Сравнительно-сопоставительный метод




Щит

- главная часть герба. Формы и конфигурация были различные, а ныне в основном французские: высота такого щита соотносится к ширине как 9:8.

Шлем

обычно помещался в гербе над щитом. По форме они были разные. Форма зависела от титула и достоинства владельца герба, от вре­мени и места исполнения герба, а также от социального положения вла­дельца. Например, в Европе с XVI в. для личного (нового) дворянства употреблялся закрытый шлем, повернутый в правую геральдическую сторону, а для потомственного дворянстна - турнирный с решеткой. Во многих странах существовали различные виды шлемов. В российском гербе с середины XIX в. у лиц, принадлежащих к древнему русскому дворянству, герб венчался древним славянским шлемом, а у лиц восточ­ного происхождения - шишаком. В гербах незаконнорожденных побоч­ных детей шлем закрыт и повернут влево (во всех остальных случаях — прямо или вправо). Помещение нескольких шлемов в одном гербе ха­рактерно для немецкой геральдики, в российской геральдике - это ис­ключение.

Нашлемник

- фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном по­рядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.

Намёт

— матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт испол­нялся в цветах герба.

Мантия

- стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхожде­ние от древнерусских князей.

Щитодержатели

- фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей име­ло лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изоб­ражались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской гераль­дике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).

Девиз

- краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо­ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской гераль­дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.

Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лес­ти предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).

Клейноды

- личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодатель­ство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения ор­денов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подве­шивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выгляды­вающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их дер­жали щитодержатели.

Сен

- шатер, помещенный над мантией только государственного гер­ба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью за­кона" (переносное значение).)Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчуж­ной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.

 

Порядок описания гербов

Последовательность описания четырёхчастного гербового щита Блазонирование — громогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина — научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению — рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т.д.), затем то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Деление щитаЛевая (от зрителя) сторона называется правой, а правая - левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

 

Линии деления

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления — и прямые, и фигурные — могут иметь только горизонтальное (пересечение), вертикальное (рассечение) и диагональное (скошение) направления.

Тинктуры (цвета)

Эмали (финифти): червлень (красный), лазурь (голубой, синий), зелень (зелёный), пурпур (бордовый, фиолетовый), чернь (чёрный). Иногда также используются оранжевый, коричневый и некоторые другие финифти, но в русской геральдике за редчайшим исключением они не используются.

Металлы: золото (жёлтый) и серебро (белый, иногда серый).

Меха: горностаевый и беличий.

Почётные геральдические фигуры

Эти фигуры занимали специальное место в геральдике, отсюда термин «почётные». Почётная геральдическая фигура, как правило, занимает третью часть площади щита. В описании герба данная фигура провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь — его перевязь, пояс — шарф, крест — меч, оконечность — сапоги, а кайма и щиток - кольчугу и броню.

Простые гербовые фигуры

Могут присутствовать на гербе как самостоятельно, так и в группах. Большая их часть восходит к металлическим усилениям средневекового щита.

Кайма — окаймление вокруг края щита. В испанской и португальской геральдике включает в себя уменьшенные щиты близких родственников. Также см. бризуры.

Узкая внутренняя кайма — узкая полоса, отделяющая кайму от основной композиции щита, может нести на себе мелкие символические украшения.

Вольная часть — квадрат либо прямоугольник в правом верхнем углу щита, размером меньше четверти. Применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.

Клин — треугольник, обыкновенно используется группами, а поле описывается как «разделённое клиновидно на… частей»

Сердцевой малый щиток (или «щиток притязания») — располагается в центре щита (если один), в гербах знати могут встречаться по нескольку щитков.

Внутренняя кайма — отвлечённая кайма.

Ромбовидная фигура — расположена в центре щита или касается углами стенок, имеет несколько вариантов: «сквозной ромб» (окаймление), «просверленный ромб» (с круглым отверстием), «веретено» (вытянутый ромб). Поле щита, полностью замощённое ромбовидными фигурами, называется «разделённое ромбовидно», замощённое квадратами — «разделённое шахматно».

Гонт — центральная прямоугольная фигура, стоящая вертикально. Щит с частым расположением гонтов называется «усыпанный гонтами».

Дугообразные боковики — две арочные дуги с каждой стороны щита, начинаются в верхних углах щита, до основания щита немного не доходят.Решётчатое сплетение — в виде ромбовидной каймы, в которую по диагонали вплетены две ленты шириною с кайму. Может применяться как самостоятельная фигура, но чаще замощает переплетениями всё поле щита, который получает описание: «покрытый решёткой».

Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делятся на естественные, фантастические и искусственные.

Если фигура смотрит вправо (влево от зрителя), при блазонировании это никак не отмечается. Для фигуры, которая смотрит влево (вправо от зрителя), добавляется слово «обращённый». Для фигуры, которая смотрит на зрителя, добавляется слово «впрям». Если фигура движется в сторону и смотрит на зрителя, добавляется «смотрящий впрям».Каждая из поз фигуры имеет своё описание. Например, направленный в сторону лев может быть вздыбленным, шествующим, стоящим, сидящим и т. д.

 

 

Государственный герб СССР — официальный государственный символ СССР, наряду с флагом и гимном, один из первых социалистических гербов. Герб был установлен Конституцией СССР и представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба — пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком.

 

Государственный герб СССР символизирует союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражает идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля.

Материки на гербе изображены светло-коричневыми, девизы — золотыми буквами по красной ленте. Колосья символизируют жизнеспособность государства, процветание; солнце — свет коммунистических идей, светлое будущее.

Государственные гербы имели все союзные республики, описание гербов содержалось в Конституциях республик. Государственный герб СССР лёг в основу проектов гербов всех союзных республик, поэтому основными элементами республиканских гербов также являлись серп и молот и надпись на языке союзной республики: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В государственных гербах союзных республик были отражены особенности их природы, хозяйства и культуры.

Государственным гербом автономной республики являлся герб той союзной республики, в состав которой она входит, с добавлением наименования автономной республики на языках данной автономной и соответствующей союзной республики и на русском языке, надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» выполнялась на языке автономной республики.

 

2 октября 1991 года, когда Казахстан еще не обрел независимость, казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров полетел в космос. Это историческое событие до сих пор в памяти народа. Полетел он туда с нагрудным знаком, изображение которого предоставлено ниже. Автор нагрудного знака – Шот-Аман Уалиханов, архитектор, известный ученый, общественный деятель. Нагрудный знак имел форму герба. На нем был изображен полумесяц, шанырак и звезда на голубом небе. 10 октября 1991 года в газете «Ана тілі» вышла статья «Құр шулаймыз, жоқ жалау, байрақсыз қайрат – бос қайрат» о будущих Государственных символах Казахстана, где рассказывалось о том, как архитектор Шот-Аман Уалиханов создал образец герба. В статье подробно описывается, откуда же возникли два крыла. Эти крылья символизируют богиню Нику из греческой мифологии. Богиня всегда изображается двукрылой. Кроме того, двукрылым изображается и Пегас, который будучи символом поэзии дарит вдохновение поэтам. Кроме того, автор статьи пишет о том, что какую бы религию мы не рассматривали, ангелы всегда изображаются двукрылыми. Вместе с тем, в результате раскопок на территории Казахстана находят золотые украшения, на которых так же присутствуют изображения крыльев. Так, на найденной в Каргалы золотой диадеме, изображен крылатый конь и крылатый человек, а на найденных в Иссыкском кургане изделиях – крылатые и рогатые лошади, крылатые барсы в горах и др. Таким образом, после геральдических и археологических исследований появился первый вариант герба. А в выпуске № 48 газеты «Қазақ әдебиеті» – «Казахская литература» от 29 ноября 1991 года вышла статья «Қазақ халқының елтаңбасы қандай болуы керек?» – «Каким должен быть герб казахского народа?». В статье подробно описано, как выглядел первый вариант герба, даны пояснения к нему. Автор писал, что голубой цвет на гербе символизирует тесную связь человека с космосом. На небосводе мерцает звезда, а под ней расположилась луна. Звезда символизирует счастливое будущее Казахстана. По внешнему кругу шанырака (прим. – первого варианта герба) были написаны такие слова: «Малым – жанымның садағасы, Жаным – арымның садағасы» – «Совесть дороже жизни». Внизу - надпись «Казахстан», по обе стороны от нее расположены изображения льва и волка, которые были добавлены в ходе дальнейших изменений. Изображения льва и волка показывают, что звериный стиль саков не был утерян до сегодняшнего дня. Кроме того, в нижней части герба изображены полосы трех цветов: голубого, розового, белого. Голубой цвет обозначает единство, розовый – свободу, а белый – мораль. Таким образом, работа известного архитектора Шот-Аман Уалиханова сначала побывала в космосе, а после, претерпев некоторые изменения, была предложена в конкурсе на государственный герб. «Елтаңба – елге деген сағыныштан туған дүние» – «Герб родился из-за тоски по стране», – так говорит Жандарбек Малибеков в интервью, которое он дал журналу «Жұлдыздар отбасы» – «Звездная семья». «Я ознакомился со всеми нашими тамгами (родовыми знаками), просмотрел гербы всех государств мира. Я осознал, что каждый народ отличается своей историей, менталитетом. Весь быт и история казахов сформировались вместе с юртой...», – продолжает Жандарбек Малибеков. «После древнего сакского периода казахский народ делился на три жуза, которые составляли единый народ. Поэтому я создавал герб так, чтобы три больших верхних крыла символизировали три жуза одного народа. А три нижних крыла – это современное поколение, которое произошло от этих трех жузов. Если обратите внимание, то заметите, что в центре трех больших крыльев есть линии. Они символизируют «ақсүйектер» – «аристократов» (торе, кожа, сануки, толенгиты и др.), которые не входят в состав жуза, а уыки (купольные жерди) – это народы, проживающие в нашей стране...», – продолжает свою мысль Жандарбек Малибеков. Депутаты, выбиравшие победителя, проголосовали за работу Ж. Малибекова (237 голосов из 266). Ш. Уалиханова также добавили в авторство герба,потому что предложенные на конкурс работы Ш. Валиханова и Ж. Малибекова были схожи, хотя оба архитектора и готовили свои проекты, не видя и не общаясь друг с другом. Наблюдалась схожесть идеи, орнаментов и узоров. Вместе с тем, авторы дали одинаковое пояснение элементам герба. Известный литературный критик Алия Бопежанова выразила свое мнение по поводу сложившейся ситуации: «Идея, которая посетила одного человека, может прийти на ум и второго, так как и тот и другой – человек. Такая ситуация имеет место быть, когда они оба живут в одной среде, в одинаковых историко-культурных условиях...» Оба автора герба – Шот-Аман Уалиханов и Жандарбек Малибеков, думая одинаково, создали похожие проекты герба. Работа получилась успешной.

 

Эмблема́тика (от греч. έμβλημα — вставка, рельефное украшение) — специальная историческая дисциплина, которая занимается исследованием эмблем — условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме, имеют конкретное содержание и не нуждаются в специальном истолковании.

 

Первоначально термин греч. έμβλημα означал украшение, большей частью выполненное с помощью техники инкрустации, со временем он распространился на другие рельефные украшения выполненные на другом материале и не составленные из нескольких частей художественно-ремесленного изделия. В наше время используется такое определение разновидности эмблемы как логотип и («лого») (от греч. λογοτύπος — греч. λογος — слово, греч. τύπος — отпечаток) — графический знак, символ или какое-то другое изображение торговой марки или бренда, что имеет постоянное исполнение с постоянной графической и цветной основой и использованием особых шрифтов. Своего рода эмблемами являются гербы и флаги, однако после того, как их изучением начала заниматься геральдика и вексиллология соответственно, объектом изучения эмблематики стали преимущественно негеральдические знаки.

Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и так далее.

Государственная символика[править | править код]

Государственная символика — установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки конкретного государства. К государственным символам в разных странах относятся герб, флаг и гимн.

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЕНЕАЛОГИЯ?

«Генеалогия как историческая дисциплина занимается выяснением происхождения того или иного лица, установлением «родства по крови, свойству и бракам», т. е. всей совокупностью семейных связей данного рода, наряду с исследованием его места и роли в истории путем изучения всех видов деятельности представителей этого рода.» (А.И. Аксенов)

Генеалогия прошла два основных этапа развития: практический и научный. Научная генеалогия всегда подчинена задачам исторического исследования, практическая – юридически оформляет степень родства между определенным кругом лиц, устанавливая их положение в структуре общества.

Савелов Леонид Михайлович, крупнейший генеалог дореволюционной России и основатель научной генеалогии, дает следующее определение этой специальной исторической дисциплины: “Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Генеалогия есть история рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной”. То есть, наряду с фактической реконструкцией собственно родословных, перед генеалогией стоят задачи исследования истории семей и их социального статуса, имущественного положения, места в системе государства, вклада в общественную и культурную жизнь.

Родословная книга

Получается, вся генеалогия в целом – это средство познания одной из сторон истории, а именно – родословных. При помощи методов генеалогии можно привести в систему сведения о родах и родственных связях, обеспечить их исчерпывающее и упорядоченное использование.То есть, предметом генеалогических исследований является история семьи. Генеалогия исследует родовые традиции конкретного человека, связывая его невидимыми нитями с прошлым и будущим.

 

Составление родословной своей семьи следует начинать с ныне живущих поколений. Постарайтесь как можно скорее опросить пожилых людей, ведь их истории и рассказы помогут не только составить древо, но и принесут массу теплых чувств и воспоминаний. Так вы получите необходимую информацию, а также порадуете свое старшее поколение – проведете время с бабушками и дедушками, и дадите им повод для приятной ностальгии.

Узнать о предшествующих поколениях вы сможете из архивов. Ежегодно все большая часть информации переходит в цифровой формат, поэтому данные будут храниться годами без потерь. Поспешите получить настоящие памятные рассказы от близких, а затем можете начать взаимодействие с архивами.архивыОтправляясь в архив самостоятельно, следует помнить что к некоторым типам документов можно получить доступ только при совпадении вашей фамилии с человеком, которого вы ищите. При несовпадении фамилии, необходимо предоставить документ, подтверждающий родство, например, свидетельство о рождении или заключении брака, исходя из линии поиска (материнской или отцовской). Следует знать, что свидетельства, подтверждающие гражданское состояние личности, передаются в архив по истечении ста лет после их создания. Например, информацию о браке, заключенном после 1917 года можно найти в ЗАГС, а брака, заключенного ранее – в региональном или федеральном архиве. Знание своей генеалогии представляет большую ценность для всех членов семьи:

Сбор и обработка информации позволяют почувствовать себя частью многочисленного семейного рода. Ощутить важность своей личности и понять свою роль в череде поколений. Такое эмоциональное состояние является отличной подпиткой для вашего организма и стабилизации личности в обществе. Зная свои «корни», человек приобретает дополнительную опору и фундамент для своей жизни.

Принимая участие в составлении генеалогии рода, происходит сплочение семьи. Дети больше общаются со старшим поколением, что приносит радость и ребенку и взрослому. Во время составления родословной, дети начинают понимать важность семьи и глубину поколений. Такое занятие развивает семейные ценности и традиции.

Получение информации о предшествующих поколениях также будет полезным с медицинской точки зрения. Благодаря сбору данных о предках, можно узнать о генетических предрасположенностях и заболеваниях передающихся по наследству. Обладание такой информацией позволит провести диагностику организма и при возникновении предпосылок заболеваний своевременно провести необходимое лечение.

Благодаря составлению генеалогии рода возможно решить большое количество задач, важных для современного человека. Например, сохранить свое здоровье и установить подлинное право наследования. Помимо этого, знание родословной оказывает огромное влияние на духовную составляющую жизни. Знания о предках, установление их рода деятельности, а также факта участия в важных для страны мероприятиях дает возможность окунуться в историю, понять значимость своей семьи в становлении государства и почувствовать всю мощь поколений.

 

Что изучает наука генеалогия: объект, функции и методы

Основными аспектами изучения являются: взаимосвязь и пересечение человеческих родов, факт происхождения конкретных личностей, установление родственных связей и формирование семейных древ и росписей. В качестве объекта научной деятельности выступает социум, точнее общество людей в рамках одного семейного рода и исторические источники, доказывающие связь поколений и родство. В рамках данной науки выделяют более узкое направление – генетическая генеалогия. Она изучает ДНК человека для установления родства.что изучает наука генеалогия

Функции генеалогии

Исследовательская. Полученная информация выступает составным элементом, необходимым для таких наук, как этнография и ономастика. Также данная направление является основой для истории, литературы, краеведения и других общественных и гуманитарных наук.

Наследственная. Является основополагающей функцией, дала начало генеалогии как науки. Ее особенность состоит в установлении факта родства с предшествующими поколениями.

Юридическая. Благодаря факту установления родства, позволяет доказать право наследования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом.

Биографическая. Позволяет сформировать биографию отдельных личностей рода и целой династии семьи.

Медицинская. Благодаря получению информации о состоянии здоровья предков можно своевременно диагностировать заболевания, передающиеся по наследству, и принять необходимые меры для сохранения здоровья.

Методы генеалогии

Во времена средневековья, первоначальное изучение родословных складывалось из сбора информации герольдами от представителей дворянских династий. По мере накопления данных, они формировались в архивы. На сегодняшний день взаимодействие с архивной информацией является наиболее востребованным среди исследователей.

Благодаря развитию научно-технического прогресса, а в частности компьютерных технологий и интернета, в сети появились различные источники, содержащие огромное количество информации о родословных. Благодаря таким базам данных даже любитель может получить информацию о своих предках и составить семейное древо.

В рамках генетической генеалогии применяются лабораторные исследования ДНК человека для точного установления родства.

Специализированная система символов и нумерация лиц в генеалогических таблицах применяются в практической исторической дисциплине.

 

 

См 39

См 48

 

 

Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена[1], историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика — это собственные имена различных типов, совокуп­ность ономастических слов, — ономастическая (онимическая) лексика.

 

Таким образом, предметом изучения ономастики является о́ним (собственное имя), который служит для выделения именуе­мого им объекта среди других объектов.

 

Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Исследование имён собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции — служить простым индивидуализирующим указанием на определённый предмет — имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения, то есть при полной невозможности связать его с какими-либо другими словами того же языка (ср., например, такие названия рек в русском языке, как скифское «Дон», финно-угорские «Москва», «Волга» и т. д.).

 

Отсюда — огромная устойчивость имён собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определённого языка, но даже при полной смене языка одной системы другим. Тем самым устанавливается возможность путём этимологического разъяснения тех или иных названий установить характер языка, на котором было впервые создано соответствующее наименование.

 

Описательный метод

используется во всех общественноисторических и естественных науках и стоит, пожалуй, на первом месте по широте применения. Этот метод, как и другие, предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения (о системе антропонимов, топонимов и т. д.), последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

 

Историзм —

один из основных принципов научного анализа. Особенно важен исторический подход к ономастическому материалу, поскольку возникновение и вся последующая история имен собственных нерасторжимо связаны с историей общества, его экономической, политической и культурной жизнью. Не случайно, что первыми, кто заинтересовался собственными именами (личными и географическими названиями), были историки. Они показали важность ономастики для истории и превратили ее (особенно топонимику) во вспомогательную историческую дисциплину.

 

Сравнительно-сопоставительный метод

Трудно найти два значительных региона или два социальных коллектива, которые бы не различались составом функционирующих в них ономастических единиц. Обычно не приходится говорить о существовании и последующем распаде «ономастического праязыка» и, следовательно, заниматься его реконструкцией (как это делается при обработке неономастического массива генетически родственных языков). Например, топонимия нашего севера и юга, запада и востока не совпадает, хотя, разумеется, в ней есть и немало общего. Поэтому ономатологи (топонимисты, антропонимисты и др.) сопоставляют как родственные (близнеродственные, дальнородственные), так и неродственные ономастические системы. Метод их работы — сравнение (при наличии генетически единых черт) и сопоставление (при наличии типологически сходных, хотя и неродственных явлений).

 

Ареальный метод

Известно, что ономастическая лексика существует не только во времени, но и в пространстве. Пространственный момент ее бытия обусловлен, как и языка в целом, тем, что носители языка занимают какую-то территорию и живая речь звучит не в одном, а в разных местах. Но у одного из разрядов собственных имен — у топонимов — связь с пространственными объектами более тесная: они являются их обозначениями.

Семиотический метод

Использование семиотического метода (от термина семиотика — наука о знаках, их признаках и видах, системах и условиях использования) основывается на признании знакового характера ономастических единиц и системной их организации в пределах антропонимии, топонимии и т. д., а также в составе всего ономастического пространства конкретного языка в определенный период его существования. Задача состоит в определении набора знаков (онимов), их дифференцирующих, признаков, способов их языкового выражения (в звуках, морфемах, словах, сочетаниях слов), конкретных видов проявления системных связей, в определении меры (уровня) системности ономастики в целом, отдельных ее разрядов, а также отдельных участков этих разрядов (например, в антропонимии — системность в личных именах, системная организация фамилий, прозвищ, псевдонимов, в топонимии — системные связи в названиях населенных мест, водных объектов и т. д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: