ПЛОТНОСТЬ переживания, вероятно, близка к средней, поскольку, с одной стороны, человек не только субъективно переживает феномен, но и заполняет «дополнительное время» размышлениями, работой над проектом, и даже существует материальное доказательство того, что за дополнительное время появились дополнительные мысли (текст проекта). С другой стороны, явных физических следов такого дополнительного времени не наблюдается, человек не оказывает никакого реального воздействия на мир (не оказывал он ни при первом проживании дня, ни при дополнительном), вся его активность — внутреннего плана. Интересно то, что в конце концов даже сама респондент не может точно определить, появился у нее «лишний» день или она ошиблась в счете, поскольку у нее отсутствовали какие-то внешние «зацепки» (насколько была не насыщена внешняя жизнь), по которым можно было бы определить, сколько прошло дней на самом деле.
ЭНЕРГЕТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ. Особых энергетических последствий в виде упадка сил или болезни респонденты не отмечали. Естественная усталость после тяжелой работы компенсировалась радостью; конечно, оттого, что работа получилась, но, главное, от осознания самой ситуации. Последнее важно отметить особо. Люди переживали особую радость (интерес, любопытство, подъем) не от
________ _ Глава четве])тая__ __ _^_i______205
завершения дела как такового, а от нового качества, которое они в себе открыли (развитие новой способности, нового умения), оттого что на какой-то момент в своих возможностях они вышли за пределы самих себя и сделали, казалось бы, невозможное. Кстати, и сам случай испытуемым запомнился, главным образом, этим «выходом за пределы», а не выполнением работы, поскольку по прошествии времени само дело уже не казалось таким важным.
|
Объяснений здесь, как и для случая сознательного существования в двух альтернативных временах, может быть несколько, в зависимости от того, какую физическую концепции времени мы предпочтем. Наиболее естественно обнаруженное нами явление ложится на статичные теории физики. Если никакого течения времени нет, а есть только наше движение по 4-мерному континууму, в котором прошлое реально существует, даже когда мы его «проехали» (как существуют железнодорожные станции после того, как наш поезд их миновал), всегда есть принципиальная возможность для перехода нашего «Я» в самого себя, но в прошлом. Энергетические затраты такого перехода могут быть незначительны, поскольку нет переноса материальных тел и не оказывается воздействие на физический мир, а вся деятельность человека происходит во внутреннем плане. Субъективность такого проявления времени не делает его менее убедительным, поскольку все «психическое объективно существует только как субъективное» [32, с. 187].
С точки зрения субстанциального направления физики, появление дополнительного времени также может быть без труда объяснено. Если время — субстанция, то человек может «вырабатывать» ее или, функционируя подобно механизму, «перекачивать» из внешней среды (подобным механизмом Н. А. Козырев объяснял энергии звезд). Наконец, в реляционной физике единственным подходящим объяснением могут служить модели Калуцы—Клейна, предполагающие наличие у нашего мира скрытых измерений, в т. ч. и времяподобных [36]. Как мы уже писали выше, такое скрытое измерение может оказаться мигом нашего времени, который, однако, за собой скрывает замкнутую длительность (не существующую по часам нашего мира). Для объяснения нашего случая осталось только предположить, что внутреннее время человека также обладает скрытыми темпоральными размерностями; возрастание психологической активности личности до определенного предела позволяет психике проскользнуть в этот миг и прожить там целый день или час, и не просто прожить, но и заполнить его своими мыслями, чувствами, образами.
|
Таким образом, можно объяснить простое растяжение времени. Для объяснения «одновременного существования в двух временах» необходимо предположить, что человек как субъект обладает способностью не только проникать в скрытые размерности, но и сколь-
206 Активность личности как жизненная темпоральная система
зить по ним (чтобы создавалась иллюзия непрерывного движения), так лыжник скользит по холмам, передвигаясь одновременно в двух измерениях: по горизонтали — вперед, и по вертикали — то вверх, то вниз. Опять же скрытые размерности открываются каждым мгновением реального времени (если представить время как прямую, то самое простое — нарисовать скрытые размерности в виде пузырей, перпендикулярно отрастающих в каждой точке прямой в разные стороны), поэтому при достаточной скорости переход из «пузыря» в «пузырь» может представляться как непрерывное движение. Наконец, в случае «дополнительного времени» мы должны признать или то, что один вариант жизни человек прожил в скрытом замкнутом измерении, или же, что одна из этих дополнительных времяподобных координат обладает способностью открываться наружу в прошлом (например, за счет существования в нем обратного хода времени).
|
Кстати, концепция временных «пузырей» (скрытых времяподобных размерностей) взята нами из физики, где представляет собой одну из очень бурно развивающихся ветвей этой науки [123]. В отечественной психологии существует оригинальная концепции времени, предусматривающая существование «зазоров длящегося опыта», развиваемая В. П. Зинченко принципиально вне всякой связи с физикой. И тем не менее, глядя на сложные темпоральные диаграммы («облака и глубины») в его книге [58], наглядно представляются скрытые времяподобные координаты нашей Вселенной. «Интервалы, паузы на стреле содержательного времени назовем зазорами длящегося опыта. Из этих зазоров имеются входы в „облака", „глубины" внутренней формы живого движения. Под словами „облака" и „глубины" не скрываются сознательное и бессознательное. Их можно назвать просто „карманами", „петлями", „защечными мешками", „копилками опыта" и т. п.» [58, с. 301]. Следует также отметить, что в данной концепции предусматривается влияние активности (правда, не столько человеческой, сколько божественной) на психологическое время. Может человек и своей волей останавливать, растягивать и задерживать время, что совпадает с некоторыми выводами, полученными и в нашем эмпирическом исследовании. В. П. Зинченко пишет: «Это дление истинного акта или мысли поддерживается и непрерывно возрождается волей. Забегая вперед, замечу, что, возможно, Бог или судьба останавливают время в критических для человеческой жизни ситуациях» [58, с. 295].
И последнее, на чем мы хотели бы заострить внимание. Время связано с энергией. Наиболее явно это, разумеется, выступает у Н. А. Козырева, где время представляет собой материальную субстанцию, пронизывающую бесконечную Вселенную; субстанцию, играющую роль универсальной созидающей жизненной силы и
_ ________. • •J'лава четвертая__•_____ _..207
способную служить неиссякаемым источником энергии [67]. Однако взаимосвязь времени и энергии постулируется и в других направлениях: она следует и из формул теории относительности, присутствует она и в математических идеях и построениях И. Пригожина. Наконец, каждый из нас сталкивался с этим в школьных задачах по физике, когда для того, чтобы преодолеть расстояние (S), необходимо затратить время (t), равно как и некоторое количество энергии (Е). И это удивительное соотношение времени и энергии не исчезает при переходе к более сложным объектам, наоборот, оно становится все более ясным и почти очевидным. Например, для психологического времени существует эмпирически доказанная связь (исследования М. И. Розеновой) между общей эргичностью (энергетическая составляющая темперамента) и способностью личности к ускорению времени [98].
Впрочем, рассуждать по этому поводу можно много, главное же то, что современная физика имеет в своем арсенале достаточно теорий и моделей, чтобы объяснить самые фантастические свойства внутреннего времени. Что же касается энергии, то в психологии это понятие напрямую связано с категорией активности.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЕ ВРЕМЯ. Итак, анализ необычных темпоральных феноменов на первый план вывел проблему, неявно имеющую отношение ко времени. Это проблема активности личности. Во-первых, для того, чтобы то или иное необычное качество времени проявилось, как правило, необходимым был -высочайший исходный уровень психологической активности. Недаром большинство необычных феноменов времени проявлялось под воздействием сильного стрессора (угроза для жизни, опасность для близкого человека, невозможность достичь поставленных целей), что вело к резкой активации нервной системы и всех психических процессов (по крайней мере, у тех испытуемых, у которых в будущем наблюдался необычный темпоральный феномен; те же, кто от страха терял сознание, — ничего не наблюдали, и ни о чем не рассказывали). Во-вторых, самые яркие феномены наблюдались не когда действовал стресс, а после того, как личность «приняла вызов» и противопоставила ему свою личностную активность. А личностное время — это внутреннее время активности личности. Поэтому-то и наиболее заметны эффекты личностного времени при высокой (и частично средней) плотности переживания, ибо плотность переживания оказалась качеством, напрямую связанным с личностной активностью.
•Поскольку личность человека развивается во взаимодействии с миром (выше мы выделили три этапа: 1) личность не выделена из окружающего мира; 2) личность самоопределена по отношению к внешнему; 3) личность проводит свою линию в жизни, по К. А. Абульхановой), то активность, которую можно представить
208 Активность личности как жизненная темпоральная система
как личностную, появляется довольно рано. В той или иной форме она присутствует на каждой стадии развития личности. Например, когда в ответ на внешнее воздействие респондент не только ускоряет свое время, но и начинает мыслить, как ему справиться с создавшейся ситуацией («думал, как буду восстанавливать дисциплину» — мысли преподавателя после падения со стула на уроке), — это проявление его как личности. Однако это пока еще адаптивная активность (говоря словами В. А. Петровского), и цель ее — восстановление гомеостаза, а не разрушение его. По В. А. Петровскому, личностная активность принципиально неадаптивна и надситуа-тивна, и ее цель не достижение приспособительного результата, а воспроизводство себя как субъекта (проверка своих сил, возможностей, рост самооценки и т. д.) [90]. В нашей работе это соответствовало высшей форме личностной активности (когда личность становится субъектом жизни).
В соответствии с целями нашего исследования мы понимали активность личности несколько шире как любые (и надситуативные, и частично адаптивные) проявления тенденций внутреннего плана (стремления личности достигнуть цели, которую она сама ставит перед собой). Реакция ответа на угрозу из внешней среды инстинктивна и адаптивна, личностный компонент в ней мал, а так как личностное время проявляется лишь в движении личности к порождаемым ею целям, то в данной ситуации говорить о нем не приходится. А, например, стремление респондента написать 150 страниц дипломной работы за одну ночь диктуется его собственными желаниями (стать специалистом), какая же это активность — адаптивная (специалист больше ценится в обществе и зарплата у него выше) или надситуативная (проверка себя как субъекта — могу или нет), — зависит от контекста, который нам сейчас уже не установить.
Важно другое, становление личности как субъекта жизни изменяет в темпоральных переживаниях знак эмоций: от страха, дрожи в руках и ногах до интереса «что там будет дальше» и радости от свершения почти невозможного. А от изменения эмоций недалеко и до управления собственной энергетикой. Может быть, поэтому после части переживаний остается ощущение усталости и болезненная слабость; после других — чувство бодрости и ощущение «могу все». И здесь-то проявляется отличие личностной активности личности от обычной психологической и адаптивной.
Выше мы отмечали, что переживание «дополнительного времени» респонденту запомнилось положительной эмоцией («надо же, это у меня здорово получилось»). Аналогичное явление наблюдалось и в ряде случаев при описании других свойств времени. Может быть, активность человека в этот момент и адаптивна (написать 150 страниц текста), но запоминается она преимущественно как достижение личностного плана; респондент в качестве самого важ-
_____________ Глава четвертая _____ 209
ного итога отмечал не написанный диплом или выполненный проект, а развитие (или проявление) своих необычных способностей. Последнее сопровождалось и повышением (а то и завышением) самооценки и чувством своей «особенности», избранности. Поэтому, на наш взгляд, здесь мы имеем дело со спонтанным проявлением личностной активности, сходной с той, которую В. А. Петровский именовал надситуативной. Возможно, человек осознанно не ставил перед собой цель «породить себя как субъекта», но в процессе переживания своей внутренней активности он прежде всего поднялся как субъект. А может быть, уже то, что он как бы «принял вызов судьбы», взявшись за непосильную в темпоральном отношении задачу, и было для него постановкой надситуативной цели, только пока он не осознавал этого.
Личностная активность в темпоральных явлениях приводит к двум следствиям. Первое — напряжение, возникающее в человеке в процессе его подъема к самому пределу своих природных возможностей, активирует резервные способности его организма и психики: от изученных нашей наукой (увеличение скорости счета в уме) до не совсем признаваемых ею (телепатия). Второе — возникает такое ощущение, что в процессе надситуативной личностной активности человек не только усиленно расходует энергетический запас организма, но и каким-то образом восстанавливает его. Респонденты, говоря об ускорении внутреннего времени в состоянии стресса, отмечали последующую отдачу физиологического (сердцебиение, дрожь, температуру, продолжительный сон и т. п.) и психологического (пониженное настроение, истерика, возникновение фобии на стрессор и т. п.) планов. Респонденты, рассказывающие об ускорении времени (двух планах времени, дополнительном времени) при достижении личностно поставленной цели, сообщали о позитивных последствиях (улучшении настроения, повышении самооценки, чувстве собственной значимости и т. п.).
В классическом представлении внутреннее время человека — его возраст, отсчитываемый по биологическим часам. В момент рождения (или даже зачатия) пускаются маленькие биологические часики, начавшие отсчет внутреннего времени. Поскольку концепция И. Пригожина телеоцентрична, следовательно, уже в этот самый момент существует конец возможного хода; продолжая метафору, можно представить его как «завод часов», изначально ограничивающий работу часов определенным промежутком. Мы бы определили продолжительность этого промежутка энергетически как потенциальную энергию, заложенную в каждом из нас, или (если признать существование связи между временем и энергией) как количество времени, отпущенного нам. Доказательством тому — разнообразные концепции развития и старения в биологии, которые почти все согласны с тем, что существует некий изна-
210 Активность личности как жизненная темпоральная система
чальный предел возможной продолжительности жизни каждого организма, расходятся они лишь в определении механизма, его обеспечивающего: программа на генетическом уровне [69], результат износа организма, подобно износу любого неживого объекта [38], реализуется вследствие присущей организму программы развития, которая закономерно трансформируется в программу старения [49], следствие накопления в организме продуктов метаболизма (еще И. И. Мечников считал старение результатом накопления в организме ядов бактерий).
В современной биологии существуют концепции существования «программы смерти», которые предусматривают даже возможность ее преждевременного включения в ситуации резкой опасности для жизни, стресса. «У животного в этот момент включается программа смерти. Эта программа начинает работать, когда животное попало в безвыходное положение (стесненная ситуация, прочный захват) и когда его жизненные центры достаточно повреждены. Организм животного как бы соглашается с неизбежностью смерти и, может быть, даже желает ее» [103, с. 80]. Словно все время, вся энергия времени сгорают в один миг несовместимого с жизнью повреждения организма.
Человек, говоря, что за ускорение внутреннего времени в момент стресса он платит годами жизни, возможно, в чем-то прав. Существует, например, доказанная связь между стрессом и риском заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями: люди, живущие в постоянном стрессе (тип А), чаще болеют, что увеличивает опасность преждевременной смерти [122]. А как мы не раз уже отмечали выше, субъективное изменение хода времени (ускорение или замедление) возникает практически при любом стрессовом состоянии (это показано, в частности, в дипломной работе выпускника МПСИ С. Л. Гончарова, выполненной под нашим руководством). Получается, что при ускорении внутреннего времени человек усиленно «пережигает» отпущенное ему время жизни. Впрямую доказать это, наверное, невозможно. Но существует немало исследований, иллюстрирующих это положение. Главным образом это работы, показывающие связь стрессов и разного рода заболеваний, а также работы, уже показывающие влияние этих заболеваний на продолжительность жизни. Это цитированные выше исследования М. Фридмана и Р. Розенмана [122], данные X. Руссека, о том, что наиболее стрессогенные специальности в области медицины, стоматологии и юриспруденции обнаруживают и высокие показатели по сердечно-сосудистым заболеваниям [63]; модель Кагана и Леви, описывающая возникновение психосоматических заболеваний под влиянием социальных и психологических стрессов.
Итак, люди, периодически ускоряющие свое внутреннее время относительно внешнего (под действием стрессов, из-за собственной
____________ Глава четвертая _ _________211
тревожности или неуемных амбиций), активнее других расходуют выделенное им количество жизненной энергии и тем самым, возможно, сокращают время своей жизни. Наоборот, ведущие неторопливый, размеренный образ жизни люди расходуют эту энергию крайне бережно, они могут замедлять свое внутреннее время и увеличивать продолжительность жизни. Иллюстрацией к последнему служит и меньший риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями у людей типа Б, спокойных и неторопливых [122], и тот факт, что большинство долгожителей встречается на Кавказе среди лиц, ведущих традиционный образ жизни [38].
Однако, кроме процессов расходования энергии на протяжении жизни, с введением категории активности личности мы сталкиваемся с принципиально неэнтропийным процессом, когда личность в своей активности не только расходует, но и порождает время.
Как мы показали выше, в ряде ситуаций ускорение внутреннего времени (и другие варианты более плотного его использования) ведет к росту удовлетворенности и повышению энергетического потенциала. А состояние удовлетворенности может вести к увеличению продолжительности жизни [63]. В конце концов недаром многие выдающиеся люди жили и творили долго и очень долго [53].
Итак, возможно, мы подошли к самому замечательному следствию личностного времени, ибо в рамках этой концепции личность может не только «прожигать» отпущенное ей время, но и порождать его своей активностью в качестве субъекта жизни.
Глава 5