Методика «Беседа о школе»




Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников

В статье описаны диагностические методики — как известные большинству педагогов-психологов, так и редкие, представленные в авторской модификации. Каждую из них можно использовать самостоятельно или в комплексе с другими для получения более надежных результатов. Данные методики также годятся для отслеживания динамики и оценки эффективности проделанной работы по формированию мотивационной и познавательной готовности к школьному обучению.

 


Поступление ребенка в школу требует поведения, соответствующего новым условиям. Адаптация школьника во многом зависит от особенностей его мотивации и сформированности внутренней позиции. По утверждению американского психолога Р. Стернберга, успешность человека в разных видах деятельности в большей степени обусловлена его мотивацией, нежели умственными способностями. В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих изучить мотивационную сферу ребенка 6–7 лет. Это могут быть как вербальные (анкеты, опросники, беседы), так и невербальные (проективные) методики. Опыт показывает, что наиболее эффективной формой диагностического изучения мотивации дошкольников является индивидуальное обследование. При обследовании группы неуверенные в себе дети теряются, не знают, что сказать, повторяют ответы и рисунки соседа.

Рассмотрим возможные для применения методики:

· «Беседа о школе»;

· экспериментальная беседа;

· «Сказка»;

· исследование мотивации учения;

· «Выбери место»;

· «Школа зверей»;

· «Что мне нравится в школе?».

Методика «Беседа о школе»

Автор методики Т.А. Нежнова.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Форма проведения: индивидуальная.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов его ориентации в отношении школы и обучения: ориентацию на содержание учебной деятельности (ответы, А); на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (ответы Б); на внешкольные виды деятельности и условия (ответы В). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.

Вопросы:

1. Хочешь ли ты учиться в школе?
А. Очень хочу (2 балла).
Б. Так себе, не знаю (1 балл).
В. Не хочу (0 баллов).

2. Почему ты хочешь учиться в школе?
А. Интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2 балла).
Б. Интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д. (1 балл).
В. Внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала, что так надо (0 баллов).

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят)?
А. Освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учим буквы, решаем задачи и т. д. (2 балла).
Б. Приобретение формы, школьных принадлежностей: купили школьный костюм, ранец, тетрадки, пенал и т. д. (1 балл).
В. Занятия, не относящиеся к школе: занимаюсь в подготовительной группе в детском саду, хожу на подготовительные занятия в детскую студию и т. д. (0 баллов).

4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он уже в школе.) Понравилось ли тебе в школе? Что тебе больше всего понравилось или не понравилось?
А. Уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2 балла).
Б. Внеучебные занятия и прочие моменты, не связанные с учением: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1 балл).
В. Уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе (0 баллов).

5. Если бы тебе не надо было ходить в детский сад и школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы день?
А. Занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2 балла).
Б. Дошкольные занятия: рисовал, конструировал (1 балл).
В. Занятия, не имеющие отношения к школе: играл, гулял, помогал по хозяйству, ухаживал за животными (0 баллов).

Интерпретация результатов:

· 9–10 баллов свидетельствуют о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной);

· 5–8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования).

· 0–4 балла свидетельствуют об отсутствии у ребенка интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: