит не принцип последовательности, а принцип одновременности: субъекты познания и деятельности возникают одновременно. Однако важно отметить и то, что категорией субъекта Б. Г. Ананьев (в отличие от С. Л. Рубинштейна) обозначал не совершенствование личности или организацию ею жизненного пути, а приписывал ей дифференциальное значение; он с помощью этого понятия дифференцировал специфику познания от специфики деятельности и последней от общения.
Однако в силу специфичности выявленных каждой теорией аспектов развития, не говоря о различии методологий его трактовки, в силу оригинальности концептуализации, несмотря на то, что психология развития уже выделилась в самостоятельную область психологии, теория развития и его реальность остаются недостаточно интегрированными.
Опираясь на проведенные исследования личностного времени, можно попытаться сделать шаг в этом направлении.
Несмотря на принятое деление жизни личности на прошлое, настоящее и будущее, существует единое специфическое время личности. Его единство определяется общими для всех личностей функциями прошлого, настоящего и будущего в отношении настоящего: прошлого как уже найденного и опробованного личностью индивидуального бессознательного и сознательного деятельного способа самореализации в жизни; будущего — как времени—пространства для поиска и открытия новых возможностей в себе и самореализация в мире. Прошлое «вбирается» личностью в свой настоящий способ жизни и свой «склад». Оно не остается оставленным позади реальным пространством. Оно становится идеальным и экзистенциальным пространством самой личности. Будущее — в отличие от прошлого — это проективное личностное пространство, образованное способностями ее сознания, воображения, мышления, мотивации достижений и притязаниями. Сколько жизненных сил, жизненных умений, способностей чувствовать, мыслить и осознавать личность вобрала из всех этапов своего прошлого в свое настоящее «я» и его отношения с миром, сколько проективного, конструктивного времени—пространства она способна охватить как свое будущее и сколь разумен и обоснован этот перспективный охват, масштаб, столь и сильна пружина личностного времени,
216 __ Время жизненного пути и развитие личности ___ _
движущая ее в это будущее. Проекция в будущее есть опора на реальное пространство — состояние настоящей жизни, обеспеченное механизмами самой личности. От прошлого движение жизни в основном идет к настоящему, в настоящем же личностью осуществляется реверсия времени — оно идет от настоящего к будущему (как бы следуя привычному для нас ходу времени) и — одновременно — от будущего к настоящему. Здесь применим открытый С. Л. Рубинштейном в отношении связи сознания и деятельности принцип специфичности времени жизни каждой данной личности: особенность каждого типа личности в том, как она конструирует время—пространство своей жизни своим сознанием, активностью, переживаниями и... душой. Гегель видит эти движущие силы, но считает, что их проявление зависит от человека — «силы человеческой души, которые человек, именно потому, что он человек, должен признавать и которым он должен давать проявиться и развиваться в себе» [39, с. 224]. Ниже попробуем конкретизировать это понятие с наших научных позиций.
Развитие личности в жизненном пути носит, таким образом, типологический характер, как и сам способ ее жизни. Если следовать самой первоначальной (в цикле наших исследований) типологии В. И. Ковалева, то развитие функционального типа личности (активно-ситуативного) может достигать в краткий период максимального уровня, а характер его активности адекватен масштабу задач или ситуации, которая разрешается им продуктивно по внешним и внутренним критериям. Происходит достижение адекватного ее типу (индивидуальности) совмещения во времени способа самореализации, объективации в данный период жизни и развития (по С. Л. Рубинштейну). Таким образом, достижение зрелости осуществляется быстрым путем при совмещении оптимального функционального самовыражения и «присвоения» его результата как своего оптимального способа, т. е. развития.
Развитие пролонгированно-пассивного типа может носить, в соответствии с соображениями Юнга и Кольберга, действительно, преимущественно интеллектуальный характер, но не обязательно «вести за собой» нравственное развитие. Но, как показало исследование Т. Н. Березиной, наиболее интеллектуально развитый, т. е. творческий тип самореализуется как экстраверт или интроверт в межличностном или индивидуальном времени—пространстве. Поэтому первый тип (творческий экстраверт) может развиваться как активно-ситуативный тип. Но при этом для обоих типов необходимо осваивать время—пространство культуры как условие и контекст развития.
Тот тип, который В. И. Ковалев считает творческим (не в обычном смысле, а по критерию овладения временем жизни), может развиваться «по восходящей» (С. Л. Рубинштейн) таким образом,
____________ __ Глава_ пятая. __.__ ______ 217
когда Достижение одной ступени развития (ступени, а не этажа) создает внутренние и внешние предпосылки для следующей. Этот тип поэтому может быть максимально независим в своем развитии от содействующих или противодействующих ему обстоятельств.
Не приходится говорить о том, что пассивно-ситуативный тип, зависящий в своем развитии лишь от оптимально сложившейся «случайности» обстоятельств, не имеет внутренней «движущей силы» развития, но, вероятно, избегает и многих противоречий, которые порождаются активностью типов, становящихся субъектами своей жизни.
Развитие личности обеспечивается ее способностью умножать время жизни, достигая при этом подлинности самоосуществления своей индивидуальности в жизни. Понятие подлинности является первым, но не исчерпывающим его содержания аналогом эриксо-новской «зрелости». Эта способность была эмпирически выявлена как внутриличностная детерминация или внешняя детерминация времени личности, различающаяся у разных типов.
За счет чего происходит «умножение» времени жизни? Для одного типа (например, функционального) — это интенсивность жизни, т. е. вмещаемость в ее время бесконечно большего числа свершений, общений, отношений и событий, чем у других людей;
равномерная, бедная событиями жизнь вызывает у них чувство скуки. Мы уже ссылались на пример жизни княгини Тенишевой, которая была необыкновенно насыщена самыми разнообразными видами деятельности и творчеством. Для другого типа (например, «созерцателя») умножение времени жизни — это ее глубина, проникновение в научные, духовные, нравственные проблемы. Для третьего типа (творческого) — это масштаб охвата деятельностного духовного времени—пространства культуры.
Жизнь С. Л. Рубинштейна была соизмерена им самим с судьбой науки, философии и одновременно с судьбой самого «малого» и слабого человека, которого он считал своим долгом поддержать и укрепить душевно. Это он делал и в жизни, и в науке, взяв на. себя ответственность за судьбу психологии в страшное сталинское время.
Пассивно-ситуативный тип личности живет сегодняшним днем, обыденной, часто в силу внешних обстоятельств пустой, бедной событиями жизнью, в конце которой ему «нечего» и вспомнить.
Именно поэтому разные типы людей достигают личностной зрелости в разные периоды жизни, одни — в юности, другие — иногда только под старость, а иногда вообще не достигают ее. Поэтому «зрелость» — не данность возраста, а достижение определенного, соответствующего типу личности способа жизни. Это и есть своевременность личности, определяемая уже не как совмещение максимума активности и оптимального ему момента, «со-
218______ Время жизненного пути и развитие личности __ _____
бытия» деятельности, а как нахождение своего способа жизни. Жизнь в таком случае приобретает характер подлинной жизни, т. е. такой, в которой личность максимально для своего типа реализует свою сущность. Можно сказать, что стремление к этой подлинности на неосознаваемом уровне заложено в смысле жизни, о котором люди обычно с трудом говорят, который нелегко сформулировать и осознать.
Однако именно из этого соотношения — самого глобального и кардинального для личности, складывается ее переживание времени. Как выше говорилось — оно связано со смыслами, но не в обычном их тривиальном понимании, а в том, которое следует из соотношения «своевременности—несвоевременности», подлинности — неподлинности самой жизни. Известно, что самосознание — это в том числе познание самого себя. Но иногда человек, наконец с трудом овладев рефлексией, научившись вести диалог с собой, составив представление о том, каков он на самом деле, начинает чувствовать (и даже отдавать себе отчет), что он жил до сих пор не своей жизнью, не знал, что он есть, на что способен, как должен был поступать, выбирать, отвергать, настаивать. Это дает ему чувство неудовлетворенности, сознание потерянного времени жизни. Такие переживания не связаны с событиями жизни — тяжелыми, негативными или радостными. Но это переживания, основанные на смысле — жизненном осмыслении соотношения себя со своей жизнью. Время расценивается как прожитое зря, пустое, растраченное.
Заниженная самооценка, критическое отношение к себе, тревожность не дают личности пережить подлинность отношения к себе, прочувствовать экзистенциально всю полноту своей личности, что также в итоге ведет к невозможности достижения подлинной жизни, своевременности. Человек сам ограничивает время—пространство своей активности, сковывает себя осторожностью, неверием в свои силы. Приходит сознание, что упущен «шанс», упущен оптимальный момент, период самореализации; личность постоянно сомневается, как ей поступить, в каком направлении идти. Так происходит сужение, сокращение времени самой личностью, которая не в силах преодолеть свои сомнения.
Эти личностные особенности и проявляются в наличии способности определять время или подчиняться внешне задаваемому времени.
Определение, детерминация времени субъектом связана с ответственностью. Последняя прежде всего есть способность идеально-личностно очертить пространство активности, которое может удерживаться личностью на протяжении определенного времени. Здесь мы имеем дело с типом, который сам ставит себе срок завершения деятельности, данного важного дела. Возможно, что в этом контуре
____________ _ Глава пятая _______^_ _219
времени он будет действовать ритмично, равномерно. Возможно, что в соответствии со своим типом он будет «долго запрягать, но быстро ехать», т. е. он отведет время на «раскачивание», которое даст ему возможность сконцентрировать все силы своего интеллекта, чувства в один момент («дефицита») и достигнуть успеха.
Но тип личности, ставящий себе срок (согласно типологии Н. Ю. Григоровской), в конечном итоге также в определенном смысле страдает самоограничением. Эта способность хороша для достижения определенной цели деятельности, для ее планирования. Но когда речь идет о деле жизни, о взаимоотношениях с людьми, способность ставить сроки оборачивается свободой внутри контура времени, но «разрезанием» его непрерывности, продленности в будущее за его пределы. «Окончание» чревато отсутствием связи с будущим, особенно если оно сопровождается успокаивающей и расслабляющей удовлетворенностью. Полностью реализовавшись на короткой дистанции, личность уже не может продолжить свой бег на длинную, долгую. Поэтому ответственность — это не только организация времени деятельности, ответственность — жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в «последствиях», быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей.
Нужно сказать, что подробнее организация времени деятельности, выбор режима «дефицита» или «лимита» должна быть соотнесена личностью с масштабом организации времени жизни в целом, продумана ее стратегия с учетом своей ритмики, флуктуации. Если такая стратегия строится, личность берет на себя ответственность уже не только за данное дело (к сроку), а выстраивает перспективу связи разных дел, деяний, поступков в длительном временном масштабе.
Типу личности, привязанному к сроку (заданному извне или самим субъектом), присуще то «нетерпение сердца», о котором написал свой блестящий роман Цвейг. Стремление совершить поступок, сделать дело «подстегивается» нетерпением — особым, на наш взгляд, темпоральным переживанием. Оно, как справедливо отмечает Н. Ю. Григоровская, взрываясь скоротечной эмоцией, не дает личности охватить своим переживанием всю полноту возможностей данного времени, продлить мгновение, приостановить его. Это тоже не подлинность, но в данном случае не жизни, а чувства, которая объективно лишает личность полноты переживания смысла.
Тип, обладающий временной перспективой, т. е. личность в буквальном смысле слова проективная, движется своей мыслью и волей из настоящего, осуществляя реверсию времени. Она продлевает настоящее, вбирая в него будущее. Она расширяет свое настоящее время, сегодня живя одновременно будущим. Однако и
220 ___ Время жизненного пути и развитие личности ___ _
для нее справедлива закономерность, согласно которой масштаб охватываемого одновременно времени должен быть пропорционален. возможности его переживания и реального действия в нем. Эти модальности должны быть пропорциональны друг другу, во- первых, и поддерживать одна другую, во-вторых.
Однако гармония, пропорциональность сознания, переживания и активности устанавливается у разных типов в разных масштабах времени (ситуативном или пролонгированном) и при разной ведущей роли одной из модальностей. Если пролонгированный тип оказывается в дефиците времени, т. е. не только не в своей временной размерности, но и в ее жестком варианте, его переживания блокируют его способность действовать. Нарушение пропорциональности ограничивает способность к организации деятельности.
Сказанное позволяет понять, что существует сложная цепь взаимосвязей личности и ее жизни, которая в свою очередь влияет на удовлетворенность—неудовлетворенность личности, связанную с мерой переживания подлинности своей жизни. Удовлетворенность—неудовлетворенность складывается из функциональных возможностей данного типа личности, из характера связи осознания, переживания времени и его практической организации в деятельности, в общении. Тип личности влияет на способ, которым она включается в отдельные жизненные ситуации, задачи деятельности, общения. В свою очередь последние объективно складываются более или менее удачно для человека. Соотношение объективной и субъективной детерминант оказывается гармоничным (если они соответствуют друг другу) или противоречивым. Таким образом, возникает два ряда противоречий — внутриличностных, когда уже изначально негармонична связь сознания, переживания и активности, и между личностной организацией времени и объективными обстоятельствами.
Важно также отметить, что организация времени деятельности это не только и даже не столько организация времени внутри ее пространства-времени, контура, — это «размещение» деятельности в жизненном времени. На первый взгляд, это утверждение кажется парадоксальным, поскольку деятельность как труд в силу социальной необходимости уже «размещена» в нашей жизни, объективно забирая большую часть ее времени. Однако в книге «Стратегия жизни» мы не случайно определили различие между активностью личности и самой деятельностью как ее объективацией. Активность выражает потребность в деятельности, в общении, в познании (и у каждого типа личности мера активности, ее уровень и характер различны). Именно поэтому можно понять различия в способе включения в деятельность и мере активности при ее осуществлении у разных людей. Когда в психологии говорят об отчуждении личности от деятельности, речь идет не о том, что она
•
____ _______ Глава пятая _______ ____ 221
вообще не работает, не трудится, а о том, что она делает нечто безлично, пассивно.
В связи с этим Л. И. Анцыферовой и нами было внесено уточнение в классическую формулу С. Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности.
Она развивается не в любой деятельности и не при любой степени активности ее осуществления. Активность, как мы установили, проявляется при наличии потребности в деятельности, интересе к деятельности. Исследование Н. А. Растригиной позволило выявить, что потребность принимает форму определенных притязаний (в том числе не только ориентированных на успех или неудачу, как в ее работе, но на место в данной деятельности, на роль ее организации). Но, кроме потребности в активности (в соответствии с ее структурой семантического интеграла), включаются и способности личности, которые, в свою очередь, находятся в определенном соотношении с потребностями и удовлетворенностью. Исследование показало, насколько разнообразны «профили» активности, а тем самым — различны «движущие силы» личности, ее функциональные ресурсы. У одних типов противоречия заложены уже в самой активности, у других — в соотношении активности и деятельности, активности и общения, связанного с деятельностью или составляющего основу различных жизненных отношений личности.
Развитие личности осуществляется не только в сензитивные, критические или определенные возрастные периоды, оно, реализуясь через разрешение противоречий внутреннего и внешнего, которые однозначно не связаны с возрастными, сенситивными или критическими периодами, этапами. В такой формулировке принцип развития звучит достаточно абстрактно, реально личность оказывается «соизмеримой—несоизмеримой» с жизненными противоречиями, которые принимаются ею, определяются ею как жизненная проблема. Противоречие может существовать в самой личности и заключаться, например, в дефиците ее желаний по отношению к возможностям. Это противоречие, связанное с дефицитом «движущих сил», ресурсов личности.
Другие противоречия возникают в силу несоответствия характера ее активности и деятельности, способа самовыражения и необходимости, связанной с объективацией, самореализацией. Первые противоречия с большим трудом поддаются осознанию.
Осознание противоречия предполагает его верификацию как проблемы, т. е. ограничение его сторон, его сути. Мы ищем причины наших неудач или трудностей в отношениях к нам других людей, в сложившихся обстоятельствах. Что выбрать в качестве основы решения проблемы — свою собственную волю, активность, направив их на изменение ситуации, или выждать, пока сгладится ее
222 _____ Время жизненного пути и развитие личности ________
острота, дать проявиться негативному отношению или сделать вид, что его не замечаем, игнорировать его внутренне? Так мы интуитивно ищем контуры проблемы, соотношение в ней зависящих и не зависящих от нас обстоятельств. Каждое противоречие, прежде чем превратиться в нашу проблему, проходит через наши принципы, прежде всего нравственные. Они придают ему определенность, очерчивая контуры несоответствия, зону несоответствия в ценностном измерении. Но рефлексивная работа не всегда поддерживается и стимулируется переживанием. Переживание продлевает противоречия во времени, втягивая нашу личность целиком в его «клинч», не давая возможности «взглянуть» на него разумно, рационально.
Противоречия, будучи превращены в проблему, приобретают идеальную временную форму («идеальный объект»), принадлежат к идеальному внутреннему времени и в этом времени оформляются в некоторый его «квант» — временную размерность. В таком виде они приобретают пролонгированный характер, который резко отличается от пролонгированности, придаваемой переживаниями. Во временной квант проблема может трансформироваться одновременно с течением мыслительного процесса, пока личность сохраняет ее в неразрешенном состоянии, она «удерживается» на осознанном и неосознаваемом (интуитивном) интеллектуальном уровне. В оптимальном случае переживания поддерживают его в актуальном состоянии. Проблема не принадлежит к «сегодня» или «вчера», она не имеет таких измерений. Она «удерживается» своей личностной значимостью, ее смыслом для личности, продолжая оставаться актуальной («сегодняшней») ровно столько, сколько смысла в нее вкладывает (приписывает ей) личность. Но ее временная специфика как проблемы заключается в том, что, подставляя любые конкретные значения, личность может менять местами сами переживания и вводить новые, взятые из любого времени и пространства. Это «вращение» переменных, их позиций, значений осуществляется внутри того «кванта» времени, в который оформлена проблема. Очевидно, чем более свободным во времени, располагающим независимостью к раз установленному соотношению является тип личности, тем большее число вариантов и соотношений он может позволить себе при ее решении.
Допустим, что мы искали причину нашей проблемы в негативном отношении других людей, но неожиданно «приходит в голову» мысль, что мы сами причина этого отношения, что люди обижены невниманием, невыполненным обещанием. Проблема поворачивается «другой стороной». Множество «если» выражают свободу перестановки переменных в сознании в процессе преобразования проблемы. Некоторые данные, значения извлекаются мышлением из реального времени и пространства жизненных поступков и событий,
_______________ Глава пятая __ ___ 223
поскольку основные личностные проблемы — это проблемы жизни. Одна совершенно незначительная сама по себе ситуация, слово, взгляд могут оказаться «ключом» в реконструкции проблемы, ведущей к ее решению.
Что же есть в таком случае само решение? Мы согласны с теоретиками гештальтпсихологии в том, что это оптимальная для субъекта композиция, т. е. гештальт. Но мы не можем взять ни из одной теории мышления ни одного удовлетворительного для объяснения решения критерия. Таковым является только критерий ценностного времени: превращение составляющих проблемы в композицию сопровождается особым личностным временным состоянием, которое связано с превращением времени-неопределенности в ценностное время. Ценностное время — это новые возможности, умноженные в результате разрешения проблемы и снятия противоречий, которые не имели до сих пор ни личность, ни объективное положение вещей. Это новый гештальт (или композиция), дающий новое качество, обозначающее развитие личности.