Вторая часть. Рынки и конкуренция
Задание 25 (4331). Основная волна. Сибирь (2013).
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
Пример правильного ответа:
1. Конкуренция – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
2. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
3. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Задание 25 (8498). Статград (2016)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда, и одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.
Пример правильного ответа:
1. Относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей.
2. Разделение труда может быть межотраслевым, межрегиональным, международным.
3. Разделение труда позволяет постепенно расширять производственные возможности.
Задание 26 (2069). На сайте Решу ЕГЭ источник не указан.
Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
Пример правильного ответа:
|
1. Совершенная конкуренция.
2. Рынок сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, биржа иностранной валюты.
Задание 26 (8749). Основная волна (2016).
Перечислите несовершенства конкуренции и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Вариант ответа предложенный на сайте Решу ЕГЭ:
1. Фирмы не знают, когда изменятся вкусы потребителей; поэтому они могут вызвать перепроизводство в одной области и недопроизводство в другой. К тому времени, когда они узнают об этом из собственного опыта, положение вновь может измениться. — Компания А. выпустила очень большую партии обуви, модной в прошлом сезоне, но так как изменились модные веяния, дореализовать оставшуюся часть продукции ей не удалось и компания понесла убытки.
2. Кроме того, в конкурентной системе одни производители не знают, какие методы применяют другие, и поэтому издержки производства не снижаются до минимума. России не известны секреты производства товаров японской электроники, поэтому наши компании не могут полноценно конкурировать.
3. Слишком большие деньги расходуются на рекламу, они могли бы тратиться на совершенствование товаров и услуг.
4. Используются нечестные приемы и методы конкурентной борьбы: административный ресурс, антиреклама и т.д.
Задание 26 (9033). Котова, Лискова 30 вариантов (2017). Вариант 9.
Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.
Вариант разработчиков:
1. Небольшая фабрика по производству конфет в ходе конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской фирмой, после чего произошло полное техническое переоснащение фабрики и увеличился её объём производства;
|
2. Компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах мобильного Интернета, другие компании-операторы вынуждены были выступить с аналогичными предложениями;
3. Ресторан быстрого питания, ориентированный на производство и продажу гамбургеров, картошки-фри и хот-догов, под влиянием конкуренции со стороны других участников рынка ввёл в меню различные салаты и другие вегетарианские блюда.
Задание 26 (9149). Котова, Лискова 30 вариантов (2017). Вариант 9.
Рынок спортивной одежды области Z поделён между тремя крупными компаниями, другие производители не представлены. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой выбор поясните. Назовите любые два других типа конкурентных рынков.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) тип по условию — олигополия;
2) пояснение, например: три фирмы-производителя поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену товаров; другие производители на рынке не представлены;
3) другие типы:
- рынок чистой (совершенной) конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- рынок монополии
Задание 26 (9914). Котова, Лискова 30 вариантов (2017). Вариант 15.
Назовите любые три конкурентных преимущества фирмы и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
Вариант правильного ответа:
1. Высокое качество выпускаемой продукции (например, тепличное хозяйство поставляет в супермаркеты города овощи и выигрывает y конкурентов за счёт свежести своей продукции, привычного для потребителей вкуса овощей, отсутствия обработки овощей консервантами);
|
2. Привлекательность внешнего вида продукции (например, женщины в стране Z предпочитают мобильные телефоны ярких расцветок с различными украшениями телефонам «стандартных» цветов, поэтому производители ярких телефонов выигрывают у своих конкурентов);
3. Отличный сервис (например, компания по изготовлению металлических дверей, в отличие от конкурентов, предлагает клиентам сервисные услуги на всё время эксплуатации двери);
4. Удобство расположения офиса (например, предприниматели города Z стремятся арендовать помещения в торговых центрах, расположенных y станций метро).
Задание 27 (9943). Котова, Лискова 30 вариантов (2017). Вариант 14.
На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса. Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните.
Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.
Правильный ответ:
1) тип — рынок совершенной конкуренции (допустим ответ: рынок монополистической конкуренции);
2) пояснения, например: на рынке действует множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары для удовлетворения одной и той же потребности и не способных преградить выход на рынок новым конкурентам;
(Может быть приведено другое пояснение.)
3) тип (вид):
а) по объекту — рынок товаров;
6) по масштабу — региональный.
Задание 28 (3814). Основная волна (2013). Центр. Вариант 5.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы (план составлен некорректно):
1. Понятие фирмы
2. Классификация фирм по размеру:
а) мелкие
б)средние
в)крупные
г)крупнейшие (монополии)
3. Признаки фирмы:
а)создание и реализация продуктов и услуг
б)фирма – производственный кооператив
в)получение прибыли
4. Понятие конкуренции.
а) ценовая.
б)неценовая.
5. Действия фирмы в условиях конкуренции:
а)изучение потребительского спроса,
б)поиск путей снижения себестоимости товара (услуги),
в) проведение акций
6. Виды монополистической структуры.
а)Совершенная.
Б)Монополия.
В)Олигархия.
Г)Монополистическая- чистая монополия.
7. Абсолютная монополия.
8. Монопсония.
9. Конкуренция в России, сегодня
Эссе:
1. «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
2. «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан).
3. «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей» (А. Смит).
4. «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).
5. «Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия» (Г.С.Беккер).
6. Конкуренция: жизнь торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард).
7. «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
8. «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
9. «Меняются рынки, меняются вкусы. Поэтому и компании и предприниматели в рыночной конкуренции должны меняться тоже». (Э. Ванг)
10. «Каждый вечер 95 % всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача — создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создаёт конкурентное преимущество». (Д. Гуднайт)
11. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда». (A. Смит);
12. «Конкуренция — это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)
13. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция». (Л. Эрхард)
14. «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения». (А. Маршалл)
15. «Если вы разрушаете свободный рынок, вы создаёте чёрный рынок. Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону». (У. Черчилль)
Пример эссе. Никита Лазарев. Написано в рамках экзамена по экономике.
Балл (4)
«Конкуренция: жизнь торговли и смерть продавцов» - Элберт Хаббард.
Автор данного высказывания Элберт Хаббард заставляет задуматься о конкуренции как процесса в экономической жизни. Я думаю, что Хаббард имел в виду то, что в ходе конкуренции на рынке создается возможность выбора для потребителя, что ведет к активной торговли. Однако противостояние товаропроизводителей зачастую приводит к их разорению (более мелкими из-за … крупных).
Определение говорит, что конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия пр-ва и купли/продажи товаров/услуг. То есть производители, для завоевания своей ниши на рынке, вынуждены … (неразборчиво) каких-то изменения, новшества, улучшения как в процессе непосредственного производства, так и в сами товары.
Например, компания «Apple» известная своими ноутбуками, планшетами и прочими гаджетами завоевала значительную часть рынка благодаря тому, что их операционная система не подлежит взлому вирусами. Этот фактор зачастую является решающим у потребителя при выборе электронного устройства. Это пример олигополии (т.е. рыночная структура, на которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен барьерами).
Также примером конкуренции может служить фирма, которая изготовила лайнер Титаник в 1912 г. Она соперничая с несколькими другими организациями; Они пытались опередить друг друга. Компания, изготовившая лайнер «Титаник», экономила на сырье, неиспользуемые для отделки корпуса судна и обшивки, что привело к крупней катастрофе в истории судоходства. Впоследствии это фирма обанкротилась вследствие недоверия со стороны потребителя. Это пример того, как конкуренция может повлиять на жизнь компании в худшую сторону.
Таким образом, на основе вышесказанного, я не могу полностью согласится с высказыванием Элберта Хаббарда. Конкуренция имеет и положительные и отрицательные черты, которые нельзя недооценивать. Цитата Хаббарда имеет право на существование, но это только один аспект конкуренции, что не является правильным.