Экспериментальная беседа




Автор методики Н. И. Гуткина.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Форма проведения: индивидуальная.

Беседа состоит из 12 вопросов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?
9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?

Обработка результатов. Анализ ответов на вопросы показывает сформированность () или несформированность (-) внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.

Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.

Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).

Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).

Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).

Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12). Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемену.

Методика «Сказка»

Автор методики Н.И. Гуткина.

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание методики. Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки (предметы кукольной мебели, посуды, какая-нибудь мягкая игрушка, один кубик, простая машинка и т. п.). В предлагаемый набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция педагога-психолога: У меня есть несколько игрушек. Рассмотри их внимательно и постарайся запомнить. (Небольшая пауза.) А теперь я предлагаю тебе послушать сказку…

Ребенку читают незнакомую ему сказку. На самом интересном месте чтение прерывают и экспериментатор спрашивает испытуемого о том, чего ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать до конца сказку?

Сказка «Почему зайцы носят зимой белые шубки» Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: — Я самый сильный в лесу! Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. — Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь, — говорит заяц. — Нет, одолею! — Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. Говорит ему: — Давай, заяц, поспорим, что я тебя одолею! — Давай! (Здесь чтение прерывается.) Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. Кувыркается он по снегу да поет: Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко! Стал Мороз уставать, думает с досадой: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. Но зайцу все нипочем: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем Мороз из сил выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от него: — Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках щеголяют.

 

Интерпретация результатов. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают услышать продолжение сказки, дети со слабой познавательной потребностью — поиграть с игрушками, но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, просит дочитать сказку, экспериментатор отказывает ему, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну из них и возвращается с просьбой дочитать сказку, экспериментатор предлагает ему положить игрушку на место и дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает ему сказку, объясняя, что выбрать нужно что-то одно: либо сказку, либо игрушку. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, т. е. как доминирование игровой мотивации, которая не обусловливает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: