Дистанционное обучение. Предмет «Русский язык (5-11 класс)».




Цыганов А. Ю., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа № 55 с изучением культур народов Поволжья» г. Ульяновска

 

1. Подбор ресурсов по дистанционному обучению. Предмет «Русский язык».

 

Русский язык – она из основных школьных дисциплин, которая изучается с 1 по 11 класс, экзамен по русскому языку входит в число обязательных экзаменов ГИА. Содержательная линия предмета с 5 по 10-11 классы, по сути, циклична, разделы, изучаемые в каждом классе, повторяют друг друга: Фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, различаясь лишь объёмом и сложностью изучаемого материала. Разделы «Орфография», «Орфоэпия» и «Культура речи» являются сквозными.

Урок русского языка по любой теме из раздела подразумевает:
1. Освоение теоретического материала, ознакомление с примерами практического применения теории.
2. Закрепление изученного путём практической деятельности.
3. Контроль знаний обучающихся.

При организации дистанционного обучения структура занятий остаётся прежней, однако практико-ориентированный характер превалирует над формами устной, фронтальной работы с теорией, ввиду технических особенностей и ограничений, накладываемых дистанционным обучением.

В настоящее время ресурсов по дистанционному изучению предмета «Русский язык» очень много. Они различны по качеству и полноте содержания, имеют зачастую совершенно отличающиеся интерфейсы, ориентированы на учащихся различных возрастных групп. Поэтому главной рекомендацией при подборе ресурсов является рекомендация их грамотного отбора в ограниченном количестве. Следует иметь в виду, что каждый отдельно взятый образовательный ресурс выстраивает собственную структуру взаимодействия с учителем и обучающимся, к которой тем тоже надо привыкнуть. Рекомендуемое количество используемых в работе ресурсов не должно быть более 2.

 

Ресурс (ссылка) Аннотация ресурса
https://resh.edu.ru/   Бесплатный портал «Российская электронная школа» - система интерактивного взаимодействия учителя и обучающегося на основе Кейс и Интернет технологий. Телекоммуникационная технология порталом не предусмотрена. Ресурс имеет (предоставляет): 1.Интерактивные уроки от лучших учителей России, успешно прошедшие независимую экспертизу на соответствие ФГОС (структура занятий стандартизирована, быстро становится привычной). 2. Возможность создавать собственные классы со списком учащихся (при условии регистрации). 3. Возможность (учителем) самостоятельно подбирать блоки (отдельные задания) как всему классу, так и индивидуально; выстраивать с помощью данных блоков собственное занятие. 4. Возможность получать отчет о ходе и результатах выполнения заданий обучающимися. 5. Обширную базу дополнительного материала (видео, таблицы, конспекты уроков, упражнения, рабочие программы и т.д.) 6. Хорошо демонстрируется в Zoom для совместного просмотра и разбора заданий. Ресурс имеет удобный интерфейс, привязку к вк и фейсбук, простую систему восстановления пароля. Условия использования: наличие e-mail. Недостатки: 1. Не в полной мере ориентирован на примерную школьную программу, есть много пробелов в изучаемых темах (многие темы отсутствуют), однако, портал постоянно пополняется новыми уроками. 2. Уроки не привязаны к «академическому часу», время видео-урока в среднем – 10-12 минут (25 с условием выполнения следующих за ним заданий). 3. Портал не предназначен для использования с мобильных устройств. 4. По мере ↑ возраста класса, количество уроков и заданий всё меньше. 5. Не предназначен для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Рекомендации по работе с порталом «РЭШ»
https://www.yaklass.ru/   Условно бесплатный образовательный портал "Я-класс" - вторая система интерактивного взаимодействия учителя и обучающегося на основе Кейс и Интернет технологий. Телекоммуникационная технология порталом не предусмотрена. Для работы в Я-классе обязательна регистрация (бесплатная), которая даёт доступ к неполному функционалу портала, а именно: 1. К теории по изучаемой теме. 2. Тренировочным заданиям. 3. Проверочным тестам. Платная версия Я-класса даёт учителю дополнительные возможности: 4. Комплектовать группы учащихся. 5. Самостоятельно формировать комплект заданий (из предложенных), а также создавать их самому. 6. Получать результаты знаний учащихся и динамику знаний по предмету в целом. 7. Присутствуют разделы, посвященные подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. 8. Адаптирован для работы с мобильных устройств, смартфонов. Платная годовая подписка для учителя стоит порядка 1300 р., для каждого учащегося - от 300 р. Преимущество системы «Якласс» в том, что она, подобно конструктору, позволяет учителю самостоятельно добавлять или удалять материал к/из изучаемой темы, делая занятие более гибким. Портал позволяет осуществлять контроль за выполнением учеником домашних заданий не только учителю, но и родителям, отслеживать рейтинг успеваемости ребенка. Недостатки: 1. Весьма скудное наполнение учебным материалом (в каждом изучаемом разделе представлено 3-5 занятий), хотя портал постоянно пополняется. 2. Не в полной мере ориентирован на примерную школьную программу, есть много пробелов в изучаемых темах (многие темы отсутствуют). 3. Не все элементы заданий подходят для демонстрации в видеоконференции. 4. Для полноценной работы необходима платная подписка.
https://home-school.interneturok.ru/ Платный портал "Домашняя школа. Интернет-урок", это уже практически полноценная Электронная школа, в результате окончания которой учащиеся получают Аттестат установленного образца. Помимо учителя, на самом портале с учеником работают живые кураторы, которые проводят дополнительные онлайн-уроки и консультации в определённое время. В школе существует собственное расписание. Для самостоятельного изучения предлагается довольно широкий спектр инструментов: - видеоуроки, тесты, тренажеры; - онлайн-консультации с учителем; - домашние задания; - расписание и уведомления; - служба кураторов. Из очевидных плюсов: 1. Система всесторонней поддержки ученика. 2. Большое количество видеоуроков и дополнительного материала. 3. Возможность учителю напрямую связаться с куратором и совместно выстроить образовательную траекторию каждого обучающегося. 4. Видеоролики и материалы доступны к скачиванию. Бесплатный (пробный период) даётся на 1 неделю после регистрации. Недостатки: 1. Высокая стоимость. Самостоятельное обучение - 600 р. в месяц, с поддержкой куратора - 4000 р. в месяц. 2. Ориентация не на класс, а на отдельного учащегося. 3. Не интегрируется с Zoom. 4. На момент написания поддержка мобильных устройств (смартфонов) отсутствовала.
https://foxford.ru/ Интернет-школа "Фоксфорд" - портал, с 13 ноября открывший бесплатный доступ для обучающихся. Интерфейс портала выстроен интуитивно понятным, на всех этапах подготовки к использованию портала учащегося (или учителя) сопровождает виртуальный помощник. Структура любого занятия по теме проста: 1. Запись вебинара. 2. Теоретический материал для просмотра (таблицы, схемы, текст). 3. Домашнее задание (тестовое или текстовое - в зависимости от того, приобретена ли дополнительная (платная) функция - помощь куратора. В последнем случае ДЗ проверяет человек). Уроки (занятия) представлены в виде полноценных записанных вебинаров (видео) большой длительности (от 1 до 2 часов), которые можно просматривать несколько раз. Достоинства: 1. Вебинары представляют собой полноценные уроки (в записи). 2. Структура каждого занятия строго определена и не меняется на протяжении всего курса обучения. 3. Курсов по предмету одного и того же класса может быть представлено несколько (можно выбрать, кто из руководителей вебинара тебе больше подходит) 4. Курсы соответствуют школьной программе. 5. Учащийся сам наглядно видит собственный рейтинг и количество решенных заданий. 6. Многие разделы адаптированы под мобильные устройства. Недостатки: 1. Прямое взаимодействие учителя и ученика в системе не предусмотрено. 2. Отсутствует возможность формирования классов (групп). 3. Отсутствует возможность контроля учащегося со стороны школьного учителя. Рекомендуется как дополнительное средство в совокупности с zoom, skype или иным видео-мессенджером.

 

2. Организация дистанционного обучения по видам деятельности.

Дистанционный урок может включать в себя три возможные технологии дистанционного обучения (для удобства обозначим их цифрами):
1. Кейс технология - дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации. При дистанционном обучении ученики получают набор пособий по изучению учебного материала и соответствующий ему комплект заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю. Схема взаимодействия при кейс технологии: онлайн - оффлайн - онлайн.
2. Интернет технология - образовательная технология, основанная на обмене информацией между учениками и учителем с помощью чатов, месенджеров, социальных сетей, форумов и иных средств мгновенного обмена информацией (в основном в письменной форме). Схема взаимодействия: Онлайн - онлайн.
3. Телекоммуникационная технология - организация групповых видеочатов, видеоконференций, групповых видео или аудио звонков. Схема взаимодействия: Онлайн - онлайн.

При использовании любой из перечисленных технологий работа может быть как групповой, так и индивидуальной.

 

 

Вид деятельности Каким ресурсом можно пользоваться Форма работы с детьми
Знакомство с новой темой   1. Кейс технология. Можно пользоваться абсолютно любым рекомендованным образовательным ресурсом, содержащим материалы по нужной теме, в том числе и вышеперечисленными. В дополнение к ним подойдут ваши собственные электронные пособия, ресурсы, отобранные лично Вами и удобные для Вас (пример), а также таблицы и схемы, выданные по запросу Яндексом, Гуглом, Рамблером или любой другой поисковой машиной. Единственное условие - проверить достоверность содержащихся в материале сведений, оценить удобство их использования учащимися. То же касается и видеохостингов Яндекса и Ютуб. 2. В условиях использования Интернет технологий предпочтительнее использовать социальную сеть "Вконтакте", так как она предоставляет возможность создания не только отдельных бесед (по классам), но и добавления в эту беседу документов, презентаций, рисунков, схем с одновременным поддержанием живого диалога (в том числе и индивидуального, с конкретным обучающимся). 3. При использовании Телекоммуникационной технологии - рекомендуется использование Видеолекции (см. список основных ресурсов) с последующим комментированием фрагментов посредством zoom, использование Доски zoom (при наличии соответствующих технических средств) или Skype с аналогичным функционалом. При наличии ассистента во время проведения занятия, можно также воспользоваться видеоконференцией Live в "Вконтакте" (ассистент необходим для отслеживания обратной связи. Сетевое взаимодействие, Слушание, рассмотрение теоретического материала, осмысление практических примеров.     Сетевое онлайн – взаимодействие с учителем с помощью интерфейса программы, обсуждение теории, схем, определений и примеров.   Сетевая онлайн – коммуникация на основе прямой аудио и видеосвязи. (участие в видеоуроке онлайн, видео, аудио конференции. Слушание.
Практическая деятельность (закрепление) 1. Практическое закрепление по Кейс технологии подразумевает ту часть заданий, которые учащиеся выполняют оффлайн с последующей передачей учителю для проверки. Это могут быть а) скрины упражнений и заданий в виде изображения (тут рекомендуется воспользоваться инструментом windows "ножницы"), б)электронные документы. Готовые задания можно найти на сайтах Инфоурок, Захариной Е. А., НСпортал и других. В случае проведения работ по развитию речи учащимся рекомендуется письменно выполнять работу, а потом отправлять её в виде PDF или просто снимка с помощью телефона (камеры). 2. Интернет технологии представлены в основном такими порталами которые предполагают тестирование, например https://learningapps.org/, ТестРу, основными ресурсами (пункт 1) - с уже готовыми тестовыми заданиями, а также порталами, предоставляющими возможность учителю самостоятельно разработать собственные тесты: tectru, ЯндексФормы и тд. Особое внимание хочется обратить опять же на "Вконтакте", где есть простые приложение, позволяющие создать свой тест. В последнем случае (ЯндексФормы и Вк) результаты ответа обучающегося сразу же попадут к учителю. 3. Использование Телекоммуникационных технологий при закреплении (в условиях групповой работы) вряд ли можно считать хорошим вариантом, за исключением устной работы по Zoom, Skype, но только при условии чёткой организации дисциплины в чате, когда участникам предварительно раздаются номера.   Общие рекомендации при проведении данного этапа занятия: Форм его проведения может быть достаточно много, но внутри каждой технологии их количество должно быть ограничено, чтобы ученики не путались в обилии чатов, сайтов с разными интерфейсами. Создайте единую и привычную форму для закрепления: Задание типа "кейса" 2-3 вида, тест – 1-2 вида, не более. Сетевое взаимодействие, самостоятельная работа над заданием, самопроверка – проверка. Возможен вариант самостоятельного составления задания учащимся.   Сетевое онлайн – взаимодействие с учителем с помощью интерфейса программы.   Сетевая онлайн – коммуникация на основе прямой аудио и видеосвязи.  

 

 

3. Оценивание, рефлексия, контроль, дозирование домашнего задания.

Оценивание и контроль: Главная цель любого контроля – это получение объективных результатов. В случае дистанционного обучения избежать списывания, взаимного копирования положительных результатов обучающимися достаточно сложно. Пожалуй, единственными факторами, снижающими риск этого, являются следующие:
1. Временное ограничение на выполнение контрольного (срезового) задания.
2. Новизна задания (нельзя найти готовых ответов в сети Интернет).
3. Рандомный (случайный) подбор задания для каждого обучающегося из базы однотипных заданий (генератор заданий).

Домашнее задание и его дозирование: С учётом всех часов, проведённых учащимся за день перед монитором, рекомендуется сократить использование ИКТ в процессе выполнения домашней работы до 30% и менее. 70 и более процентов домашнего задания рекомендуется делать в тетради и присылать учителю в виде скан-копии или фотографии. Учителю, в свою очередь, рекомендуется распечатывать работы учащихся, проверять их бумажные варианты и, повторно отсканировав, отсылать учащимся.

Формы Каким ресурсом можно пользоваться Пример
Оценивание и контроль С помощью платформhttps://resh.edu.ru/, https://www.yaklass.ru/, самостоятельно созданных тестов на конструкторах tectru, ЯндексФормы, "Вконтакте" и др. Также это может быть мини-квест с использованием различных ботов (в сообщение боту отправляется верный ответ, бот выдаёт следующее задание). Например, Робочат, ПодБот для «Вконтакте» и другие конструкторы (в зависимости от выбранного мессенджера или социальной сети).   Задание по развитию речи или творческое – подразумевает письменный ответ учащегося с последующим сканированием ответа, самостоятельное написание текста, создание поста, статьи, проекта, квеста и пр.   Пример контрольного теста на платформе «Вконтакте»: https://vk.com/app5671337_-109515655#698521 (после его прохождения и нажатия кнопки «разрешить», Ваши результаты придут мне. Пример Мини-квеста с заданиями для 5 класса по теме «Имя существительное» на платформе «Вконтакте»: https://vk.com/creativity_active_talented (Напишите в сообщении сообществу команду: 55555)

 

При дистанционном обучении в качестве домашнего задания можно включать такие формы контроля, как

· Эссе по пройденной теме;

· анкетирование;

· телеконференции;

· работа с предложенным текстом;

· работа с учебником (с последующей отправкой сканированной работы).

 

4. Организация дистанционного обучения для разных категорий учащихся

Формы дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов, слабоуспевающих обучающихся
1. Дистанционные консультации для оказания помощи при выполнении сложных и творческих заданий (мессенджеры, социальные сети). Предпочтительнее использовать социальные сети в связи с их более широким функционалом. 99% молодежи в нашей стране используют сеть «Вконтакте». Другие сети и мессенджеры менее распространены.
Одноклассники – имеет ограниченный функционал, Фейсбук – больше новостная лента и в целом рассчитан на европейского жителя, Инстаграмм – скорее фотогаллерея, не предназначен для работы на ПК. Твиттер, Вайбер, Ватсап – мессенджеры, аналоги смс – чатов.

2. Дистанционные олимпиады, конкурсы, квесты, виртуальные экскурсии.
3. Дистанционные семинары, вебинары, конференции, круглые столы: Zoom, Skype, Discord, «Вконтакте»-Live. Данная форма работы может быть использована при проведении лекционных занятий с возможностью слушателей задать вопрос, ответить на вопрос и поучаствовать в создании демонстрации экрана, что может быть полезно для обсуждения формы написания эссе, реферата, проекта и т.д.

 

5.Как провести коррекцию программ под дистанционное обучение.

Корректировку программы следует проводить только в том случае, если количество часов дистанционного обучения и предшествовавшего ему очного обучения отличается. В большинстве случаев, если дистанционные занятия ведутся по обычному расписанию, без изменения количества часов, необходимости в корректировке программы нет. Единственное, что следует сделать – внести в пояснительную записку программы раздел о формах организации проведения обучения, дополнив его предложением «При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и дистанционные формы организации обучения. Дистанционные формы обучения реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии с обучающимися. С использованием дистанционных образовательных технологий могут организовываться такие виды учебной деятельности, как:


– уроки;
– лекции;
– онлайн-консультации;
– практические занятия;
– лабораторные работы;
– контрольные работы;
– самостоятельные работы… и т.д.»

В случае несовпадения количества часов (например, в 5 и 9-11 классов, для соблюдения норм санпина), корректировка программ обязательна. Прежде всего следует

1. определить ключевые темы курса, темы, которые учащиеся не смогут изучить без помощи учителя;

2. не ключевые темы (дополнительные темы, темы по повторению изученного), можно перенести на другое время или убрать.

3. определить смежные темы, которые можно объединить в одно занятие.

4. Определить темы, которые учащиеся могут изучить (повторить) самостоятельно в рамках самоподготовки.

 

В случае затруднений при отборе тем во время коррекции образовательной программы, необходимо консультироваться с руководителем методического объединения и более опытными педагогами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: