История создания кафедры психологии в ИУУ




Колчина Лидия Павловна - к.пс.н., доцент, проф.МСА,

ветеран труда РФ, педагог-психолог высшей категории

В начале 1980-х гг. в связи с перестройкой в системе образования Республиканские Институты усовершенствования учителей, как ранее ИУУ союзных республик, превращались из методических (кабинетных) в институтские структуры (кафедральные). Для решения этой задачи в 1985 г. заведующий кафедрой психологии УдГУ, канд. психол.наук, доцент Александр Кальманович Байметов был приглашен в ИУУ УР. Имея опыт по разделению кафедры педагогики и психологии и созданию самостоятельной кафедры психологии в УдГУ, сначала он получил задание и осуществил создание кафедры русского и удмуртского языков, затем — совместной кафедры педагогики и психологии и,наконец,- отдельной кафедры психологии, куда была приглашена в 1987 г. и к.пс.н., и.о.доцента Колчина Лидия Павловна. Перестройка «сверху», свежий ветер возможности обновления вызвал жажду перестройки «снизу». Жесткая прочная многолетняя структура размягчилась, позволила внести какие-то изменения. Бывая от УдГУ регулярно на курсах повышения квалификации в МГУ, ЛГУ, ИПК в Москве, Ленинграде, на научных конференциях и съездах, мы знали о новейших тенденциях в образовании: новых формах повышения квалификации, аттестации педагогов, появлении в ответ на потребности школы новой специальности — школьный психолог. Первыми ласточками были курсы, факультеты переподготовки (получения второго высшего образования) в МГУ, ЛГУ, МГПИ им. В.И.Ленина и даже на далекой периферии — в г. Нальчике. Заинтересовала эта идея и наше Министерство. Не желая изобретать велосипед, решили обратиться к первому опыту передовиков. В мае 1989 г. меня послали в командировку в Москву с целью получить консультации от коллег, узнать об их опыте организации занятий, программе, экзаменах и т. п.

В МГУ занятия были закончены, слушатели выпущены, и я не смогла ничего узнать. В МГПИ им. В.И. Ленина завершились выпускные экзамены, и мне удалось пообщаться с несколькими слушателями девятимесячных курсов, в том числе, с учительницей из Ижевска Ольгой Кавалай. Деканат поделился распечатками своих программ, преподаватели рассказали о проблемах и трудностях. С этим «уловом» я и вернулась домой. Разработали свой вариант программы, рассчитанной на 2 года очно-заочного обучения. Планировали начать обучение с сентября, но все оказалось сложнее, т. к. Министерство решило сделать курсы платными, оплачивать должны были РОНО или школы. Продумали программу вступительного собеседования, подобрали психологические задачи. Конкурс был 4-5 чел на место. Планировали набрать 50 человек –2 группы: Ижевскую и республиканскую. Желание и готовность педагогов были огромными. Многие опытные педагоги-мастера годы мечтали и ждали такой возможности, пришлось принять 60 чел. Оказались среди них и многие мои одноклассники и однокурсники, а также наши бывшие студенты-выпускники УГПИ - УдГУ с различных факультетов, прошедшие школу психологических кружков, Ижевского Университета старшеклассников и НОУ (научного общества учащихся). Характерен такой случай: на собеседовании А.К. Байметов долго отговаривал заведующую Сигаевским РОНО Г.В. Шадрину, но она настояла на своем желании, поступила и блестяще защитила Дипломную работу, посвященную изучению педагогов своего района. Систематически направляла к нам на факультет школьных учителей и дошкольных работников, которые потом по итогам работы были аттестованы на высшую категорию. А в 19…г. (?) 6 образовательных учреждений Сигаевского района завоевали первые места во Всероссийском конкурсе. Кафедра занималась не только разработкой программ, подготовкой лекций и практических занятий, приглашением известных специалистов со всей России.

Занятия начались с декабря 1989(?). Было приятно встречаться и нам, и слушателям со всей республики в новом здании ИУУ, с прекрасными аудиториями, мебелью, появляющимся новым оснащением. Практически весь 4 этаж был отдан первому в УР факультету 2-го высшего образования. Половина 4 этажа была отдана под недорогое общежитие дляиногородних, избавив их от траты времени на дорогу по городу, рядом была маленькая кухня, внизу - столовая. Нам была выделена большая просторная пустая лекционная аудитория на 4 этаже, способная,хотя и с трудом, вместить 60 человек плюс членов кафедры, также внимательно слушавших новые курсы лекций своих коллег и интереснейшие выступления ведущих психологов и педагогов, медиков страны, приглашенных А.К. Байметовым. Начали мы с социально-психологического тренинга общения по программе Манфреда Форверга, которой обучилась в Ленинграде Л.П. Колчина. СПТ раскрепостил людей, помог создать доверительный творческий психологический климат в группах, которых предстояло учиться вместе с паузами 2,5 года, 8 сессий.

Базовые курсы по общей, возрастной и социальной психологии читали, а так же вели семинарские и практические занятия А.К. Байметов и Л.П.Колчина. Казалось бы, знакомый курс, но в таком объеме и с такими подробностями никогда не приходилось читать, да и некому, в ИУУ раньше читались выжимки. Приглашенные педагоги вели спецкурсы и спец.семинары по научной теме их лаборатории и института, т. к. чаще это были сотрудники Всесоюзных НИИ или ведущих вузов Москвы и Ленинграда. Научные работники накопили уже опыт работы с педагогами-психологами на факультетах второго высшего образования в Москве, в Ленинграде, Нальчике. В зависимости от объема курса, они читали в течение недели, двух, четырех и жили в соседнем профилактории (с питанием и лечением) или в нашем общежитии.

Программа получилась очень интересной, наши преподаватели сами с огромным вниманием слушали курсы гостей из столиц - выдающихся ученых психологов, известных не только у нас, но и во всем мире, что стало для нас прекрасной заменой 4-х месячных курсов ФПК каждые 5 лет, которые мы имели, работая в УдГУ. Рабочий день начинался с организационного момента перед занятиями, своих занятий или слушания вместе с психологами приглашенных лекторов, потом были беседы. Ответы на вопросы. Работа над курсовыми и дипломными работами. В наборе практически всеми слушателями (50 из 60) руководили А. К. Байметов и Л.П. Колчина. В следующих наборах часть слушателей прикреплялись вруководителям из столиц или др. вузов Удмуртии. Лекторы были:из НИИ АН... (опыт орг-ции психологической службы образования): …...из НИИ АПН: И.В.Равич-Щербо (психогенетика), Г...Логинова (возрастная психология), Ю. Миславский (СПТ), Л.М. Митина (педагогическая психология), Р....й, …..из МГУ проф. Академии Л.М.Фридман (психология обучения) и др.

Из ЛГУ: проф. В Н Куницына (соц. психология), Н.Ю. Щ.... Ведущие сотрудники Всесоюзного Центра Сексологии: Ирина Леонидовна Ботнева, В.М. Маслов (этапы психо-сексуального развития и половое воспитание детей и подростков), из Нижнего Новгорода - Волков (агрессивные деструктивные секты и борьба с ними). Часть зачетов и экзаменов слушатели сдавали после курса, часть на следующей сессии. Занимались почти круглосуточно, продолжая общаться и обмениваться своим богатым педагогическим и жизненным опытом между собой и с преподавателями. Л.П. Колчина часто ночевала в нашем общежитии, особенно в плохую погоду, чтобы не тратить время на дорогу. Мы старались также включать в сессию культурную программу, покупали и распространяли книги по психологии. Так же была создана кафедральная библиотека, помогавшая в профессиональной работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: