Неценовые детерминанты спроса




Рынок: спрос и предложение

1) Рынок и его функции. Рыночная система

2) анализ рыночного спроса

3) анализ рыночного предложения

4) рыночное равновесие: статическое и динамическое модели

5) излишек потребителя и производителя.

Рынок – это система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. На рынке происходит добровольное отчуждении своей собственности и присвоение чужой. Таким образом, рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Рынок – совокупных трансакций (сделок). В общем виде рынок и рыночная система – система экономических отношений между людьми, охватывающая процесс производства, распределения, обмена и потребления по законам рынка, основным из которых является закон стоимости, закон спроса и предложения.

Принципы рыночной экономики:

1) экономическая свобода

2) частная собственность – денежная оценка экономических активов, которые находятся во владении экономических субъектов.

3) стремление к личной выгоде

4) конкурентное взаимодействие – соперничество экономических субъектов за лучшие условия применения активов

5) ограниченная роль государства

6) использование цены как инструмента координации

Функции рынка:

1) опосредует разделение труда между производителями

2) информационная

3) стимулирующая

4) санирующая (остаются только сильные)

Рыночная экономика характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям:

1) по характеру объекта товарного обмена: рынок товаров и услуг, рынок капитала, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, рынок земли

2) по форме конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции

Типы рынков

случайный неразвитый свободный классический современный регулируемый

 

Механизм рынка.

1) цены

2) конъюнктура рынка – соотношение между спроса и предложением

3) конкуренция.

Виды конкуренции: внутриотраслевая, ее выигрывает тот производитель, у кого затраты труда при прочих равных условиях на единицу продукции ниже межотравлевая конкуренция заключается в переливе капитала из отрасли в отрасль, формируют оптимальную структуру экономики и стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Анализ рынка

Рыночный спрос – форма поведения потребителей, отражающие их готовность платить за приобретаемые блага. В экономическом смысле спрос – готовность пожертвовать альтернативными возможностями, имеющихся у покупателей ресурсов.

Величина (объем) рыночного спроса. Максимально количество данного блага, которое готовы купить потребители по текущей цене в единицу времени. Величина спроса самых разнообразных факторов, формируется под влиянием которые называются детерминантными. Детерминантность спроса – факторы, оказывающие влияния на величину рыночного спроса.

Закон спроса При прочих равных условиях потребителями будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены D=F(P) обратная зависимость

D – цена, D - спрос

Зависимость между цены товара и и спроса на него может быть представлено 3 способами:

1) табличный

2) функциональная

3) графический

Неценовые детерминанты спроса

1. доходы потребителей. Y

2. Цены на товар субституты. Ps

3. Цены на товары на комплиментарные товары. Pk

4. Предпочтение потребителей. T

5. Ожидание потребителей. Е

6. Количество покупателей. N

7. Прочие факторы.В

Таким образом аналитическую функцию спроса можно выразить след образом Qд=F(P; у; Ps; Pc; Т; E; N; B)


 

10.10.11

Функция спроса показывает то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияние детерминант (факторов) выбранные в единицу времени. Она несет в себе следующую информацию:

1) Описывает все возможные соотношения между ценой и величиной спроса

2) Ее пересечение с осями координат, указывает на то, что в каждый данный момент времени спрос имеет свои ограничения. Пересечение с горизонтальной осью указывает на то, что потребность в благе является ограниченной даже при нулевой цене. Пересечение с вертикальной осью цены платить является так же ограниченной выражаясь виде максимальной цены, при которой потребитель откажется приобретать блага и величина спроса упадет до нуля.

3) Кривая спроса отражает степень реагирования спроса на изменение цены блага о ем говорит наклон кривой спроса.

Выведение функции спроса

Q = a – в*Р

А – свободный коэффициент, показывает максимальный объем потребления (спрос при нулевой цене в данный период времени)

В – коэффициент, который показывает на сколько изменится спрос на товар при изменении его цены на 1 руб

           
Р            

 

Функция спроса может быть так же выражено в виде обратной связи как зависимость цены от величины спроса. Так же для более полного анализа функцию спроса рассматривают не только при изменении цены, но и изменение неценовых факторов, воздействующих на спрос. Тогда функция спроса будет иметь следующий вид:

Aд = а – Вх*Рх + Ву*Ру +

 

Спрос на яблоки описывает следующая функция

Qд = 100 – 3Pr +2Pd + 0.01i

100 – показывает объем спроса на яблоки при нулевой цене

-3Pr показывает что при увеличении цены на 1 руб приведет к снижению спроса на 3 кг

+Рd - Увеличение цены на другие сорта яблок на 1 руб приведет к увеличению спроса на наши яблоки на 2кг

0.01I - показывает то увеличение доходов населения на 1 руб приведет к увеличению спроса на 100 гр

При анализе спроса выделяют 2 разных процесса:

1) Изменение величины спроса. Отражает изменение объема спроса в зависимости от изменения его цены в рамках установленной кривой спроса

2) Изменение спроса. Процесс, отражающий изменение готовности покупателей платить за блага, т.е. большую или меньшую цену за одно и то же количество блага.

Сдвиг кривой спроса под влиянием неценовых факторов.

 

Индивидуальный и рыночный спрос

Если индивидуальный спрос i-го потребителя на j-ый товар обозначить через Qij, то рыночный спрос Q=∑qij

P Иванов Петров Сидоров
       
       
       

 

Анализ рыночного предложения

Влияние факторов времени на предложение


 

17.10.11

При цене Р2 цена спроса будет ниже цены предложения, что является стимулом для сокращения предложения, что в итоге приведет к установлению равновесной цены. Модель Вальрасса характеризует короткий период, а модель Варшалла – длительный период.

Статическая модель рыночного равновесия – теоретическая модель, отражающая описание состояния функциональной связи без учета фактора времени и применяется при анализе рыночного равновесия. Для выявления закономерностей изменения равновесных состояний и вызванных этих последствий используется метод сравнительной статики заключающийся в сравнении 2 или более равновесных состояний различия, между которыми вызваны изменением внешних переменных. Применение этого метода основывается на сдвигах кривых рыночного спроса и предложения.

Сравнение равновесных состояний дает возможность: 1) Определить влияние экономических влияний на рыночное равновесие; 2) Объяснить последствия изменения рыночного равновесия; 3) предсказать изменения состояния рынка в будущем; 4) изменить последствия применения инструментов экономического регулирования

Результаты анализа рыночного равновесия позволяют вывести правила перехода к новому равновесию:

1) расширение спроса приводит к увеличению равновесной цены и количества блага;

2) сокращение спроса приводит к снижению равновесной цены и количества блага;

3) расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и увеличению равновесно количества блага

4) Сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага.

 

Динамическая модель рыночного равновесия позволяет анализировать закономерность установления рыночного равновесия с учетом факторов времени. Одной из разновидностей этих моделей является «паутинообразная» модель. При введении в модель фактора времени t мы предполагаем, что рыночный спрос формируется в зависимости от текущих цен (t), а цена предложения – от цен предыдущего периода (t – 1). Поэтому функции спроса и предложения примут вид

 

Qt = A - b*P

Qs = c - d*Pp-1

Излишек производителя и потребителя. Любое отклонение от состояния равновесия приводит к сужению поля осуществления обмена операции. Максимально выгоды участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия. Суммарная выгода, которую получит участники рынка в результате рыночного обмена, будет принимать форму излишков производителя и потребителя. Излишек потребителя – дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена, благодаря тому что фактически уплаченная ими цена за блага ниже той, которую они готовы заплатить за нее. Излишек производителя – дополнительный доход, который получают производители, обеспечивающий производство блага с предельными издержками ниже равновесной цены


 

24.10.11

Эластичность спроса и предложения

1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса

2. Виды эластичности спроса и предложения

При экономическом анализе часто возникает необходимость не только определить общий вид функции спроса и предложения, но и выяснить как сильно будет реагировать в каждом конкретном случае величина спроса и предложения на изменение соответствующих факторов. Для этих целей используются показатели, введенной в экономический анализ Маршалла: эластичностью данной величины можно считать измеряемую в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значения другой сопоставляемой с ней при анализе величины. Определяется как отношение выраженного в % изменения функции выраженных в % изменению независимой переменной. Е = дельта у/н: дельта х/х

Эластичность спроса – чувствительность спроса к изменению одной из его детерминант.

В практике эконом анализа обычно используется 3 вда эластичности спроса:

1) Эластичность спроса по цене (Ед)

2) Эластичность спроса по доходу (Еi)

3) Перекрестная эластичность спроса (Еху)

Эластичность спроса по цене показывает чувствительность спроса на блага к изменению его цены и показывает на сколько % изменяется (+/-) прос на товар при изменении цены на 1%

Ed = дельта Q/Q: дельта Р/р

 

Методика расчета.

Расчет конкретного Ед будет зависеть от того, насколько значительными являются расхождения начальных и конечных величин рассматриваемой цены и объема спроса.

Различают точечную эластичность спроса. Рассчитывается когда начальные и конечные значения P и Q невелики и в формулы можно подставить либо их конечные значения, либо их начальные. Дуговая эластичность спроса. Рассчитывается в том случае, когда начальные и конечные изменения дельта Р и дельта Q являются значительными и при расчете берутся их средние величины (1)

Факторы ценовой эластичности

1 фактор – значимость блага для потребителя. Чем более значимым является благо, тем ниже эластичность спроса на него.

2 фактор – наличие дешевых заменителей. Чем больше заменителей имеет благо, тем выше ценовая эластичность спроса на него.

3 фактор – удельный вес в доходах потребителей. Чем большую долю расходов занимают расходы, связанные с покупкой блага, тем выше эластичность спроса на него.

4 фактор – степень насыщения рынка благом. Когда товар является благом многократного применения, то степень обеспеченности потребителей этим благом оказывает обратное влияние на их чувствительность к изменению цены. Чем выше обеспеченность таким благом, тем ниже ценовая эластичность спроса на него.

ДОМА анализ эластичности спроса и изменение выручки производителя. Подробный графический анализ.

 

Эластичность спроса по доходу Еi.

Показывает степень чувствительности спроса на блага к изменению дохода потребителя (2). Если Ei больше 1, то спрос по доходу является эластичным, т.е. процентное изменение спроса больше чем процентное изменение дохода. Если Еi меньше 1, то спрос по доходу является неэластичным, процентное изменение дохода процентного изменения величины спроса.

Изменение уровня дохода вызывает принципиально различное реагирование потребителей в отношении разных благ. Это послужило основой для выделения разных типов благ

1) Нормальные блага. Блага, которые характеризуются положительной убывающей эластичностью спроса по доходам. Для таких благ характерно положительная зависимость между ростом дохода и величиной спроса на него.

2) Неполноценные блага. Спрос на них снижается по мере увеличения дохода потребителей. Еi меньше 0

 

Так же есть еще одна классификация благ:

1) Блага первой необходимости, спрос на которые практически не зависит от уровня дохода.

2) Предметы роскоши. Спрос на них растет более быстрыми темпами чем увеличение дохода.

 

Перекрестная эластичность спроса Еху. Показывает изменения спроса на блага У в зависимости от изменения цены блага Х.

Если Еху больше 0 означает, что при изменении цены спрос на блага у изменятся в том же направлении. И блага Х и У являются взаимозаменяемыми. Если Еху меньше 0, то товары Х и У взаимо дополняемые. Если х и у = 0, то это говорит об отсутствии связи между благами потребления и они являются независимыми по отношению друг к другу

 

Таблица значений и храктеристики эластичности спроса на блага

Значение эластичности Характеристика спроса Графическая интерпретация Форма проявления характеристика блага
Ед = 0 Совершенно неэластичный   Величина спроса на блага не зависит от изменения его цены Незаменимые блага
Ед = ∞ Совершенно эластичный (4) Незначительное повышение цены приводит к отказу от покупок, а незначительное снижение – к неограниченному расширению спроса на него Блага, имеющие совершенные заменители
Ед меньше эластичный (5) Процентное повышение величины спроса на блага превышает процентное изменение цены блага Блага, имеющие заменители и занимающие большую долю в расходах потребителей
Ед = 1 Единичная эластичность (6) Величина спроса на блага изменяется в той же пропорции, что и цена блага Блага, на покупку которых потребитель выделяет фиксированную величину расходов
Ед неэластичный спрос   Процентное изменение цены блага превышает процентное изменение величины спроса на него Расходы по ним занимают малую долю в расходах потребителей
         
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: