Другой вариант игры содержит элемент соревнования. Вначале все дети разбиваются на две команды. Каждая из команд выбирает своего капитана. Капитаны выходят из комнаты (или в случае игры на улице, отходят подальше). После этого все снимают с одной ноги обувь и складывают в одну кучу. По сигналу капитаны возвращаются и начинают обувать свою команду. Та команда, капитан которой справится первым, побеждает.
Для того, чтобы игра проходила более весело, можно добавить в общую кучу лишнюю обувь.
Старшая группа
Почта («Определения»)
Каждому игроку отправляется письмо, в конверте написано слово или определение к слову. Каждый игрок подписывает свой конверт, возвращает его в общую стопку писем. Потом ведущий-почтальон раздает письма всем участникам игры. Участник открывает конверт и там написано слово или определение этого слова и участник должен быстро выполнить задание. Начинается игра с ведущего почтальона он начинает игру, и все участники этой игры присоединяются по очереди.
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.
Вариант 1
Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)
Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.
Река —
Салют —
Облака —
Котенок —
Радуга —
Вариант 2
Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)
|
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная —... (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая —... (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая —... (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие —... (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая —... (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий —... (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное —... (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая —... (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее —... (солнце).
Пантомима»
Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима — это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников — 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.
Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по
казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель — так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.
|
Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.
• Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.
• Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.
• Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!
3. Интеллектуальное упражнение "Люди как молекулы"
Название. Интеллектуальное упражнение "Люди как молекулы"
Предназначение.
Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей.
Качества. Интеллект. Комбинаторная способность
Содержание
Основная идея упражнения - научиться представлять людей в виде некоторых психологических молекул, а также попробовать представить, что было бы если люди как химические вещества реагировали друг с другом.
Для начала составьте забавную таблицу химических элементов. Элементы и связанные с ними личностные (и вообще личные) качества вы можете подобрать полностью свои. Ниже приведён лишь пример такой забавной таблицы.
|
H (водород) | Легкомысленный |
Cl (хлор) | Серьёзный |
O (кислород) | Активный |
N (азот) | Инертный |
C (углерод) | Умный |
S (сера) | Глупый |
He (гелий) | Весёлый |
As (мышьяк) | Ядовитый |
Br (бром) | Счастливый |
Sb (сурьма) | Несчастный |
Fe (железо) | Трудолюбивый |
Pb (свинец) | Ленивый |
Au (золото) | Богатый |
Cu (медь) | Бедный |
Попробуйте по отношению к своим знакомым составить их личную формулу. В этой формуле, конечно, присутствие всех химических элементов не обязательно, можно обойтись двумя - тремя. Можно, чтобы формула была непохожа на известные в химии. У вас получится примерно следующее:
H20 - очень легкомысленный и активный человек,
Cl2 - до безобразия серьёзный человек,
AsPb - злой тунеядец,
AuSb - богатый и несчастный,
Fe2O - очень трудолюбивый и активный.
А теперь представьте, что между двумя людьми-молекулами произошла химическая реакция: они обменялись своими атомами-элементами. Как это может произойти? Что за личности получатся в итоге? Попробуйте представить себе новых людей. Дайте им имена, фамилии и прочую "легенду". Представьте, что эти новые люди ещё с кем-то вступили в химическую реакцию. Что получилось в итоге? Так играйте до тех пор, пока окончательно не запутаетесь.
4. Интеллектуальное упражнение "Причинно-следственные связи"
Название. Интеллектуальное упражнение "Причинно-следственные связи"
Предназначение.
Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей.
Качества. Интеллект. Аналитические способности
Содержание
Одной из существенных областей применения нашего интеллекта является выявление и анализ причинно-следственных связей в окружающем нас мире. Можно даже сказать, что это потребность нашего интеллекта - выявлять и анализировать причинно-следственные связи. Даже если какой-то человек плохо учился в школе, ненавидел такие предметы как физика и химия, а после окончания школы совсем забросил учёбу и в руках не держал книгу, всё равно он развивает свой интеллект. И двигателем такого саморазвития интеллекта является та самая потребность в установлении причинно-следственных связей.
Что это могут быть за связи? Да самые разнообразные:
- Оклеишь стены светлыми обоями - в комнате станет светлее,
- Сядешь за руль пьяным - будет шанс, что лишат водительских прав,
- Будешь неправильно ставить ударение в словах - окружающие будут посмеиваться,
- Смешаешь уксус с содой - будет пшик,
- Подлижешься к начальству - можешь получить повышение и т.д.
Эти причинно-следственные связи могут быть верными, а могут быть ложными или основанными на недоказуемых вещах:
- Чёрная кошка перебежит дорогу - быть несчастью,
- Если зима холодная, то лето жарким будет,
- Если лето жаркое, то зима холодной будет (со временем, очевидно, зимы будут всё холоднее, а лето - всё жарче),
- Если под окном стоит машина соседа, значит он не на работе,
- Если я буду очень хотеть новую шубу, то получу её.
Упражнение состоит в следующем. Возьмите нарезанные бумажки для записей (их можно купить или самому нарезать). Напишите на них несколько десятков разного рода явлений. Это могут быть объективные явления ("Смешаешь уксус с содой", "Под окном стоит машина соседа") и даже такие объективные явления, к которым вы прямого отношения не имеете ("Начнётся война на Ближнем востоке", "Повысят налоги в США", "Президент Франции чихнёт"). Могут быть и субъективные явления ("Я расстроюсь", "Я забуду что-то важное", "Мне будет приятно на душе").
Сложите эти карточки в какую-нибудь коробку. Доставайте их оттуда парами. Вытащив пару явлений, задайтесь несколькими вопросами:
1. Что из них может быть следствием, а что причиной?
2. Почему? В чём механизм этой причинно-следственной связи?
3. Какова вероятность существования этой причинно-следственной связи ("0,1 процента", "10 процентов", "100 процентов)?
4. Действует ли эта связь сейчас? Может ли она иметь место в будущем?
Конечно, рано или поздно вам попадётся пара каких-то совершенно не связанных явлений, например "Карнавал в Рио-де-Жанейро" и "У меня сломается зуб". Попробуйте напрячь свою фантазию. Чем больше вы её напрягаете, тем выше будет эффект. Не бойтесь показаться самому себе глупым. Это всего лишь игра.
Проводите это упражнение периодически. Каждый раз добавляйте в коробку новые карточки (хотя бы по несколько штук).
5. Гравюры
6. 3-D пазлы