Вводные слова и предложения. Вставные конструкции




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10. ОСЛОЖНЁННОЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Повторите теоретический материал

Простые предложения могут быть осложнены:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями, обращениями.

Однородные члены

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства.

Ряды однородных членов могут иметь при себе слова с обобщающим значением, относящиеся ко всем словам ряда. Это обобщающие слова. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и относящиеся к нему однородные члены.

Обобщающие слова – это слова, обозначающие:

· родовые и видовые понятия:

В комнате стояла незамысловатая мебель: старый диван, стол, два стула.

(обобщающее слово – мебель);

· слова: все, всё, всегда, повсюду, всюду, везде и др., передающие идею всеобщности:

Вещи были разбросаны повсюду: на полу, на стульях, на кровати, на столе.

В предложении обобщающие слова могут быть как перед, так и после рядов однородных членов. Сравните с примером выше:

На полу, на стульях, на кровати, на столе – вещи были разбросаны повсюду.

От места, которое занимают обобщающие слова, зависит пунктуация предложений.

Различение однородных и неоднородных определений

Если к одному и тому же подлежащему или дополнению относится несколько определений, то это не означает, что перед вами обязательно ряд однородных определений. Бывают и неоднородные определения. В чём их различие?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, по одному признаку, например по размеру, цвету, форме, материалу. Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, по разным признакам.

В комнату вбежала веселая, громко смеющаяся девочка.

(весёлая, смеющаяся – однородные определения, выражающие настроение, состояние)

В комнату вбежала маленькая громко смеющаяся девочка.

(маленькая и смеющаяся – неоднородные определения)

В вазе стояли красные, оранжевые и желтые цветы.

(красные, оранжевые и желтые – однородные определения, обозначающие общий признак - цвет)

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

(крупные, красные, душистые – прилагательные, обозначающие разные признаки: цвет, форму, запах; это неоднородные определения)

Неоднородными являются также определения, выраженные разными частями речи, например:

В конце ноября выпал первый лёгкий снежок.

(слова первый и лёгкий относятся к разным частям речи: первый – числительное, лёгкий – прилагательное; они не образуют ряда однородных членов)

Между неоднородными определениями знаки препинания не ставятся.

 

Осложнение обособлениями

Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание.
Обособления различны. Различаются:

· обособленные определения,

· обособленные обстоятельства,

· обособленные дополнения.

Обособленные определения делятся на:

· согласованные,

· несогласованные.

Примеры:

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

· согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

· несогласованное обособленное определение

Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

· Согласованное обособленное определение, выраженное двумя и более прилагательными или причастиями

Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

· обособленное дополнение

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, – это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

Примеры:

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.
к счастью – вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью – дополнение, синтаксическая связь – управление: бьётся (к чему?) к счастью

Обращение

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок – обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна – обращение

 


ВЫПОЛНИТЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Упражнение 1

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните орфограммы. Выделите обособленные определения, дополнения, обстоятельства по образцу.

Образец

 

Обособленное обстоятельство

По-своему наказав преступников, мальчики теперь боялись, не обвинят ли их в шалостях или даже в хулиганстве

1) Лизе наряду со всеми пр..шлось искать службу. 2) Вздохнули и чего(то) так начали пилить, что минули её (не)сговариваясь и пошли дальше. 3) Всё поле зар..сло кустарником за исключением небольшой полянки. 4) Впрочем за исключением матери Мушку (не)навидели все и домашние, и посторонние. 5) Черноволосый (не)стриженый взъероше(н,нн)ый с проступающими рёбрышками он был похож на маленького исхудалого волчонка. 6) И те (в)раз вспыхнули объятые огнём осветились изнутри нежным светом. 7) Медле(н,нн)о двигаясь я вошел в толпу. 8) Мой отец небогатый заводской св..щенник страс..но любил книги и затрачивал на них последние гроши.

 

 

Упражнение 2

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните орфограммы. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются. Расставьте знаки препинания

 

1) З..мля обсохла, душистые берёзовые почки ра..пустились. 2) Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. 3) Сколько выползает на свет божий разных ч..рвячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! 4) Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. 5) Его корм всюду на земле и в земле. 6) Знаете, сколько и..требляет он (в)течени.. лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? 7) В триста раз больше собственного веса! 8) Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. (К. Паустовский.)

 

 

Упражнение 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: