Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников
В статье описаны диагностические методики — как известные большинству педагогов-психологов, так и редкие, представленные в авторской модификации. Каждую из них можно использовать самостоятельно или в комплексе с другими для получения более надежных результатов. Данные методики также годятся для отслеживания динамики и оценки эффективности проделанной работы по формированию мотивационной и познавательной готовности к школьному обучению.
Поступление ребенка в школу требует поведения, соответствующего новым условиям. Адаптация школьника во многом зависит от особенностей его мотивации и сформированности внутренней позиции. По утверждению американского психолога Р. Стернберга, успешность человека в разных видах деятельности в большей степени обусловлена его мотивацией, нежели умственными способностями. В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих изучить мотивационную сферу ребенка 6–7 лет. Это могут быть как вербальные (анкеты, опросники, беседы), так и невербальные (проективные) методики. Опыт показывает, что наиболее эффективной формой диагностического изучения мотивации дошкольников является индивидуальное обследование. При обследовании группы неуверенные в себе дети теряются, не знают, что сказать, повторяют ответы и рисунки соседа.
Рассмотрим возможные для применения методики:
· «Беседа о школе»;
· экспериментальная беседа;
· «Сказка»;
· исследование мотивации учения;
· «Выбери место»;
· «Школа зверей»;
· «Что мне нравится в школе?».
Методика «Беседа о школе»
Автор методики Т.А. Нежнова.
Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Форма проведения: индивидуальная.
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов его ориентации в отношении школы и обучения: ориентацию на содержание учебной деятельности (ответы, А); на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (ответы Б); на внешкольные виды деятельности и условия (ответы В). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.
Вопросы:
1. Хочешь ли ты учиться в школе?
А. Очень хочу (2 балла).
Б. Так себе, не знаю (1 балл).
В. Не хочу (0 баллов).
2. Почему ты хочешь учиться в школе?
А. Интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2 балла).
Б. Интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д. (1 балл).
В. Внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала, что так надо (0 баллов).
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят)?
А. Освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учим буквы, решаем задачи и т. д. (2 балла).
Б. Приобретение формы, школьных принадлежностей: купили школьный костюм, ранец, тетрадки, пенал и т. д. (1 балл).
В. Занятия, не относящиеся к школе: занимаюсь в подготовительной группе в детском саду, хожу на подготовительные занятия в детскую студию и т. д. (0 баллов).
4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он уже в школе.) Понравилось ли тебе в школе? Что тебе больше всего понравилось или не понравилось?
А. Уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2 балла).
Б. Внеучебные занятия и прочие моменты, не связанные с учением: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1 балл).
В. Уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе (0 баллов).
5. Если бы тебе не надо было ходить в детский сад и школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы день?
А. Занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2 балла).
Б. Дошкольные занятия: рисовал, конструировал (1 балл).
В. Занятия, не имеющие отношения к школе: играл, гулял, помогал по хозяйству, ухаживал за животными (0 баллов).
Интерпретация результатов:
· 9–10 баллов свидетельствуют о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной);
· 5–8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования).
· 0–4 балла свидетельствуют об отсутствии у ребенка интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).